|
От
|
БТ-7А
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
05.11.2003 18:36:45
|
|
Рубрики
|
Флот;
|
|
Будущее российского флота(+)
Всем, здравствуйте!
ПРИНЯТИЕ МОРСКОЙ СТРАТЕГИИ ПОЗВОЛИТ ОБЕСПЕЧИТЬ ЕГО ОПТИМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
В современных условиях как никогда раньше подтверждается правомерность положений военной науки о том, что успешное выполнение оперативных и стратегических задач на любых театрах военных действий, а в мирное время - защита военно-политических интересов страны в различных регионах Земного шара - немыслимы без объединенных усилий различных видов Вооруженных Сил, оптимального распределения сил и средств по решаемым задачам и в то же время сохранения за каждым видом ВС присущей ему сферы ответственности. Свой взгляд на будущее ВМФ РФ высказывает Эдуард Балтин. В основу статьи положены тезисы, с которыми в свое время он выступил на научной конференции в Военной академии Генерального штаба. По мнению адмирала, они не утратили свою актуальность до настоящего времени.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СФЕР ПРИМЕНЕНИЯ
Хотим мы того или нет, но значительные изменения в структуре Вооруженных Сил России неизбежны. И, прежде всего, виды ВС распределятся по сферам их применения: воздушно-космическое пространство, континент и Мировой океан. Только это позволит создать боевые системы, способные решать весь комплекс боевых задач, присущих данной сфере. Этот вопрос приходится рассматривать по той причине, что в Министерство обороны Российской Федерации поступают предложения, направленные на изменение внутренней структуры ВМФ, реализация которых значительно ослабит боевые возможности флота. Предлагается, например, передать морскую ракетоносную авиацию в состав ВВС вслед за истребительной авиацией, уже изъятой у ВМФ. Звучат требования пересмотреть взгляды и на морские стратегические ядерные силы, береговые войска и т. д.
В общем, "новаторских идей" много, но не всегда они научно обоснованы, учитывают опыт Второй мировой войны, опираются на уроки локальных войн и крупномасштабных военных конфликтов последних десятилетий. Например, участия ВМС США в более чем 160 конфликтах различного масштаба второй половины ХХ в. и других.
Думаю, было бы правильно все предложения, касающиеся ВМФ, свести в одно понятие "морская стратегия", под которым следует понимать принятую военно-политическим руководством систему взглядов на цели и характер использования ВМФ в мирное время, в конфликтных ситуациях, в ходе крупномасштабной войны, определяющую направленность его строительства, оперативную и боевую подготовку, способы ведения боевых действий на море. Это давно сделано в США, Великобритании, Франции, поскольку необходимо, прежде всего, для заблаговременного планирования материальных ресурсов на длительный промежуток времени с целью развития ВМС и поддержания их в заданной степени боевой готовности.
Подобная "морская стратегия" так и не была принята официально за всю историю ВМФ СССР. И не в последнюю очередь именно по этой причине оперативное применение достаточно внушительного по количеству боевых единиц советского флота крайне затруднялось из-за разнотипности кораблей, подводных лодок, самолетов, вооружения и технических средств. Что, в свою очередь, заставляло глубоко сомневаться в способности ВМФ эффективно проводить операции в ходе широкомасштабных боевых действий.
ЗАЧЕМ НУЖЕН ВМФ?
Необходимость для России содержать достаточно мощный Военно-морской флот диктуется многими факторами. Вот основные из них:
- военно-географическое положение страны, имеющей около 43 тыс. км морских границ (ни одно государство мира не имеет побережья подобной протяженности);
- защита в мирное время политических интересов России в жизненно важных регионах Земного шара;
- обеспечение суверенитета и территориальной целостности РФ, включая ее территориальные воды, экономическую зону и воздушное пространство над ними;
- гарантия безопасности граждан РФ и экономической деятельности Российского государства в Мировом океане (торговля, рыболовство, добыча полезных ископаемых);
- поддержание мира и коллективной безопасности в различных точках планеты путем участия в операциях вооруженных сил ООН и региональных организаций на основании мандата ООН;
- обеспечение личной безопасности граждан России, находящихся в иностранных приморских государствах при возникновении в них конфликтных ситуаций.
