|
От
|
Сергей Зыков
|
|
К
|
Hoaxer
|
|
Дата
|
06.11.2003 14:30:35
|
|
Рубрики
|
WWII;
|
|
Re: Хм... тогда...
>ВОПРОС -- почему же не произошло продажи (хотя бы номинальной, фактически аренды) американских судов (в счет ленд-лиза же) нам, и они ходили бы по Тихому океану под советским флагом, все такие нейтральные.
почему, были "либерти"...
у меня до сих пор кресло с либерти служит, деревянное, но все остальное как у модели для босса - крутящееся и балансирное.
вот статья есть там сухогрузы указаны свыше 100...
-----------------------------
ЛЕНД ЛИЗ
Что мы знаем м чего не знаем
об американской помощи СССР в годы воины
Пыльная буря в пустыне
...К полудню жара стала нестерпимой. Рубашку приходилось выжимать каждые полчаса, солнце обжигало, словно поднесенная к коже спичка, на губах появлялись коричневые разводы желчи. 50 по Цельсию в тени - гигантская природная духовка, адская печь... Казалось, еще немного, и закипит вода в реке и в Персидском заливе, расплавится асфальт на улицах, потрескаются камни. На металлических крышах кабин "Студебеккеров", выстроившихся в иранском порту Хорремшехр после загрузки ящиками с боеприпасами, алюминием и тушенкой, можно было запросто поджарить эту самую тушенку.
Дрожащее марево обтекало колонну из пятидесяти новеньких американских армейских грузовиков, отправляемых в СССР Соединенными Штатами в рамках военной помощи по ленд-лизу. В этот жаркий июльский день 1943-го очередная партия машин с грузами была готова к дальнему пути - через весь Иран на север страны к границе с СССР. Павел Демченко, девятнадцатилетний помощник командира колонны по технической части, надел на мокрое тело американскую военную рубашку с короткими рукавами (наши гимнастерки не выдерживали климата - пропитанные солью, потом, они "дубели" и "ломались", а форма США изготавливалась специально для тропиков). Потом взял, привычно проверив, пистолет "ТТ" и пошел к последнему "Студебеккеру". На этот раз он ехал "замыкающим"...
Гладкая, как зеркало, выжженная солнцем желтая полупустыня. Растянувшаяся по шоссе на два километра автоколонна. За рулем - в основном местные жители (персы, курды, армяне...), прошедшие не очень длительное обучение на организованных русскими курсах в Тегеране. В колонне всего девять наших военнослужащих: кроме Павла, семь сержантов с карабинами и командир. Впереди - две с половиной тысячи километров нелегкого, опасного пути, сначала по пустыне, потом - над пропастью в горах. Ветер неожиданно резко усилился. Солнце скрылось за черной тучей песка, поднятого в небо на несколько километров. Он бил по стеклам, по кузову, проникал в кабину, забивался в уши, под одежду, в нос, скрипел но зубах... Пыльная буря смешала воедино небо и землю, "растворила" дорогу, превратила день в ночь. Свет фар терялся в этой круговерти. До Ахваза, городка, где они должны были ночевать, оставалось еще 80 километров..
Во время второй мировой войны Соединенные Штаты оказали широкомасштабную помощь 42 странам вооружением, техникой, продовольствием и материалами на астрономическую сумму - 46 миллиардов долларов (в тех ценах). Эта программа, осуществленная по инициативе президента США Франклина Рузвельта, получила название "Ленд-лиз" (lend - давать взаймы, lease - сдавать в аренду). На Советский Союз ленд-лиз был распространён в ноябре 1941-го.
До сих пор среди наших историков и военных специалистов идут дискуссии: насколько весомой была та помощь союзников - Соединенных Штатов. Великобритании и других. Кстати, долгое время после окончания войны у нас не публиковались абсолютные цифры поставленных по ленд-лизу грузовиков, телефонов, обуви и т. д. Военная техника оценивалась либо в тоннах, либо в стоимостных характеристиках, но не в штуках. Так затушевывались масштабы помощи.
При этом акцент нередко делался не на позитивных аспектах, а на том, что могло бы дискредитировать поставки, представить их в искаженном свете. В двенадцатитомной "Истории Второй мировой войны", вышедшей у нас чуть более десяти лет назад, технической помощи союзников посвящено всего несколько строк. Отметив, что партнеры СССР по коалиции не выполнили полностью взятые на себя обязательства, авторы перечисляют: недопоставили столько-то обещанных танков, столько-то самолетов, столько-то грузовиков... А сколько же поставили? В энциклопедиях и справочниках была полуправда. На ней воспитывались поколения советских людей. Если судить по таким публикациям, то получается, что союзники вовсе и не помогли нам, а, наоборот, вроде бы даже поставили подножку. И не благодарить их надо, а выставить им суровый счет...
Так что же все-таки представлял собой ленд-лиз в действительности? Существенной ли была помощь?
