|
От
|
Сергей Зыков
|
|
К
|
М.Свирин
|
|
Дата
|
13.09.2003 05:46:48
|
|
Рубрики
|
WWII; Танки;
|
|
Re: Т-60
ну почему скучно?
можно еще у Холявского списать и вообще - смотреть кто-что у кого списал по потребленным ошибками.
Меня другое интересует - какого-такого "леща" ему было надо Васе дать, чтоб он его опубликовал - ведь у Васи там штабель еще на 2 года автономного плавания запасен.
=====================================
Г.Л.Холявский
Полная энциклопедия танков мира.
Танки второй мировой войны. 1939—1945 гг.
Легкий танк Т-60
Легкий танк Т-60 разработали по инициативе главного конструктора завода № 37 Н.А. Астрова в августе 1941 года как сухопутный вариант машины класса Т-40. Всего за 2,5 недели были выполнены чертежи и изготовлен опытный образец. Постановлением ГКО танк приняли на вооружение, и уже 15 сентября первые серийные боевые машины покинули заводские цеха.
Корпус Т-60 изготавливался из катаных броневых листов, соединяемых сварными швами. При этом лобовым листам придавался большой угол наклона.
Башня граненой формы с люком командира в крыше была смещена к левому борту. В ней располагалась пушка ТНШ-20 (танковый вариант авиационной пушки ШВАК) конструкции Б. Шпитального. Пушка, в боекомплекте которой имелись бронебойные снаряды с карбидо-вольфрамовым сердечником, обеспечивала эффективное поражение легко- и среднебронированных целей. Предпусковой подогреватель двигателя позволял осуществлять свободный запуск двигателя в самые сильные морозы.
Ходовая часть танка состояла из четырех обрезиненных опорных катков на борт, трех поддерживающих катков, направляющего колеса и ведущего колеса переднего расположения. Подвеска опорных катков — индивидуальная торсионная. В состав трансмиссии входили: сцепление, смонтированное на двигателе, коробка передач, главная (поперечная) передача, бортовые фрикционы и бортовые передачи.
Первоначально Т-60 изготавливал только московский завод № 37, затем к нему присоединился Коломенский паровозостроительный завод имени В. В. Куйбышева. В октябре 1941 года оба завода были эвакуированы: первый — в Свердловск, второй — в Киров, где последний, объединившись с заводом «Первое мая», образовал новое предприятие — завод № 38 Наркомата танковой промышленности, и продолжил выпуск Т-60. Кроме того, производство этого танка было освоено на заводе № 264 (Сталинградская судоверфь) в Сарепте и Горьковском автомобильном заводе. Главным конструктором танкового производства на ГАЗе стал Н. А. Астров
С 1941-го по начало 1943 года все вышеперечисленные предприятия выпустили 5915 танков Т-60. «Шестидесятки» состояли на вооружении одного из трех танковых батальонов в танковых бригадах смешанной организации и активно использовались в боях в 1941 — 1942 годах. Некоторое количество этих машин в составе танковых частей Ленинградского фронта приняли участие в боях по снятию блокады Ленинграда зимой 1944 года.
На базе Т-60 в 1942 году была создана зенитная установка Т-603 («3» — зенитный), вооруженная двумя пулеметами калибра 12,7 мм. Из-за несовершенства приводов наведения машина эта на вооружение не принималась.
В том же году в опытном порядке на базе Т-60 построили открытую самоходную артиллерийскую установку ОСУ-Т6, вооруженную 76-мм пушкой ЗИС-3.
В октябре 1941 года на заводе «Компрессор» в Москве была закончена разработка 24-зарядной пусковой установки БМ-8-24 для 82-мм реактивных снарядов на базе Т-60. Эту машину приняли на вооружение и передали для серийного производства на ряд заводов.
В биографии легкого танка Т-60 есть еще одна очень интересная страничка, связанная с попыткой сделать его летающим. В начале Великой Отечественной войны ряд конструкторских коллективов получил срочное задание Наркомата авиационной промышленности на создание десантно-транспортных планеров. К работам был привлечен О. К. Антонов, имевший к тому времени опыт создания спортивных планеров. В конце 1941 г. он предложил вариант крылатого танка, который на буксире за самолетом мог быстро перебрасываться в район боевых действий Предполагалось, что планер, представлявший собой танк, снабженный крыльями, будет отцепляться от самолета за 20—26 км до цели, бесшумно перемещаться и производить посадку, после чего крылья будут сбрасываться, а машина вступать в бой. Для реализации проекта, который назвали «Крылья танка» и обозначили индексом «КТ», выбрали состоящие на вооружении Красной Армии легкий танк Т-60 и бомбардировщик ТБ-3.
Крыло планера представляло собой бипланную коробку, что позволило уменьшить его размах. Хвостовое оперение бипланного типа с разнесенными килями было установлено на двух балках, соединенных с нижней плоскостью крыла. Корпус танка выполнял функции гондолы, в которой располагались пилот (он же водитель) и стрелок. Управление планером в воздухе осуществлялось рулями и элеронами. Для уменьшения на них нагрузок — аэродинамической компенсации — дополнительно установили небольшие крылышки. Пилот сбрасывал крыло, не выходя из танка, с помощью специального приспособления. Планер имел длину 12м, размах крыла 18м, площадь коробки крыльев 86 м2. Облегченный танк Т-60 с полезной нагрузкой весил 6800 кг, масса планера составляла 2000 кг. Полная полетная масса летательного аппарата приближалась к 7,8 т,
а удельная нагрузка на крыло равнялась 90 кг/м2.
