> О влиянии учений 1970-го года на кораблестроительные программы СССР.
там ИМХО практически ничего нет про влияние учений на кораблестроительную программу.
Уроки "Океана"
вице-адмирал Н.Г.Легкий
Конец 1960-х и начало 1970-х годов были периодом бурного развития ВМФ. В апреле-мае 1970 г. корабли всех флотов, г, том числе и Черноморского, участвовали в широкомасштабных маневрах "Океан". В этих маневрах были задействованы и корабли соединения надводных кораблей (командир -- контр-адмирал С.С.Соколан). Тогда впервые вышли в океан наши ПКР «Москва» и «Ленинград» пр.1123, ВПК различных проектов.
Советский ВМФ пополнялся в то время новыми противолодочными и ракетными кораблями. На стапелях завода им. 61 коммунара заканчивалось строительство головного БПК «Николаев» пр.1134Б. На ленинградских заводах достраивались ВПК типа «Кронштадт» нр.1134А. В Николаеве рождался первый ТАКР «Киев» пр. 1143. Флот набирал силы.
Тщательно анализируя маневры "Океан", руководство ВМФ СССР корректировало кораблестроительную программу, старалось усовершенствовать процессы управления корабельными соединениями. С этой целью на флотах создавались новые соединения противолодочных и ракетных кораблей. Это было необходимо для того, чтобы боевую службу в Средиземном море, Атлантике, Тихом и Индийском океанах несли не оперативные соединения, а штатно сформированные части кораблей.
На ЧФ такой штатной единицей и стала 11-я бригада ПЛК. 30 июня 1970 г. приказом командира соединения был определен ее корабельный состав.
Командиром соединения был назначен капитан 1 ранга Федор Титович Старожилов. Ранее он проходил службу на ТОФ. после окончания ВМА был назначен в отдел боевой подготовки ЧФ, в последующем командовал КРЛ «Дзержинский», а с 1967 г. — ПКР «Москва».
Должность начальника штаба доверили выпускнику ВМА, автору этих строк, в то время капитану 2 ранга, Николаю Григорьевичу Легкому.
Заместителем командира по политической части был назначен капитан 2 ранга Борис Тимофеевич Лисенков. Борис Тимофеевич был участником Великой Отечественной войны, после окончания военно-политической академии служил на кораблях эскадры. Прибыл он с должности начальника политического отдела части ракетных катеров.
В ходе становления нового соединения подбирались кадры на должности офицеров штаба бригады. В числе первых были назначены Глеб Гаврилович Умеренков, Виктор Васильевич Гавриленко. а также мичманы Иван Петрович Цуканов и Дмитрий Кириллович Ширенков.
В состав соединения вошли крейсер пр.68бис «Михаил Кутузов» (командир -капитан 2 ранга Карл Иванович Жилин). крейсер пр.70Э «Дзержинский» (командир — капитан 1 ранга Юрий Афанасьевич Уланов), РКБ «Бедовый» (командир — капитан-лейтенант Владимир Иванович Калабин). ВПК «Сметливый» (командир — капитан 3 ранга Лев Александрович Макаров), ВПК «Красный Крым» (командир — капитан 3 ранга Николай Петрович Головченко) и другие корабли.
Сегодня видно, что корабельный сое ran соединения практически не отвечал его противолодочному назначению, И пройдет еще два е половиной года. прежде чем бригада вырастет качественно и уже но нраву будет называться противолодочной. 15 ноября 1972 г. приказом командира соединения был определен новый корабельный состав бригады. Ядро корабельной поисковой ударной группы (К11УГ) теперь составляли новые корабли. Л в ядро КУГ - корабельной ударной группы - пошли ГКР «Адмирал Головко». гвардейский ВПК «Красный Крым», другие корабли.
В таком составе противолодочники начали нести постоянную боевую службу в Средиземном море и Атлантике.