В Библиотеке конгресса США собственный корреспондент "Труда" Виссарион Сиснёв взял документы и книги, в которых приведены данные о поставках Советскому Союзу в годы войны, Сегодня мы назовем эти цифры, многие из которых в России будут опубликованы впервые. Итак, вот что было отправлено в СССР (незначительная часть груза погибла в пути):
Поставки самолетов разных типов:
из США - 14.795, из Великобритании - 7.000;
танки:
из США - 7.056,
из Великобритании - 5.000;
бронемашины - 4.158;
гусеничные тракторы-тягачи - 7.570;
металлорежущие станки - 44.600;
паровозы - 1.860;
железнодорожные платформы - 11.300;
цветные металлы - 517.500 тонн;
минные тральщики - 77;
противолодочные корабли - 103;
торпедные катера - 199;
десантные корабли - 62;
танкеры - 29;
сухогрузы - 102;
буксиры и ледоколы - 23...
Прервем на время список, чтобы понять, насколько существенной была эта помощь. Вот например, самолеты. В годы войны в СССР было выпущено 125.655 самолетов. Плюс 21.795 зарубежных. Это значит, что каждый шестой-седьмой самолет в нашей военной авиации был иностранного производства. Каждый седьмой торпедный катер, каждый десятый тральщик были также из США или Англии. А еще - зенитные орудия, самоходные пушки, мобильные мосты... Отдельно надо сказать о горючем - мы получили из США 2,8 миллиона тонн нефтепродуктов, в том числе 1.163.463 тонны столь нужного нашим самолетам высокооктанового авиационного бензина...
Нападение в горах
...Натужно гудя, "Студебеккеры", задрав "носы", медленно поднимались по крутой горной дороге все выше и выше - в небо. Остались позади жестокая песчаная буря в Карунской низменности, ночевка в Ахвазе, крупный город Дизфуль... Теперь колонне предстояло одолеть горную систему Загрос, или Пиш-Кух - труднодоступные высокие хребты, разделенные зелеными долинами.
По встречной полосе медленно спускался ярко раскрашенный грузовой "Форд". Неожиданно он резко повернул и остановился, перегородив дорогу и отсекая пять "Студебеккеров" в хвосте колонны. Тотчас откуда-то сверху, со склона горы, на эти еще не остановившиеся машины стали прыгать люди. Они быстро и ловко взрезали брезент, выбрасывали на дорогу ящики, которые сообщники сноровисто уволакивали в горы.
На замыкающую машину бандиты не напали. "Началось!" - подумал Павел и, выскочив из кабины, стал стрелять из "ТТ" в воздух, чтобы командир колонны услышал выстрелы и остановил движение. В ответ бандиты открыли беспорядочную пальбу. Набранные из местных трое шоферов "Студебеккеров" разбежались, прячась от свистящих пуль. На выручку уже бежали командир и семеро наших сержантов с карабинами в руках...
Налетчики действовали молниеносно. В мгновение ока несколько тяжеленных ящиков были унесены в горы. На одном из "Студебеккеров" вывернули руль, сняли машину с тормоза и, подтолкнув спереди, сбросили в пропасть. Через пятнадцать минут от нападавших не осталось и следа (они прекрасно знали, что на выстрелы должен приехать английский патруль).
Теперь вся колонна на несколько часов, а то и на полдня застряла в пути. Просто так не уедешь. Нужно было дождаться английского патруля, составить протокол, оформить другие документы, указав все потери с точностью до последней гайки. "Никакого доверия к нам со стороны начальства не было, - рассказывал нам на днях, вспоминая прошлое, находящийся на пенсии Павел Епифанович Демченко. - Любому доносу да и просто слуху могли поверить без всякой проверки. Если кто-то "стукнет", что такой-то ночевал, допустим, у иранки, то очень быстро "такого-то" отправляли в СССР... И за каждый килограмм груза надо было отчитаться, словно там находились золотые слитки..."
Всего за годы войны в СССР отправлено из Америки 363.080 грузовиков, 43.728 "Виллисов" (или "Джипов"), 3.510 "Джипов"-амфибий - всего более 410 тысяч машин. Для сравнения: к началу войны в Советской Армия было в полтора раза меньше автомобилей, к концу войны - 664 тысячи. Это значит, что американские автомашины сыграли очень важную роль в повышении мобильности нашей армии. Надо ли говорить, как это важно в условиях войны?
- Американские поставки,- подчеркнул в беседе с нами доктор исторических наук Алексей Басов,- оказали большое влияние на ход войны. Взять хотя бы автомобили. К концу войны наша армия по сути была посажена на машины американского производства. Это позволило в серьезных масштабах расширить оперативные возможности Советской Армии. Некоторые исследователи считают, что "повышение моторизации" наших войск приблизило окончание войны примерно на полгода...
Сборка автомобилей для СССР производилась на трех заводах - недалеко от иракского порта Басра, вблизи иранского порта Бушир, а также в иранском местечке Андимешк, где было построено большое сборочное предприятие (общая площадь - 100 тысяч квадратных метров). В 1943 году ежемесячно перегонялись пять тысяч автомобилей, а в иные месяцы - десять тысяч...
