От Сергей Зыков Ответить на сообщение
К Вад Ответить по почте
Дата 23.07.2003 12:48:52 Найти в дереве
Рубрики Флот; ВВС; Версия для печати

еще более старая. Про "мидуэй"

Это было в Порт-Артуре
Несколько малоизвестных эпизодов из жизни летчиков пopт-артурской военно-морской базы начала 50-х годов
Газета "ВЛАДИВОСТОК" o Четверг 15 июля 1993 года

Житель Владивостока Анатолий Власов o в прошлом военный летчик-штурман. В 1949 году по окончании военного авиационного училища он прибыл во Владивосток. Их было около 200 - молоденьких лейтенантов нового пополнения ВВС ТОФ, 20 из которых отобрали для спецкомандировки в Порт-Артур - советскую военно-морскую базу на юге Ляодунского полуострова в Китае, где в то время шли бои между войсками Мао Цзэдуна и Чан Кайши. Советские летчики и части ПВО сражались на стороне Мао, прикрывая небо Пекина и Шанхая, других крупных городов. Стояли на "товсь" в Порт-Артуре. Но об этом тогда никто не говорил вслух.
В июне 1950 года вспыхнула война на Корейском полуострове между Севером и Югом, и здесь нашим летчикам, зенитчикам, связистам также пришлось, соблюдая режим секретности, выполнять задания советского правительства и коммунистической партии. Часть из них сложила головы на полях сражений...
o Мне не пришлось воевать, - рассказывает Анатолий Ефимович. После того, как отобрали нашу группу во Владивостоке и проверили на благонадежность чекисты, нас перебросили на самолетах с Угловой в Порт-Артур, где я проходил службу с декабря 1949 года по 10 мая 1955 года в 1744-й отдельной морской разведывательной авиационной эскадрилье. В боях мы не участвовали, но стояли в боеготовности N 1. На грани войны и мира. И не раз наше противостояние с американцами заходило слишком далеко. Ниже мы предлагаем вашему вниманию подборку эпизодов из жизни порт-артурской военно-морской базы того времени, очевидцем и участником которых был молодой штурман Анатолий Власов. Ему слово.


Американцы вели себя довольно свободно. Нередки были случаи, когда их самолеты кружили над Порт-Артуром, а корабли и перископы подводных лодок наблюдались на ближних подступах к нему. А однажды приплюхал авианосец "Мидуэй" в сопровождении эсминца и подводных лодок. Экипаж летчика Карпаева (штурман Мишин) получил задание произвести аэрофотосъемку. Они подняли свой "Бостон" в воздух. Тогда мы еще пользовались ленд-лизовскими самолетами: "Бостонами", "Каталинами", "Аэрокобрами". Зная, что с авианосцем не забалуешь - на нем множество огневых противовоздушных точек и около 80 "Корсаров" палубной авиации, наши ребята решили его отснять издали, а эсминец - с более близкой дистанции.
Этот вылет для экипажа Карпаева стал роковым. С палубы "Мидуэя" взлетело звено "Корсаров" и сбило наш "Бостон"... Летчикам спастись не удалось. Уже на следующий день американцы, подняв тела ребят и обнаружив их документы, на весь мир трубили, дескать, русские на нас нападают, а нам приходится защищаться, и вот, к примеру, документы советских летчиков, атаковавших наши корабли, которых мы за это сбили...
Между тем замечу, что "Бостон" Карпаева был вооружен всего-навсего только одним пулеметом... И еще момент. "Бостон" прикрывали два наши истребителя "Аэрокобра". Точнее, должны были прикрывать. Однако когда взлетели "Корсары" с "Мидуэя", наши истребители сквозанули в облака, бросив самолет Карпаева... За этот поступок летчиков-истребителей судил военный трибунал...
На следующий день после этого ЧП у нас была собрана воедино вся истребительная авиация и брошена в "Гнилой угол" - так мы называли один из районов Желтого моря, где наиболее активны были американцы и где периодически они устраивали с нами различные инциденты вплоть до воздушных боев, во время которых гибли и наши, и их самолеты. Задачу истребителям поставили следующую: при встрече с американцами теперь уже самим спровоцировать их на конфликт, завязать воздушный бой и проучить как следует. Говорили, эту акцию одобрила Москва. Целый полк - около 40 истребителей ("Аэрокобры", "Ла-5", "Ла-9") вылетели в заданный район с намерением отомстить за своих погибших товарищей. Схватка обещала быть суровой и беспощадной. Однако эта акция сорвалась: американцы словно предчувствовали что-то недоброе, и в этот день в "Гнилом углу" ни один их самолет не появился... Акт возмездия так и не состоялся.