Все перечисленное относится к задачам мирного времени. В случае же развязывания против России широкомасштабной агрессии ВМФ придется, во-первых, удерживать противника от желания пустить в ход ядерное оружие благодаря наличию собственного мощного ядерного потенциала, находящегося в готовности к применению в любых условиях; во-вторых, не допустить или значительно ослабить удары врага с морских направлений по территории России; в-третьих, ВМФ призван обеспечить оборону основных территорий, проливных зон, имеющих важное значение для группировок своих войск, ведущих боевые действия на приморских направлениях.
Безусловно, также к числу первоочередных задач ВМФ относятся разгром ударных морских группировок неприятельских ВМС и завоевание господства в ближней морской (океанской) зоне, создание благоприятных условий для действий на приморском направлении; защита жизненно важных морских коммуникаций; высадка морских десантов и обеспечение их действий на берегу; нанесение огневых ударов по войскам агрессора с морских направлений; блокада вражеского побережья (портов, ВМБ, экономических прибрежных районов, проливных зон); а с началом применения ядерного оружия противником - разрушение наземных объектов на его территории, участие в первом ядерном ударе и в последующих. Силы флота способны решать и ряд других задач, свойственных только ВМФ.
Изменения в мировой военно-политической обстановке, образование на территории бывшего СССР независимых государств, опасность возникновения новых межнациональных конфликтов и вооруженных конфликтов между бывшими советскими республиками за передел территорий, глубокий социально-экономический кризис, возможные угрозы России со стороны некоторых ее соседей, политика США в роли единственной супердержавы - все это заставляет тщательно и всесторонне рассматривать требования, предъявляемые к структуре Вооруженных Сил, учитывая при этом возможности российской экономики.
ВМФ как вид ВС требует значительных ассигнований не только для создания новых современных образцов вооружения и военной техники, но и для поддержания их в боеготовом состоянии. В таких странах, как США, Великобритания, Франция, имеющих трехвидовую структуру ВС, от 32 до 34% военных бюджетов предназначены для удовлетворения нужд ВМС. У нас, начиная с 1991 г., - около 14%, вследствие чего корабли, находящиеся в строю 5-7 лет, оказались небоеспособными из-за многочисленных неисправностей технических средств и вооружения, а находящиеся в постройке со степенью готовности 60-70% при отсутствии финансирования превратились в объекты, планируемые для разделки.
Подобного отношения к флоту не было даже в годы Гражданской войны. Между тем, к примеру, продление межремонтных сроков приводит к значительному удорожанию работ на корабле в пропорции 1 месяц на 0,1% стоимости планового ремонта. Урон, который понес ВМФ в последнее время, равнозначен боевым потерям за годы Великой Отечественной войны, а экономический ущерб вообще не сравним ни с чем.
Напомню одну аксиому, которой руководствуются во всех развитых странах мира. При строительстве флота необходимы особая предусмотрительность, долговременный расчет, военно-политическое предвидение на много лет вперед, так как корабельный состав создается десятилетиями, боевые корабли должны находиться в строю от 25 до 40 лет. Еще при постройке надо разрабатывать программы модернизации, чтобы при минимальных затратах на содержание корабельный состав удовлетворял требованиям времени на весь период нахождения в строю. У нас, к сожалению, подобная практика сегодня отсутствует.
ПРЕДЛАГАЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Исходя из тех задач, которые должен решать Военно-морской флот России, и условий обстановки целесообразно:
1. Определить структуру ВМФ РФ таким образом, чтобы она удовлетворяла требованиям военно-политического курса правительства и экономическим возможностям страны на данном этапе.
2. При определении структуры исходить из существующего состава ВМФ.
3. Значительно сократить громоздкие управленческие структуры ВМФ, сохранив в максимально возможной степени корабельный состав.
4. Четко определить функции Министерства обороны России и Главного штаба ВМФ по военно-морским вопросам.
5. ВМФ как вид ВС оставить универсальным, представляющим собой боевую систему, способную решать весь круг задач в присущей ему сфере - Мировом океане.
