|
От
|
Mike
|
|
К
|
DenisK
|
|
Дата
|
09.11.2003 19:40:21
|
|
Рубрики
|
WWII;
|
|
Re: Что, абсолютно...
>То есть японцы вели себя довольно беспардонно.
>Уверенность что транспорта топили не из пальца высосана.
____ON____
По данным справочника “Суда Морфлота СССР, погибшие в годы Великой Отечественной войны”, на Тихом океане и прилегающих морях погибли 23 судна НКМФ. Из них 9 были выброшены штормами на скалы, раздавлены льдами, подорвались на своих минах и т.п., 14 погибли насильственно: 4 стояли в ремонте в Гонконге, когда его захватили японцы, и пострадали от японской береговой артиллерии; 2 судна (“Перекоп” и танкер “Майкоп”) были уничтожены в декабре 1941 года на пути в Индонезию японской авиацией; “Павлин Виноградов” погиб 22.04.44 г. от внутреннего взрыва у берегов Аляски; остальные 7 торпедированы подводными лодками. “Микоян” погиб 3.10.42 г. в Бенгальском заливе у берегов Индии, работая на перевозках в Персидский залив, от торпед японской ПЛ “I-162”. Гибель 6 остальных долгое время относили тоже на счет японцев, тем более что погибли эти суда у берегов Японии, чьи ВМС и береговая охрана за 1941-1944 годы задержали 178 советских торговых судов (“ДВМП 1880-1980”, Владивосток, 1980, с.197) на сроки от нескольких часов до 2-3 месяцев.
В конце 50-х годов вышли в США и вскоре были переведены на русский язык книги, написанные бывшим командующим подводными силами США на Тихом океане вице-адмиралом Чарльзом Локвудом. Оказалось, что “Колу” и “Ильмень” восточнее южной оконечности Японии потопила 17.02.43 г. американская ПЛ “Софиш” (командир Эжен Сэндз) [Локвуд Ч. “Топи их всех”, М., 1960, с.94], а “Трансбалт” в Японском море 13.06.45 г. ПЛ “Спейдфиш” (командир Вильям Гермерсхаузен) [Локвуд Ч., Адамсон Г. “Морские дьяволы”, М., 1958, с.223].
В книге Клэя Блэйра “Тихая победа” названы имена командиров еще двух американских ПЛ, потопивших советские суда: Мун Чэппл - на ПЛ “Пермит” потопил 9.07.43 г. рыболовный траулер (этот факт обсуждается в “Переписке Председателя Совета министров СССР с Президентами США и Премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.”, М., 1986, т.2, с.305) и Малколм Гаррисон (Blair Clay, Jr., “Silent Victory”, Philadelphia, N-Y., 1975, p.864), который на ПЛ “Сэндланс” в Охотском море 3.03.44 г. потопил “Белоруссию” (Руднев Г.А. “На морских дорогах войны”, Владивосток, 1995, с.254). Клэй Блэйр упоминает еще об одном, правда, неудачном торпедировании русского судна ПЛ “Тамбор”, которой командовал В.Гермерсхаузен перед тем, как стал командиром “Спейдфиш”.
В книге, изданной Московским клубом истории флота в 1996 году, “Тайны подводной войны”, серия 2, в статье Стрельбицкого К.Б. “Топи их всех?” этот список завершен еще двумя американскими ПЛ: “Гренадир” (командир Лент) потопила 1.05.42 г. в Восточно-Китайском море пароход “Ангарстрой”, только что выпущенный из японского плена, а “Санфиш” (командир Шилби) - 6.07.44 г. в Охотском море “Обь”.
В немецком издании 1968 года “Хроника морской войны” Юргена Ровера и Герхарда Хюммельсхена сказано, что в октябре 1943 года в районе Курильских островов патрулировали американские ПЛ. Две из них: “Грэйбэк”(командир Мур) и “Салмон” (командир Николас) торпедировали, но не потопили транспортные суда [c.391]. Возможно, торпеда одной из них досталась 4.10.43 г. либерти “Одесса” и оставила след от огромной пробоины в кормовой части левого борта? Судно стоит во Владивостоке в бухте Золотой Рог в качастве плавмастерской.
____OFF____ (c) Алла Паперно
С уважением, Mike.