Создание ударных групп
1 февраля 1971 г. в составе соединения произошли изменения: ич нет были исключены KPJI «Дзержинекий и ЭМ «Пламенный». а вместо них включены ПКР «Москва» (командир - Борис Сергеевич Романов) и гвардейский БПК «Красный Кавказ» (командир капитан 3 ранга Юрий Леонидович Кручинин). Такой состав бригады позволил создать новую корабельную противолодочную ударную группировку. Поставленные задачи корабли выполняли успешно, причем как на Черном, так и в Средиземном морях.
60 суток в 1971 г. несли боевую» службу БПК «Сметливый». «Красный Крым» и РКБ «Бедовый». В 1972 г. — уже 120 суток. Все эти корабли в 1972 г. принимали участие г. учении "Юг".
Особенно напряженной была служба для ЭМ «Находчивый». 22 января 1971 г. после 1 SO-суточного несения боевой службы корабль возвратился домой, получив отличную оценку. И в последующие годы все задачи в Средиземном море этот корабль выполнял только на "отлично". Почти 270 суток в 1975-1976 гг. «Находчивый» нес боевую службу в Средиземном море. за что был награжден Вымпелом МО СССР за мужество и воинскую доблесть.
Всего за период 1970-1976 гг. «Находчивый» находился на боевой службе 671 сутки. И возможно, что именно по этим причинам рано ушли из жизни два его командира - капитан 1. ранга Анатолий Федорович Старовойтов и капитан 3 ранга Леонид Николаевич Румянцев. Светлая им память.
Необходимо отметить, что тогда впервые и ВМФ в состав поисково-ударной группы вошло четыре корабля, имевших на вооружении автоматизированные системы управления (АСУ).
Задача была поставлена конкретно: подготовить КПУГ к управлению силами в ходе поиска, слежения и уничтожения ракетных подводных лодок вероятного противника с использованием автоматизированных систем управления.
Освоение АСУ для штаба бригады было совершенно новой задачей, и ее решение требовало специальной подготовки офицеров штаба и личного состава кораблей. Большую практическую помощь нам оказывали командир бригады капитан 1 ранга Ф.Т.Старожилов и начальник управления боевой подготовки Чф контр-адмирал В.Х.Саакян. а также специалисты радиотехнической службы соединения и соответствующего отдела флота. Для каждого оператора был составлен план теоретической подготовки. Распорядком дня выделялось специальное время для проведения тренировок. Штаб разработал специальную диспозицию для этих кораблей в Южной и Северной бухтах. А завершающим этапом подготовки явилось показательное учение, проведенное па кораблях бригады под руководством командующего флотом адмирала В.С.Сысоева.
Все это теперь уже история, прошлое нашего флота, которое, возможно, и не повторится. Но в то время мы осваивали эту сложную технику, использовали ее возможности для более но/того решения поставленных задач и добивались при этом действенных результатов.
Какие же задачи решались с использованием автоматизированных систем? Во-первых, производились сбор и обработка информации. Система позволяла вводить в нее и передавать на корабли соединения сведения о воздушных целях от двух РЛС разных кораблей; выдавать от гидроакустических станций информацию о подводных лодках; вводить через систему поиска информацию об источниках радиотехнического излучения. получать от кораблей соединения информацию о целях и передавать команды но радиолинии.
Вся информация высвечивалась на индикаторах, установленных в командных пунктах и штабных постах. Задача решалась благодаря тому. что основная и резервная схемы целеуказация проходили через приборы. входящие в состав АСУ.
Автоматизированная система управления позволяла выдать целеуказание с флагманского корабля на корабли соединения, и тогда на корабле, куда поступало это целеуказание, отрабатывали приводы, зенитные ракетные комплексы наводились на цель. и корабль был готов выполнить ракетную стрельбу.
Поисковая операция в Тирренском море
5 апреля 1973 i; корабли КНУГ. находившиеся в центральной части Тирренского моря, начали противолодочную поисковую операцию под условным названием "Узел-2" Согласно замыслу операции, предполагалось осуществить поиск АНЛ вероятного противника е БРИЛ. Предполагалось действовать в темное время суток с НКР «Москва» парами вертолетов. поиск вести методом постановки отсекающих спаренных барьеров из радиогидроакустических буев (РГБН), сбрасываемых вертолетами на вероятных курсах отрыва 11Л.