Испытания «КТ» начались под Москвой в летно-исследовательском институте (ЛИИ) 7 августа 1942 г. с пробежек облегченного танка по грунтовой взлетно-посадочной полосе и бетонке. При этом ставилось целью узнать, выдержит ли ходовая часть машины скорость 110— 116 км/ч (скорость Т-60 составляла 45 км/ч). Затем были выполнены три подлета «КТ» на высоте 4 м, в которых опробовали систему управления.
Первый полет «КТ» состоялся 2 сентября 1942 года. Самолетом-буксировщиком ТБ-3 с четырьмя усиленными до 970 л. с. моторами АМ-34РН командовал П. А. Еремеев, в прошлом конструктор пилотажных планеров. Планером управлял летчик-испытатель опытно-испытательного полигона воздушно-десантных войск Красной Армии С. Н. Анохин. Из-за большой массы и малой обтекаемости «КТ» буксировка велась на близкой к максимальной мощности двигателей ТБ-3 со скоростью 130 км/ч. Несмотря на это, скорость подъема аэропоезда оказалась недостаточной. Самолет едва достиг высоты 40 м. Не дала положительного результата попытка увеличить скорость до 140 км/ч, так как при этом аэропоезд начинал снижаться с вертикальной скоростью 0,5 м/с. Кроме того, стала повышаться температура воды в системе охлаждения двигателей, что могло привести к их перегреву. В этих условиях Еремеев принял решение вывести аэропоезд в район близлежащего аэродрома Быково и отцепить планер. Анохину, благодаря своему профессиональному мастерству, удалось успешно совершить посадку. Приземлившись, он запустил мотор танка и, не сбрасывая крыльев, медленно двинулся к командному пункту аэродрома. Не будучи предупрежденным о вынужденной посадке необычного аппарата, руководитель полетов аэродрома по боевой тревоге поднял расчет зенитной батареи. Когда летчик-испытатель вылез из машины, его задержали красноармейцы. Инцидент был исчерпан с прибытием аварийно-спасательной команды ЛИИ. Танк своим ходом доставили в поселок Стаханове (ныне город Жуковский) к аэродрому ЛИИ. Так закончился первый и последний полет летающего танка.
В акте об испытаниях опытного планера указывалось на необходимость увеличения триммера руля высоты, постановки штурвального управления с червячной передачей и внесения конструктивных изменений в аэродинамическую компенсацию элеронов и управление закрылками. Отмечалось, что задача создания летающего танка решена, но были допущены ошибки. Модель планера и танка для продувок в аэродинамической трубе была выполнена в упрощенном варианте (без тросов, соединяющих бипланные коробку крыла и оперение, и без моделирования гусениц танка), что привело к ошибке в расчетах аэродинамических свойств «КТ» и требуемой мощности двигателей самолета-буксировщика. Кроме того, не было учтено сопротивление воздуха, что не позволило двигателям ТБ-3 поднять планер на требуемую высоту и усложнило управление им в полете. Из более мощных самолетов, способных поднять в воздух планер «КТ», на вооружении в то время находился лишь стратегический бомбардировщик Пе-8 конструкции В. М. Петлякова. Однако в годы войны было построено всего 80 таких машин. Пе-8 использовали для глубинных воздушных рейдов, в частности для бомбардировок Берлина, и рассчитывать на его использование в качестве буксировщика планера «КТ» было нереально. В связи с этим дальнейшие летные испытания крылатого танка прекратились.
Тактико-технические характеристики легкого танка Т-60
Боевая масса, т 6,4
Экипаж, чел. 2
Габаритные размеры, мм:
длина 4100
ширина 2300
высота 1750
клиренс 300
Броня, мм:
лоб 35
борт 15
корма 25
крыша 13
днище 10
башня 25
Вооружение: 20-мм пушка ТНШ-20; 7,62-мм пулемет ДТ
Боекомплект 780 выстрелов, 945 патронов
Двигатель ГАЗ-202,6-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения, мощность 70 л. с. при 3400об/мин,
Скорость по шоссе, км/ч 42
Запас хода по шоссе, км 450
Преодолеваемые препятствия:
подъем, град, 35
высота стенки, м 0,65
ширина раз, м 1,7
глубина брода, м 0,90
Основные модификации легкого танка Т-60 и машины на его базе
БМ-8-24 — реактивная установка (1941 г.).
Вооружение: 24 реактивных снаряда калибра 82 мм на направляющих;
Зенитная самоходная установка - создана на базе танка Т-60 (1942 г.).
Вооружение: 37-мм зенитная автоматическая пушка, выпущен опытный образец;
Т-60-3 — зенитная самоходная установка (1942 г.).
Вооружение: спаренная установка 12,7-мм пулеметов ДШК образца 1938 года, выпущен опытный образец;
Самоходная артиллерийская установка — создана на базе танка Т-60 (1942 г.).
Вооружение: 76,2-мм пушка ЗИС-5, выпущен опытный образец;
ОСУ-76 — полуоткрытая самоходная артиллерийская установка (1944 г.).
Вооружение; 76,2-мм пушка ЗИС-3, выпущены опытные образцы.
В 1943 году легкий танк Т-60 был снят с серийного производства ввиду низкой удельной мощности, недостаточной маневренности и слабых бронирования и вооружения.
Всего за время серийного производства промышленностью было выпущен 5915 машин различных модификаций танка Т-60.
РУМЫНИЯ
76-мм самоходная артиллерийская установка ТАСАМ Т-60
К июню 1944 года 34 трофейных советских танка Т-60 были переделаны в самоходные пушки ТАСАМ (Tun Anticar cu Afet Mobil), оснащенные советскими 76-мм пушками Ф-22.