|
От
|
Кирасир
|
|
К
|
Goodiny
|
|
Дата
|
24.07.2003 23:43:20
|
|
Рубрики
|
Современность; Флот;
|
|
"Шквал" (+)
Приветствую всех!
РЕАКТИВНАЯ ПРОТИВОЛОДОЧНАЯ ТОРПЕДА ВА-111 "ШКВАЛ"

Первые реактиные торпеды (подводные ракеты)были созданы в ходе Второй мировой войны в Германии и Италии.
После войны работы над реактиными торпедами начались в СССР и США, причем, за основу были взяты проработки германских инженеров. Так, в СССР в 1947-1953 годах была создана реактивная авиационная торпеда РАТ-52, имевшая скорость подводного хода 58-68 узлов (30-35 м/с). В 50-х годах американцы испытали реактивную торпеду со скоростью хода 155 узлов (77 м/с).
К 1970 году в США прекратились полномасштабные работы по созданию неуправляемых реактивных торпед, хотя, возможно, какие-то исследования в этой области и велись. Вскоре вообще все неуправляемые торпеды были сняты с вооружения ВМФ США. Для дезинформации Советского руководства американцы подкинули в прессу сведения об испытаниях в ВМФ США противолодочной реактивной торпеды, имевшей фантастическую скорость - от 200 до 300 узлов, т. е. 100-150 м/с, что в полтора раза выше скорости "Шквала". В СССР эту "дезу" приняли всерьез и во всю прыть продолжали работать над неуправляемыми реактивными торпедами.
Разработка противолодочной торпеды (подводной ракетой) "Шквал" начались по Поставлению СМ № 111-463 от 13 октября 1960 года. Проектирование торпеды было поручено НИИ-24 (в настоящее время ГНПО "Регион"). Главным конструктором комплекса "Шквал" назначен И. Л. Меркулов, затем его сменил В. Р. Серов, а завершил работу Е. Д. Раков.
Эскизный проект торпеды был утвержден в 1963 году. Согласно ему дальность хода ракет 15-20 км, а скорость хода на маршевом участке 100 м/с (194 узла!)
Высокая скорость движения торпеды ВА-111 была получена за счет применения подводного реактивного двигателя, работающего на твердом гидрореагирующем топливе, обеспечивающем большую тягу, а также за счет движения торпеды в газовой каверне, что снижало сопротивление при ее движении в воде.
Первые опытные пуски торпед "Шквал" начались в 1964 году на полигоне на озере Иссык-Куль со специального плавучего стенда. С мая 1966 года макеты торпеды отстреливались с дизельной подводной лодки С-65 (проекта 613РВ) в районе Феодосии.
Испытания опытного образца торпеды, имевшей индекс М-4, на озере Иссык-Куль прекратились в 1972 году из-за несовершенства ее конструкции. Вскоре был создан улучшенный образец торпеды - М-5. С 1972 года по 28 мая 1976 года было проведено 43 пуска торпед М-5 с испытательного стенда. Государственные испытания торпеды в объеме семи пусков были проведены на подводной лодке проекта 613РВ с июня по декабрь 1976 года на Черном море.
Постановлением СМ СССР от 29 ноября 1977 года противолодочный комплекс "Швал" с торпедой М-5, получивший шифр ВА-111, был принят на вооружение ВМФ.
Торпеда "Шквал" имеет стандартные габариты - калибр 533,4 мм и длину 8200 мм, что теоретически позволяет стрелять ею из обычных торпедных аппаратов (возможно, при небольших переделках). Вес торпеды 2700 кг, мощность боеголовки в тротиловом экваленте - не менее 210 кг. Эффективная дальность стрельбы торпедой - 7 км. Изюминкой торпеды является ее огромная маршевая скорость - 90-100 м/с.
Стабилизация торпеды под водой происходит за счет четырех крыльев, выдвигающихся из корпуса после ее пуска.
http://voenavto.almanacwhf.ru
WBR Андрей Судьбин aka Kirasir