В светлое время суток нужно было искать НЛ вероятного противника е использованием опускаемой вертолетной ГАС впереди и на флангах КПУГ- па 'значительном удалении от корабельного соединения. Гидрологические условия в это время года были благоприятными. Ожидаемая дальность действия гидроакустических средств составляла до нескольких километров.
Учение началось 5 апреля в 23 ч 05 мин, Пара вертолетов капитанов Акифьева и Рыжова взлетела е ПКР и вышла в точку постановки барьера из буев. С 23 ч 52 мин до 00 ч 07 мин 6 апреля вертолетами был выставлен спаренный барьер на удалении 100 км от ПКР «Москва».
Для слежения за выставленным барьером вылетела другая пара вертолетов (командиры - подполковник Беляев и майор Радченко). 13 01 ч 22 мин начал подавать сигналы о захвате цели буй .№7, затем №14. По данным работающих буев командир вертолетной 'эскадрильи подполковник Беляев принял решение выставить дополнительный угловой барьер из нескольких десятков РГБП. Лодка была "поймана", и экипажи вертолетов начали слежение за ней. В 02 ч 55 мин на КП К11УГ определили место субмарины- ее скорость — 12 узлов и курс — 150-160'.
В 04 ч 05 мин контакт от вертолетов был принят кораблями КПУГ (первыми контакта с лодкой добились гидроакустики ПКР «Москва»). В 06 ч 25 мин по решению командира эскадры вице-адмирала Е.И.Волобуева слежение за подводным ракетоносцем в связи с входом его в территориальные воды Италии было прекращено. Общее время слежения за ПЛАРБ составило 5 ч 03 мин. Из них вертолетами с помощью РГБН — 2 ч 43 мин; кораблями — 2 ч 20 мин.
Хочу отметить, что возможности ПКР «Москва» на этом выходе были ограничены, поскольку на палубе крейсера была наварена дополнительная площадка для отработки испытаний самолетов с вертикальным взлетом и посадкой.
В целом результаты операции оказались более чем скромными, но это был лишь первый шаг, и он вселил уверенность в возможности кораблей и вертолетной поддержки. К тому же операция "Узел-2" была спланирована и проведена для отвлечения противолодочных сил НАТО от Гибралтарского и Тунисского проливов. В это время шла смена наших бригад дизельных подводных лодок и кораблей Черноморского флота, несущих боевую службу, и проведение нами поисковых действий должно было помочь эту задачу решить успешно
Насколько это удалось, можно судить по следующему факту. После завершения операции Е.И.Волобуев как-то в салоне ПКР «Москве» сказал, что по некоторым данным в NATO считают, будто в Средиземном море на сегодня насчитывается 13 наших дизельных и атомных ПЛ, хотя фактически их было меньше.
На сверхдальности
Внедрение автоматизированной системы управления на кораблях значительно расширило возможности оперативного соединения, повысило боевую устойчивость кораблей, в какой-то степени облегчило труд командиров.
Решение задачи поиска подводного противника "по вызову" в ходе боевой подготовки отрабатывалось неоднократно. Для этого необходимо было ввести в прибор данные о месте ПЛ (широту и долготу или пеленг и дистанцию), её предполагаемой скорости ПЛ и количестве вертолетов, которые намечается использовать для поиска. После этого операторы и командиры получали данные о ширине и длине района поиска, а также процент вероятности обнаружения ПЛ.
При решении задачи наведения истребительной авиации на цели противника автоматизированная система позволяла обеспечивать наведение трех групп истребителей-перехватчиков на четыре группы вражеских воздушных целей. Наведение осуществлялось путем передачи через систему "Аист-К" на наводимые группы наших самолетов курса и скорости цели, удаления её от истребителей
АСУ позволяла также управлять маневрированием корабельных соединений. В системе была предусмотрена передача 60 разовых команд с временем передачи 3 секунды как с флагманского корабля, так и с кораблей соединения на флагманский корабль.