По моему личному наблюдению, у американцев на истребителях в основном летали чернокожие ребята. Сколько раз бывало: летишь на своей тихоходной "Каталине" со скоростью 180 миль в час, а мимо тебя проносятся их "Сейбры", в кабинах которых видны здоровенные физиономии с толстыми губами... Первого белого американца-истребителя я увидел только летом 1951 года и уже не в кабине самолета, а на земле, в... нашей офицерской столовой. А дело было так.
Во время корейской войны янки летали мимо Порт-Артура бомбить Андуньскую ГЭС на стыке границ Кореи и Китая. Американские бомбардировщики ходили под прикрытием истребителей - "Сейбров". И вот однажды во время наших ночных полетов над порт-артурским аэродромом "Туценцзы" заходит на посадку самолет. На плоскостях, как положено, зажжены огни... Руководитель полетов запрашивает: "Карандаш"... "Карандаш"... В ответ - тишина. Дали прожектор самолету. Он все ниже и ниже, а потом как взмоет вверх... Как впоследствии выяснилось, отбомбившись, американцы легли на обратный курс. А один из "Сейбров" отбился от стаи и заблудился, приняв в конце концов наш аэродром за свой, в чем его, очевидно, убеждали и последние капли горючего в баке. Снизившись для посадки, он определил по силуэтам аэродромных построек, что попал совсем не туда, куда надобно... Поняв свою ошибку, янки и подался опять вверх, но горючее-то на исходе.
И тогда он набрал высоту и, пустив самолет в пике на сопки, катапультировался. Дело в том, что их "Сейбры" тогда стали оснащать секретными прицелами "Норден", попав в который, было уже не вырваться... Поговаривали, что этот самый прицел стоил не дешевле, чем сам самолет. Вот американский пилот таким образом и спасал буржуинскую военную тайну.
"Сейбр" рухнул в сопки, взорвался, превратившись в куски разбросанного по окрестностям металлолома. А самого заплутавшего пилота отловили и пленили китайские дружинники. Были тогда такие формирования, группы человек по пять, вооруженные пиками. Привели и сдали нам. Белобрысый такой хлопец, питался в нашей офицерской столовой. На вид ему было года 22, не больше. И что -еще запомнилось: глядя на него, никто не сказал бы, что это пленный, так как держался парень довольно бодро, неунывающе. Мы не имели права держать американцев у себя и вскоре передали его китайским властям.
...Получив приказ, мы вылетели по противолодочному варианту курсом на Желтое море на боевое дежурство. На плоскостях нашей "Каталины" четыре ПЛАБ-100 (стокилограммовые противолодочные авиационные бомбы). Летим на небольшой высоте неподалеку от берега. День выдался погожий, солнечный. Внизу видно, как резвятся-играют акулы...
Да, тут надо сказать, что оперативный дежурный в силу каких-то причин не выдал нам перед полетом обстановку на море: где и кого можем встретить. Летим... Вдруг по СПУ (самолетное переговорное устройство) поступает доклад:
"Слева... курсовой угол... вижу пузыри на воде. Предположительно продувает цистерны главного балласта подводная лодка..."
Смотрим, действительно, что-то подозрительное пузырится... Гадаем, наша или американская лодка, кои, как я уже говорил, блуждали тогда вокруг да около Порт-Артура. А тут уже и рубка показалась. Всплывает...
Тут же объявляется самолету боевая тревога. Я снял сразу на всякий случай бомбодержатели с предохранителей. В то время у нас было "добро" во время боевых дежурств действовать по обстановке самостоятельно. "Ну, что думаешь, командир?" - спрашиваю у пилота Миши Таценко. Погоди, присмотреться надо", - отвечает 'он. Я ему, мод как погоди, не на телеге же едем, на самолете летим, делать что-то надо... А тут на рубке и бортовой номер из-под воды обозначился: "70", а у нас их в базе всего было пять или шесть. Бдительность терять нельзя: американцы запросто могли под нашу субмарину замаскироваться. Запрашиваем берег. Ответа нет... Надо самим принимать решение. И тут я разглядел в левом нижнем углу рубки лодки суриковую оранжевую "заплатку". Кричу командиру: "Да это же Славка!" (Наш флотский товарищ, командир лодки, мы в ДОФе частенько с ним в бильярд играли. Да и лодки неподалеку от нас базировались, запомнилось это оранжевое пятно на рубке, в отличие от бортового номера. Вот только сейчас фамилию Славы подзабыл). Теперь мы все признали, что это вроде как наша "Эска", Славкина. Еще раз на всякий случай запросив берег и не получив ответа, даем условным кодом сигнальную ракету. С подводной лодки ответили. Слава богу! Я ставлю бомбодержатель на предохранитель. Помахав крыльями подводникам, полетели дальше.
Когда вернулись, нас взяли в оборот, дескать, потеряли бдительность, вас могли обмануть... Мы в свою очередь свои аргументы выдвигаема обстановку нам не дали, на запросы никто не отвечал... В конце концов все стало на свои места: начальника оперативного отдела нашей части наказали, а нас похвалили, мол, молодцы, кровь не пролили...
Славка, а это был именно он, когда узнал, что мы к его лодке прицеливались, коньяк нам поставил..