В Министерстве обороны РФ нужно иметь Военно-морское управление, которое будет решать вопросы финансирования, кораблестроения, НИОКР и закупок вооружения, технического оснащения флота, тылового и специального обеспечения. Вопросами оперативного применения флота в мирное и военное время, оперативной и боевой подготовки, поддержания сил ВМФ в необходимой степени боевой готовности, комплектования, мобилизационной подготовки, обеспечения повседневной деятельности сил флота обязаны заниматься главнокомандующий ВМФ с управлениями и Главным штабом ВМФ.
Составными компонентами Военно-морского флота надо оставить морские стратегические ядерные силы и морские силы общего назначения.
Напомню, что к морским стратегическим ядерным силам (МСЯС) - составной части триады СЯС - относятся соединения ракетных подводных крейсеров СН. Силы общего назначения включают в себя рода сил ВМФ, соединения и части специальных войск и тыл. Рода сил ВМФ - это подводные силы; надводные силы; морская авиация; береговые войска (морская пехота, береговые ракетно-артиллерийские части, части береговой обороны). А специальные войска - разведывательные, морские инженерные, химические, связи, противодиверсионные, радиотехнические, РЭБ, технического обеспечения, поисково-спасательные, гидрографические части и подразделения.
АДМИНИСТРАТИВНО-ОПЕРАТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Предлагается смешанный ее принцип, поскольку он позволяет иметь единую систему управления силами флота, предусматривает создание однородных объединений, соединений и частей по классам кораблей и родам ВМФ. В рамках административно-оперативной организации успешно может проводиться боевая подготовка одиночных кораблей, ударных групп, тактических формирований, авиации флота, береговых войск, осуществляться тыловое обеспечение, а также комплектование кораблей и частей личным составом.
Элементы оперативной организации - назначенные оперативные зоны, объединения и соединения разнородных сил, включающие в свой состав боеготовые соединения и части родов сил флота и единую систему управления силами, - позволяют проводить оперативную подготовку и готовить силы флота к ведению боевых действий различного масштаба, как в интересах флота на океанских и морских ТВД, так и в операциях на континентальных ТВД.
Административно-оперативная организация ВМФ России предполагает, что в его составе находятся Северный флот, Тихоокеанский флот, Морские силы Балтийского моря, Морские силы Черного моря, Каспийская военно-морская база, части центрального подчинения.
При этом организационная структура и численность вышеназванных объединений ВМФ, исходя из условий обстановки и решаемых задач, могут быть следующими.
Северный флот: две флотилии атомных подводных лодок, эскадра разнородных сил, оперативная эскадра, две ВМБ, дивизия морских десантных сил, две бригады морской пехоты, бригада береговой обороны, ВВС флота, тыл флота. Численность - 60-80 тыс. человек.
Тихоокеанский флот: флотилия подводных лодок, флотилия разнородных сил, военно-морская база, дивизия морских десантных сил, две бригады морской пехоты, бригада речных кораблей, береговые войска (бригада береговой обороны, укрепленный район, береговые ракетно-артиллерийские части, две бригады морской пехоты, входящие в морские десантные силы), ВВС флота, тыл флота. Численность - 60-80 тысяч человек.
Морские силы Балтийского моря - оперативное объединение: две военно-морские базы, дивизия легких сил, бригада морских десантных сил, бригада морской пехоты, береговые войска, ВВС, тыл. Численность - 20-25 тыс. человек.
Морские силы Черного моря - оперативное объединение: две военно-морские базы, дивизия легких сил, бригада подводных лодок, бригада морских десантных сил, бригада морской пехоты, береговые войска, ВВС, тыл. Численность 20-25 тыс. человек.
Каспийская военно-морская база - численность 3-5 тыс. человек.
Части центрального подчинения - 10-15 тыс. человек.
Предлагаемая административно-оперативная организация требует некоторых пояснений.
Коренные изменения в структуре Балтийского флота диктуются теми переменами, прежде всего, в политической обстановке, которые произошли в его операционной зоне. Образование государств в бывшей советской Прибалтике привело к потере свыше 500 км побережья. Калининград, Балтийск в данных условиях можно рассматривать только как передовые пункты базирования легких сил ВМФ. Утрачены не только полоса побережья, но и аэродромная сеть, основная система базирования БФ, нарушены в значительной степени системы наблюдения, разведки, управления, судоремонта, тылового обеспечения.
