|
От
|
Офф-Топик
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
31.01.2001 21:16:43
|
|
Рубрики
|
Прочее; WWI; WWII;
|
|
История одесской ЧК
ШКЛЯЕВ И.Н.
litcafe@gruppa-t.com
ОДЕССА В СМУТНОЕ ВРЕМЯ
Оглавление
Вместо предисловия
1 "Бонапарт" российской революции
2 Мишка Япончик
3 Комендант города
4 В лето 1919...
5 Десант
6 "Иной разбойник лучше иного министра"
7 Первый арест
8 Одесская чрезвычайка
9 Примечания
.
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
Меня всегда поражала одна из закономерностей гражданской войны в Одессе - фактически всегда город переходил из рук в руки без боя, с какими-то опереточными выстрелами, беспорядочным бегством старой власти (уже изрядно награбившей) и торжественным шествием новой (но с тем же предвкушением грабежа). Возникает впечатление, что жители Одессы были абсолютно индифферентны к политическим амбициям любой окраски, хоть импортной англо-французской , хоть отечественной большевистской, национальной, учредиловской, монархической и т.п.
Одесситы встретили и февральскую и октябрьскую революции не политическими баталиями, а конкретными пари, заключающимися на крупные суммы о продолжительности власти новых правителей России. Почти без выстрелов город был сдан австро-германским войскам в марте 1918 года,(а где же была хваленая одесская Красная гвардия, три дня палившая на улицах в дни Январского восстания ? Вероятно, дисциплинированные немецкие дивизии - это не опереточные гайдамаки). Надеждой на европейское правление был встречен англо-французский десант союзников России по Антанте. Казалось, наконец-то установилась настоящая крепкая власть, но ...
Семьдесят семь лет назад, 5 апреля 1919 года, из нашего города панически быстро эвакуировался 15-тысячный французский экспедиционный корпус, прекрасно экипированный, готовый выполнить любой приказ командования. Противостояли ему под Одессой плохо вооруженные, полу бандитские партизанские отряды атамана Н. А. Григорьева, недавнего петлюровца, срочно перекрасившегося в красные цвета. Шансов на военную победу у новоявленного командира Красной армии не было и поэтому он был немало удивлен своей удачей, войдя в Одессу лишь 6 апреля, на следующий день после ухода французов. Что же случилось, почему хорошо вооруженные союзники оставили важнейший стратегический центр в Северном Причерноморье столь внезапно, не успев даже вывезти собственные запасы продовольствия, обмундирования и других военных грузов и складов одесского порта? Загадка, которую "историки-марксисты" более семидесяти решали вполне по-большевистски. Позволю себе напомнить, что логика их рассуждений
была строго выверена с партийными аксиомами - большевистское подполье в городе, образовав "Иностранную коллегию", успешно распропагандировало воинские части интервентов, которые, убоявшись революционного взрыва в своей армии, почли за лучший вариант эвакуацию ( вероятно, дабы революционная зараза окончательно не развалила воинскую дисциплину). Эта теория благополучно вошла в учебники, художественные произведения и всевозможно пропагандировалась. Забыли указать лишь" малозначительный факт" - "Иностранная коллегия" просуществовала и активно работала 2-2,5 месяца, выпустив десяток экземпляров газеты "Коммунист", вскоре была арестована контрразведкой и члены этой коллегии трагически погибли у стены еврейского кладбища. Ни в коей мере не умаляя мужество Жанны Лябурб и ее товарищей, хочется спросить: "Каким образом, несколько человек за столь короткое время смогли привести в небоеспособное состояние многотысячный экспедиционный корпус? Причем зуавы - колониальные войска, в своем большинстве были вовсе неграмотны". Натяжка очевидна.
Впервые на этот вопрос попытался ответить прекрасный одесский журналист и исследователь Н. А. Брыгин, выдвинув гипотезу о великолепной операции чекистов, которым удалось внедриться на радиостанцию интервентов, располагавшуюся на тральщике "Граф Платов", и давших хитрую дезинформацию, якобы из Парижа с приказом об эвакуации из Одессы. Косвенно это предположение подтверждается публикацией 4 апреля в некоторых одесских газетах "сенсационных" сообщений о падении во Франции кабинета Клемансо и вытекающем отсюда распоряжении верховного командования о выводе всех союзных войск с юга России. В начале 80-х и это было бомбой для исторического официоза, тем более, что брыгинская версия включала в себя и чисто человеческие отношения знаменитой русской киноактрисы Веры Холодной с высшими французскими военными чинами, а также ее неожиданную смерть от "испанки". Подобные пассажи абсолютно не отвечали марксистским учениям " о роли личности в истории" и совершенно не показывали борьбу полумифических "народных масс" за власть в городе7 Вероятно, поэтому талантливые очерки Никиты Алексеевича так и не переизданы до настоящего времени.
Иная гипотеза ухода французских войск из Одессы появилась в эмигрантской печати сразу же после гражданской войны. Сотрудник деникинской контрразведки С. М. Устинов оставил любопытнейшие воспоминания "Записки начальника контрразведки", где ярко описал грабеж банков и населения уходящими войсками. Полноту картины разложения дополняют довольно прозрачные намеки на взяточничество и продажность командования французского корпуса, которое получало от большевиков многомиллионные взятки. Эта версия весьма интересно подтверждается документами бывшего института истории партии при ЦК КПУ, в которых председатель одесского областного подпольного комитета КП(б)У Елена Соколовская обращается в Центральный Комитет с секретной просьбой о срочном выделении областкому нескольких миллионов рублей "для делания революции в Одессе". То есть картина довольно одиозная - широко использовались в борьбе за власть в городе женщины и деньги.
Давали большевики деньги французам или не давали установить сегодня сложно, но после эвакуации начальника штаба экспедиционных войск полковника Фрейденберга во Франции судили военным судом за несанкционированную сдачу Одессы. Также сложно проследить и деятельность советской контрразведки в нашем регионе в 1918-1919 гг., т.к. документы Одесской ЧК за этот период сгорели в вагоне на железнодорожном вокзале в августе 1919 г. при паническом бегстве Советской власти из города. Но из всех версий, приведенных выше, конкретным фактом остается безучастная позиция большинства населения, которое с каким-то болезненным интересом встречает каждую новую власть - а вдруг "эти" будут немного поприличнее предыдущих ?
Необычным людям и событиям, оставившим свой след в Одессе, посвящается эта работа.