С приходом кораблей соединения в зону ответственности средиземноморской эскадры они многократно подвергались фактическим проверкам эффективности внедрения АСУ. 30 марта 1973 г. корабли бригады со штабом эскадры, размещающемся на ПКР «Москва», начали выдвижение в район Тунисского пролива. На следующий день меня с командиром бригады капитаном 1 ранга Ф.Т.Старожиловым пригласили к начальнику штаба капитану 1 ранга И.М.Капитанцу Иван Матвеевич сказал, что он много раз выслушивал доклады об освоении АСУ, и теперь наступил черед увидеть, как обстоят дела с управлением на практике. И начальник штаба тут же выдал место ПЛ. (широту и долготу ее нахождения и вероятную скорость).
На крейсере была объявлена боевая тревога. На ФКП поднялось командование вертолетной эскадрильи (зам. командира вертолетного полка подполковник Е.Галанин и командир вертолетной эскадрильи подполковник Л.Беляев). В их присутствии операторами был произведен расчет поиска "по вызову". Командир бригады капитан 1 ранга Ф.Т.Старожилов поставил задачу эскадрилье — найти подводную цель и навести на нее корабли соединения.
На четвертом зависании от вертолета поступил доклад об обнаружении ПЛ. От ПКР «Москва» цель находилась на удалении 50-55 км. А вскоре и командир крейсера А.В.Довбня доложил, что крейсер имеет контакт с ПЛ. Контакт был установлен с помощью ГАС на удалении 46 км. Командование эскадры, удовлетворенное работой противолодочников, приказало прекратить слежение.
Чуть позже мы узнали, что в том районе находилась наша ДЭПЛ. Коща в очередном донесении от нее поступил доклад о том, что гидроакустики имели кратковременный контакт с надводными кораблями, штаб эскадры подтвердил, что поставленная задача нами успешно решена. Такой исход операции имел большой моральный эффект. Мы твердо поверили в действенность системы АСУ.
С выходом в Средиземное море корабли бригады были направлены в разные районы. РКР «Адмирал Головко» (командир — капитан 1 ранга Н.И.Гайдук) и ЭМ «Находчивый» (командир — капитан 3 ранга А.А.Румянцев) — в район о-ва Мальта, БПК «Красный Крым» — в район о-ва Сицилия, а КПУГ с ПКР «Москва» — в район залива Салум, откуда в конце марта она начала движение в район Тунисского пролива.
Возможности КПУГ по поиску и слежению за ПЛ, особенно дизельными, вызвали неоднозначную реакцию командования эскадры. Обнаружение ПЛ в ходе поиска "по вызову" и подтверждение этого факта командиром ПЛ были очевидным успехом. Но то, что ПКР «Москва» подтвердил этот контакт, обнаружив лодку на дистанции более 40 км — вызвало сомнение у командира бригады ПЛ капитана 1 ранга В.И.Хлопунова и заместителя командира эскадры капитана 1 ранга В.И.Акимова. Они не могли себе представить, что с ПЛ можно поддерживать контакт на таком большом расстоянии.
Тогда по нашему предложению в точку нахождения подводной лодки был направлен БПК «Сообразительный». С прибытием в заданный район с корабля был подан условный сигнал на срочное всплытие ПЛ. Доклад командира БПК капитана 2 ранга Ю.Протопопова о всплытии подводной лодки окончательно убедил начальство в том, что лодка была обнаружена на "сверхдальности".
Случай в Лигурийском море
В начале 1970-х гг. корабли бригады ПЛК начали нести боевую службу в Средиземном море. Находясь во власти волн и непогоды неделями, а то и месяцами, экипажи кораблей испытывали подчас огромные нервные и физические нагрузки. Однако моряки стойко переносили все тяготы службы, четко зная, почему Родина послала их так далеко — в заморские дали и ревущие широты.