И машина рухнула в пропасть
...Четвертая ночевка была в горах, в окружении суровых горных хребтов северо-западного Ирана. Колонна остановилась на окраине большого населенном пункта. Выставили охрану. Водители улеглись спать на брезентовых крышах "Студебеккеров" - подальше от скорпионов, каракуртов и прочих ядовитых тварей. В темноте раздавался тоскливый вой шакала, похожий на плач ребенка. Вой не давал заснуть...
С утра снова карабкались в горы, опять глубокие пропасти, крутые повороты. На одном из них произошла трагедия. Водитель двенадцатой машины, заснув или задумавшись, не успел свернуть и полетел вниз. Его предсмертный крик эхо пронесло по ущелью...
- Эти рейсы были трудными, изматывающими, - продолжал рассказ Павел Демченко. - Я и сам переболел там тропической малярией. Некоторые районы, по которым проходила трасса, контролировали местные племена. Иные из них восставали и не подчинялись центральным властям Но, несмотря на все трудности, по иранскому коридору шло снабжение нашей армии автомобилями, самолетами, боеприпасами... Всего через Иран прошло ЧЕТЫРЕ С ПОЛОВИНОЙ МИЛЛИОНА ТОНН ГРУЗОВ. В Абадане, Маргиле, Шуайбе союзники собирали боевые самолеты; на заводах в Андимешке, Бушире собирали автомобили и потом в порту загружали их снарядами, металлом, продовольствием. Более 600 американских и 20 английских кораблей доставляли в Персидский залив грузы по ленд-лизу. Это была большая помощь...
На пятые сутки вечером вошли в Джульфу. На "Студебеккеры" сели водители из нашего автобата. Между прочим все водители были женщины. Они перегоняли американские машины через ирано-советскую границу. Так завершился этот рейс. Один из многих тысяч.
В рамках ленд-лиза США поставили Советскому Союзу 325.784 тонны взрывчатки, почти 15 миллионов пар обуви, оборудование для железных дорог, угледобывающей, шинной, текстильной, строительной, газовой промышленности и т. д.
Особое внимание было уделено поставкам средств связи: 35 тысяч радиостанций, 380 тысяч полевых телефонов, а также провод для них - более полутора миллионов километров (им можно было бы 37 (!) раз "опоясать" земной шар).
И, наконец, продовольствие. Список внушительный: почти миллион тонн зерна, полмиллиона тонн растительных жиров. 730 тысяч тонн животных жиров, 672 тысячи тонн сахара. Повсюду - на фронте и в тылу в голодные военные годы наши люди ели американскую тушенку. 782.973 тонны консервированного мяса отправили в СССР Соединенные Штаты. В пересчете на килограммовую расфасовку получится 782 миллиона банок...
- Поставки по ленд-лизу осуществлялись по нескольким "коридорам",- говорит хорошо знающий эту тему военный историк Алексей Басов.- "Иранский" - один из них. Здесь прошла примерно четверть всех грузов (23,8 процента). Еще около четверти (22,7 процента) - по северному направлению, через Архангельск и Мурманск. Однако максимальный поток шел через Дальний Восток. На этот "коридор" пришлась почти половина всех американских поставок (47,1 процента).
Общая стоимость американского оружия и материалов, отправленных в Советский Союз по ленд-лизу, оценивается в 9,8 миллиарда долларов. Но наибольшую поддержку в рамках ленд-лиза Америка оказала Великобритании - 30,3 миллиарда долларов (Франции - 1,4 миллиарда, Китаю - 631 миллион...).
- Как мы расплачивались за помощь в рамках ленд-лиза?
- Вначале, - отвечает Алексей Басов, - за поставленные оружие и товары СССР заплатил золотом (на сумму 41 миллион долларов). Тогда же начали ответные поставки цветных металлов, лесоматериалов и т. д. Всего - на 2,2 миллиона долларов, что не шло в сравнение с поставками по ленд-лизу. Но здесь, я уверен, необходим другой счет. Наши солдаты и офицеры проливали кровь на фронте, спасая все человечество от гитлеризма.
По условиям ленд-лиза оставшиеся после войны неиспользованные материалы должны быть оплачены на основе долгосрочных кредитов. Переговоры между США и СССР о выплате долгов по ленд-лизу проводились неоднократно. В 1973 году Советский Союз выплатил Соединенным Штатам 48 миллионов долларов. Далее мы прекратили выплаты, так как американская сторона не выполнила условии по предоставлению нашей стране режима наибольшего благоприятствования в торговле. Оставшийся долг в 674 миллиона долларов правительство СССР предложило погасить к 2030 году, но при условии, что не будет дискриминации в торговле...
Долгое время мы скрывали, замалчивали, стремились приуменьшить масштабы военной помощи нам со стороны американцев и других союзников. Это было нечестно и несправедливо.
Сегодня научились не бояться правды. И вспоминая в год 50-летия Великой Победы сотрудничество с союзниками, мы знаем: это ни в коей мере не преуменьшит подвиг советского народа, вынесшего на своих плечах основную тяжесть войны...
Виталий ГОЛОВАЧЕВ,
Юрий ДМИТРИЕВ,
спецкоры "Труда".
26 ноября 1994 года