|
От
|
Marat
|
|
К
|
Архив
|
|
Дата
|
18.09.2003 13:21:56
|
|
Рубрики
|
Современность;
|
|
Re: [2Вад] [2Вад] Россия-Казахстан - Су-25, Су-27, МиГ-29
Здравствуйте!
>
>>теоретически (сгласно соглашению) - 72 ед. и 1 дивизион
>
>Марат, а разбивку по типам можно, и все ли уже поставлено.
кладу кусок из статьи по этому поводу («ВТС Казахстана с иностранными государствами: статус, перспективы и структура», Марат Кенжетаев, “Экспорт вооружений”, № 1, январь-февраль 2002 г., Центр АСТ, Москва, РФ):
+++++++++++++++
Крупнейшими российскими поставками ВВТ в Казахстан являются (и являлись в 1990-х гг.) поставки авиатехники...
Российские поставки истребителей Су-27 в Казахстан осуществляются на основе межправительственных соглашений о военном и военно-техническом сотрудничестве от 24/05/1995 г. в счет компенсации стратегических вооружений, выведенных с территории РК (1).
Согласно данным соглашениям Россия обязывалась поставить Казахстану 73 боевых самолета
(14 штурмовиков Су-25, 21 истребитель МиГ-21 и 38 истребителей Су-27/Су-27УБ) до конца 1997 года:
первые 43 единицы планировалось поставить в 1995 г., остальные 30 ед. до конца 1997 года.
Штурмовики Су-25 в количестве 14 ед. были поставлены в 1996 г.,
21 истребитель МиГ-29 в 1995-96 гг., при этом в Регистр ООН Россия сообщала об экспорте только 12 МиГ-29, а Казахстан об импорте 19 МиГ-29 в отчетах 1995 года.
В отчетах последующих годов ни Россия, ни Казахстан (вплоть до 1999-2000 гг.) о поставках боевых самолетов не сообщали, хотя поставки боевых самолетов осуществляются и по сей день.
Поставки истребителей Су-27 начались в 1996 г. и первоначально планировалось поставить все 38 ед. до конца 1997 г., однако этому воспротивилось руководство российских ВВС, в результате по состоянию на конец 2000-го года «всего было поставлено» 10 или 18-20 и даже 47 Су-27х, исходя из разных источников информации(2) .
Наиболее вероятный график поставок Су-27х:
6 ед. (вкл. 2 Су-27УБ) в 1996 г.(3) ,
4 ед. в 1997 г.(4) ,
10 ед. в конце 1997 – начале 1998 гг.(5) ,
4 («плюс 12») ед. в 1999 г. (6) и
2 ед. в 2000 г. (7)
Таким образом, получается, что поставки 38 Су-27х в «очередной раз должны были быть» завершены, но на этот раз в 2000 гг., но, судя про всему, этого не произошло
(по состоянию на конец 2000-го года было поставлено 26 Су-27).
Кроме этого сообщалось о планируемых поставках в 2001-2002 гг. «дополнительно 8 «Сушек» (8) , которые, по всей видимости, не входят в общее количество боевых самолетов, планировавшихся к поставке по «компенсационному» Соглашению 1995 года (9) .
Агентство Рейтер сообщало, что кроме МиГ-29, Су-25 и Су-27 в Казахстан в общем пакете поставлялись учебно-тренировочные самолеты Л-39 (10) , однако анализ общего количества боевых самолетов из других сообщений показывает, что данные УТС не учитывались в общем количестве 73 «боевых самолетов» (11) . Количество УТС не сообщалось, но по различным оценкам в 1996-2000 гг. было поставлено порядка 12-17 Л-39. Из них 12 ед. были поставлены в 2000 г. – Казахстан в Регистр поставок обычных вооружений ООН-2000 сообщал об импорте из России 12 Л-39 и 2 Су-27, а Россия об экспорте в Казахстан 14 боевых самолетов. Пять Л-39 были поставлены, по всей видимости, еще в 1996 г.
Кроме этого в 2000 гг. Россия поставила Казахстану один военно-транспортный самолет Ил-76МД (12) и по одному самолету боевого управления – штабных воздушно-командных пунктов Ту-134Ш и ТУ-154Б (13) .
(1). сорок стратегических бомбардировщиков Ту-95МС (27 Ту-95МС6 и 13 Ту-95МС16) 79-й тбад 30-й Иркутской ВА
(2). например по информации НВО (16.03.2001 г.) «уже было поставлено 18 Су-27»; в ряде своих статей 1999-2000 гг. о Казахстане Ю. Голотюк писал о том, что «Россия уже поставила один авиаполк Су-27» в других «два авиполка» - например в статье «Такая ракета нужна самому» (Юрий Голотюк, «Известия», 15.12.1999) автор пишет «к уже полученным от «северного соседа» 47 истребителям Су-27 должно добавиться еще 30 машин этого типа... 2 полноценных истребительных полка»
(3). Регистр поставок СИПРИ-1997; «ВТС» от 25 ноября 1996 г. и «ВТС» №44, 1997 г. (ссылка на Московский Комсомолец); сообщение «Рейтер» от 31 октября 1997 г.
(4). сообщения министров обороны РФ Игоря Сергеева и РК Мухтара Алтынбаева в конце октября 1997 года в Алмате; сообщения агентства Рейтер от 29 и 31 октября 1997 г.; Эл/ банк ИНФО-ТАСС, “Вега” от 29/10/97 г., «ВТС» №44, 1997 г., с. 47, ИТАР-ТАСС; РИА-Новости от 30/10/97 г.; сообщение CDI от 29 октября 1997 г.
(5) Military balance 1999-2000, IISS; сообщения CDI от 29 октября 1997 г. и Рейтер от 31 октября 1997 г.
(6) согласно сообщению пресс-службы МО РК, в январе 1999 г. было передано 4 Су-27 и до конца года должно было быть передано дополнительно 12 истребителей; «Известия», 26.01.99 г.;
в Регистр ООН-1999 было сообщено об импорте 4 Су-27С – по-видимому, дополнительные поставки 12 машин в 1999 г. осуществлены не были
(7) отчет Казахстана в Регистр ООН-2000; газета «Труд» от 1 февраля 2000 г.
(8) «НВО», 16/03/2001; «Время ПО», 22/08/2000 г.
(9) что косвенно подтверждается информацией газеты «Ведомости» – «...поставки в счет арендной платы [за Байконур] не могут полностью удовлетворить потребности Казахстана в российском оружии. Как заявили «Ведомостям» в «Росвооружении», договор между российским оружейным госпосредником и «Казахспецэкспортом» [видимо «Казспецэкспортом» - М.К.] предусматривает также и «валютные» поставки военной техники в Казахстан. Как удалось выяснить «Ведомостям», речь идет о нескольких Су-27 и партии БТР...» – Михаил Козырев, «Вертолеты в обмен на космос», «Ведомости», 16.02.2000 г.
(10) сообщения Рейтер от 31 октября 1997 г.
(11) по видимому была неправильная трактовка понятия «учебно-боевые» и соответственная замена Су-27УБ на учебно-тренировочные самолеты Л-39
(12) «Ведомости», 16.02.2000 г.
(13) «Труд», 1.02.2000 г.
++++++++++++
>
>С уважением
C уважением, Марат