... В один из походов, пройдя Корсиканским проливом, наш отряд в составе ПКР «Москва», РКР «Адмирал Головко», БПК «Николаев», БПК «Комсомолец Украины». «Сообразительный» и других вошел в Ли-гурийское море и, следуя вдоль побережья Франции, изменил курс на юг. После указанных эволюции отряд кораблей разделился — ЭМ «Находчивый» и БПК «Красный Крым» были направлены в район Мальты. Командир «Красного Крыма» Н.П.Головченко, достигнув заданной точки, поприветствовал американский авианосец, сообщил, согласно морскому этикету, о своих намерениях.
Погода была штормовая. Утром следующего дня от борта авианосца отошел катер Подойдя к БПК «Красный Крым», американцы голосом передали: "Командир и офицеры вашего корабля приглашаются в кают-компанию авианосца. Катер подойдет с улучшением погоды".
Николай Петрович доложил об этом на КП эскадры. Что делать? Оттуда доложили на КП ВМФ. В ответ — нейтрально и неопределенно — приказали каждый час докладывать о погоде в точке. Утром с КП ВМФ поступило решение ГК ВМФ: "Поблагодарить командира авианосца и сообщить ему, что, к сожалению, его приглашение принято быть не может, т.к. корабль получил новую задачу". И «Красный Крым» был направлен в район залива Эс-Салум, а в дальнейшем ему так планировали район плавания, чтобы новой встречи с авианосцем CV42 «Franklin D. Roosevelt» не было, а значит, не было и попыток приглашения на американский плавучий аэродром.
Лигурийское море встретило корабли штормовой погодой. Шторм около двух суток жестоко трепал наши корабли. Впрочем, такая погода вполне устраивала экипаж БПК «Николаев». На нем находились члены государственной комиссии, участвующие в проведении мореходных испытаний. Комиссию возглавлял председатель Павел Гаврилович Зинченко, заместителем у него был старший строитель Завода им.61 коммунара Мануэль Родригес. По плану БПК «Николаев» должен был в се редине апреля выйти в Атлантику для проверки корпуса, механизмов и систем в штормовых условиях.
Пройдя параллель острова Менорка, «Николаев» произвел дозаправку топливом от танкера «Койда» и продолжал движение на юг. Командир корабля искал район, где можно было бы пересадить на танкер Министерства морского флота начальника штаба эскадры контр-адмирала И.М.Капитанца, назначенного командующим Камчатской флотилией. Когда это, наконец, удалось сделать, корабли продолжили движение на юго-запад.
Примерно в это время на гвардейском ВПК «Сообразительный» произошел трагический инцидент. Корабль должен был принять топливо от танкера «Койда». Встретившись в назначенной точке, БПК начал подготовку к приему топлива на ходу кильватерным способом. Погода по-прежнему была штормовой. Подойдя к танкеру, БПК «Сообразительный» под командованием капитана 2 ранга Ю.Протопопова стал на бакштов и начал принимать топливные шланги. На баке, согласно расписанию, находился личный состав. В какой-то момент шланги дали слабину, проводник вырвался из рук матросов и начал соскальзывать в воду. Поднявшийся на бак трюмный матрос Зайковский хотел помочь товарищам задержать проводник, но по своей неопытности и неосторожности попал в петлю. Матроса затянуло петлей и увлекло за борт. На корабле посчитали, что он просто упал за борт, и начали искать моряка среди волн — но все было бесполезно. Когда на танкере выбрали шланг и проводник, то обнаружили бездыханное тело матроса, опутанное проводником. О происшествии было доложено по команде.
К назначенному времени похорон я уже находился на БПК «Николаев», который следовал в район проведения мореходных испытаний. В столовой личного состава были собраны свободные от вахты матросы. После сообщения о трагедии все мы минутой молчания почтили память матроса Зайковского.
За мою почти сорокалетнюю службу на флоте это был единственный случай похорон в море, но он навсегда остался в моей памяти...