В случае широкомасштабного военного конфликта на Западном ТВД силы флота из зоны Калининграда могут быть использованы только для действий по первоочередным объектам в южной и предпроливной зонах Балтийского моря с последующим их перебазированием в Финский залив. В создавшейся на ближайшие десятилетия военно-политической обстановке на Балтийском море наш ВМФ не способен решать оперативно-стратегические задачи.
Флот оказался в более сложном положении, чем в 1941 г., в канун Великой Отечественной войны. Вдобавок еще в 1960-х гг. волюнтаристским решением высшего руководства страны вся система нашей береговой обороны в северной части Балтийского моря была разрушена. В сложившейся обстановке на Балтике целесообразно сформировать морские силы как оперативное объединение.
Не менее трудно приходится сейчас и Черноморскому флоту. Рассматривая сложившуюся вокруг него политическую обстановку, можно представить несколько вариантов развития событий. Но при любом варианте целесообразно объявить порт Севастополь исторической морской крепостью России, что соответствует его прошлому и не противоречит морскому праву. Севастополь должен получить международный статус российской морской крепости, а прилегающая территория и акватория моря - статус крепостной зоны. Подобные прецеденты широко известны в мировой практике. Достаточно вспомнить британскую ВМБ Гибралтар на юге Пиренейского полуострова площадью 6,5 кв. км (с начала XVIII в. принадлежит Великобритании и отделена от Испании нейтральной зоной) и ВМБ США Гуантанамо на юго-восточном побережье Кубы, построенную в 1903 г., имеющую причальный фронт протяженностью до трех километров, два аэродрома, на которые базируются самолеты ВВС и ВМС, гарнизон до 11 тыс. человек; база обеспечивает заход и обслуживание кораблей до авианосцев включительно.
МОРСКИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЯДЕРНЫЕ СИЛЫ
На них следует обратить особое внимание как на один из основных компонентов СЯС России (38% ее ядерного потенциала). К тому же они обладают рядом преимуществ перед РВСН и ВВС: высокой мобильностью, способностью РПЛ СН менять свое местоположение на 700-800 км в сутки, оставаясь в готовности к применению ракетного оружия по наземным объектам; скрытностью действий; возможностью перенацеливания на различные комплексы целей в кратчайшее время (от одной до двух минут с получением команды); способностью наносить ракетные удары из любого положения РПЛ СН (надводного, подводного, с пункта базирования от причала, с грунта, с подводного якоря - аналогов подобных ракетных подлодок в мире нет, эти свойства особо определяют боевую устойчивость наших субмарин).
Не следует также забывать об относительно высокой боевой устойчивости МСЯС, обеспечение которой не требует чрезмерных усилий; о том, что они не представляют угрозы собственной территории, так как основная их деятельность проходит в водах морей и океанов. Это важное стратегическое свойство, так как противник не может заранее планировать упреждающий ядерный удар, а развернутая дорогостоящая система "противолодочной войны" против наших РПЛ СН не предусматривает нанесения ударов по сухопутной территории. Несмотря на сложную экономическую обстановку, дальнейшее развитие МСЯС должно быть основной заботой военно-политического руководства России.
С принятием "морской стратегии" необходима и разработка долгосрочной кораблестроительной программы. Требуется в корне пересмотреть взгляды на кораблестроение: перейти к модульной постройке кораблей, унифицировать ракетное, торпедное, артиллерийское вооружение, создать две-три энергетических установки на едином топливе, соответствующих требованиям сегодняшнего дня, оснастив ими основные классы кораблей; единую пусковую установку для ракетного оружия различного назначения, сократить количество проектов подводных лодок до четырех (РПЛ СН, многоцелевая атомная ПЛ, средняя дизельная ПЛ и малая дизельная ПЛ), предусмотреть другие мероприятия.
Эдуард Дмитриевич БАЛТИН
в 1993-1996 гг.
командующий Черноморским флотом,
адмирал
http://www.vpk-news.ru/
С уважением, БТ-7А http://www.almanacwhf.ru