От Сергей Зыков Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 31.10.2003 12:06:18 Найти в дереве
Рубрики Стрелковое оружие; Версия для печати

Максу Попенкеру - Х.Шмайсер в Сибири


целиком статья из "калашникова" текстово.
https://vif2ne.org/nvk/forum/files/Maler/Gebruder_Schmaisser.zip
--------------------------------
3 апреля 1945 г. американские войска вошли в Зуль. Все оружейные фабрики были сразу же остановлены, а вход на их территорию запрещён. В апреле-мае 1945 г. Ханс и особенно Хуго Шмайссеры многократно допрашивались оружейными экспертами американских и английских спецслужб.
Согласно решениям Ялтинской конференции американцы в конце июня 1945 г. должны были уйти из Тюрингии. Как ни странно, они не стали принудительно вывозить оружейных инженеров и техников (по крайней мере в Зуле). Поэтому Ханс и Хуго Шмайссеры остались в Зуле до прихода Красной Армии. На фабрике Хэнеля американцы, правда, позаимствовали 1 400 пистолетов-пулемётов, около 100 охотничьих ружей, около 200 пневматических винтовок и 500 000 патронов.
В середине июля 1945 г. по настоянию теперь уже советского коменданта Зуля на фабрике Хэнеля начали осваивать выпуск гражданской продукции: школьных пеналов, предметов хозяйственного обихода и стволов к охотничьим ружьям. Кроме того, в августе
1945 г. советское командование неожиданно приказало собрать из сохранившихся деталей 50 единиц Stg 44 и передать для экспертной оценки. Тогда же Герберт Хэнель получил приказ передать советскому командованию техническую документацию и производственные чертежи боевого оружия в количестве 10 785 листов.
В октябре 1945 г. Хуго Шмайссер был привлечён к работе в так называемых технических комиссиях Красной Армии. Перед ними стояла задача проанализировать состояние немецкой оружейной техники, чтобы определить целесообразность использования её достижений в советских разработках. В конце лета 1945 г. в Зуле на заводе фирмы Simson начала работу одна из таких комиссий, в состав которой входили зульские конструкторы-оружейники Карл Барнитцке и Хуго Шмайссер, даже получавшие жалование в размере 750 марок в месяц.
Ханс Шмайссер остался на предприятии Хэнеля в должности коммерческого директора. 1 ноября 1945 г. по инициативе совета предприятия оно было передано под управление земли Тюрингия (управляющий - Курт Шнайдер).
30 ноября 1945 г. советское командование уведомило Герберта Хэнеля о закрытии предприятия, а 8 января 1946 г. на него был наложен секвестр. Неоднократные протесты Хэнеля неизменно отклонялись. Приказом советской военной администрации в Тюрингии № 21 от 18 января 1946 г. предприятие Хэнеля было включено в число зульских фирм, производящих охотничьи ружья, и впервые после войны официально стало производить оружие.
26 февраля 1946 г. оно получило название "Эрнст Тельман". 22 июля 1946 г. согласно приказу советской военной администрации № 319 фирма Хэнеля была преобразована в завод точного машиностроения. Генеральным директором стал Исаак Маркович Мисрухин, а коммерческим директором - Ханс Шмайссер.
13 февраля 1947 г. Ханс Шмайссер был неожиданно переведён с этого завода на фирму BMW в Айзенах, где также занял пост коммерческого директора. 5 марта 1947 г. Предприятие Хэнеля снова было передано Тюрингии и получило наименование Vereinigte Metallwerke (MEWA) Ernst Thalmann Suhl - "Объединенные металлургические заводы "Эрнст Тельман" в Зуле". Через 15 месяцев, 1 июня 1948 г. фирма Хэнеля была окончательно отчуждена от земли Тюрингия и объявлена народной собственностью. Семейство Хэнеля и братья Шмайссеры окончательно потеряли все права на неё.

В октябре 1947 г. в ходе кампании розыска нацистских преступников Герберт Хэнель и Ханс Шмайссер были арестованы и заключены под стражу в Зуле. На суде, состоявшемся 19 мая 1948 г. в Майнингене, их обвинили в поддержке нацистского режима и получении непомерных доходов. С помощью адвокатов обвинения удалось смягчить. Например, по пункту "чрезмерные доходы" из-за недостатка фактов суд не смог выработать единое мнение. В результате оба обвиняемых были признаны невиновными.
В 1950 г. Ханс Шмайссер нелегально покинул ГДР, приехал во Франкфурт-на-Майне, где основал фирму Gebruder Schmaisser и стал её советником. Скромные доходы фирмы он пополнял поступлениями лицензионных выплат с всё ещё продававшегося спортивного оружия, изготовленного фирмой Хэнеля. Герберт и Анна Хэнели 5 февраля 1953 г. также переехали в ФРГ и поселились в Гёппингене. Все попытки Герберта Хэнеля основать новую фирму в ФРГ, как это удалось сделать Кригхоффу, Зауэру и Вальтеру, кончались неудачей. 15 июня 1983 г. Герберт Хэнель умер в Гёппингене в преклонном возрасте.

Судьба Хуго Шмайссера резко изменилась осенью 1946 г. Несмотря на возраст (ему уже было 62 года) он был настоятельно "приглашён" на несколько лет для работы в СССР. Такие же "приглашения" были сделаны известным конструкторам стрелкового оружия Карлу Барнитцке, Оскару Шинку, Оскару Бетцольду, Отто Дичу и Хансу-Иоахиму Дичу. Им было разрешено взять с собой семьи и даже домашнюю обстановку. Жена Хуго Нелли Шмайссер осталась в Германии из-за плохого состояния здоровья, кроме того, кто-то должен был ухаживать за больным сыном. 24 октября 1946 г. из Зуля отправился специальный поезд, в который в Лейпциге подсели другие специалисты из Саксонии. Через две недели немецкие специалисты оказались в Ижевске, где находился оружейный завод, на котором им и предстояло трудиться. Все немцы разместились в центре города в квартирах дома по адресу Красная улица № 133.
О своей работе они должны были хранить строгое молчание. Сейчас можно только предполагать, чем занимались немецкие конструкторы в Ижевске в течение 6 лет. Автор, к сожалению, не располагает сколько-нибудь точными сведениями по этому вопросу. Существует мнение, что немцев фактически не подпускали к конструкторским разработкам и занимались они только вопросами технологии.
Известно, что когда в январе 1952 г. 340 немецких специалистов были отправлены обратно в Германию, среди них не было Хуго Шмайссера и Карла Барнитцке, которые вернулись на родину только 9 июня 1952 г. в составе второй партии немцев из 134 человек, возвращавшихся в Германию. Вскоре они переехали в Зуль.
Работа немецких специалистов в Ижевске достаточно высоко оплачивалась. По данным Берлинского кредитного банка Хуго Шмайссер ежемесячно переводил жене 2 000 марок - весьма крупные суммы по тем временам. После возвращения из Советского Союза Шмайссер, Барнитцке и другие конструкторы не испытывали в ГДР на себе какого-либо давления и не подвергались преследованиям за деятельность в период, когда у власти находились нацисты. Наверняка, такая лояльность по отношению к ним была "рекомендована" советскими властями.

Хуго Шмайссер, вернулся из Ижевска совсем больным и 12 сентября 1953 г. скончался в Эрфурте после операции на лёгких. Он похоронен в Зуле.