Однажды в ненастную погоду что-то приключилось в Желтом море с нашим сторожевым кораблем. На разведку был послан "Ил-28" Героя Советского Союза майора-фронтовика, фамилию которого, к сожалению, не помню. Назад самолет не вернулся... Что случилось с ним и экипажем, никто не знал, но предполагали, конечно, худшее...
Нас послали на поиски хотя бы малейших доказательств гибели самолета и пилотов: каких-либо деталей, предметов, личных вещей летчиков. Иначе, по существовавшему тогда правилу, семьям погибших не выплачивали пенсии...
Целую неделю мы вели поиск, прохаживаясь "гребенками" (у экипажей кораблей это называется галсами) над поверхностью Желтого моря. Увы, так ничего и не нашли. Самолет и экипаж сгинули бесследно... Предполагалось, что "Ил" потерпел аварию, хотя, конечно, кое-кто выдвигал и иные версии...

Не удалось обнаружить и летчика Василия Фесуненко, когда 13 апреля 1950 года произошла авиакатастрофа: во время учений в воздухе столкнулись два наших "Бостона". На каждом из них экипаж 3 человека: летчик, штурман и стрелок-радист. Торпедные катера подобрали только тела четырех погибших ребят. Спасся на парашюте лишь штурман одного из "Бостонов" Иван Семегук, которого подобрала подводная лодка. У него это была уже вторая авария. Первая произошла еще тогда, когда он служил в Новонежино. Иван после этого списался, не стал испытывать больше судьбу. А вот Василия Фесуненко так и не нашли: он вместе с обломками самолета ушел на дно Желтого моря, и хотя в том месте глубина была всего метров 40, водолазы не смогли обнаружить ни останков самолета, ни тело пилота. Я его хорошо знал - были соседями по общежитию. У Василия осталась вдовой жена Рая, родом она откуда-то из Приморья, и семилетний сынишка Валерка...

В мае 1955-го наши войска согласно подписанному осенью 1954 года соглашению с Китаем покинули Порт-Артур, передав все сооружения военно-морской базы китайской стороне, впрочем, как и боевую технику и вооружение и, в частности, имевшиеся у нас ленд-лизовские американские самолеты, автомашины и т. п. Правда, китайцы "по идеологическим" соображениям отказались от этого добра, изготовленного в главной цитадели империализма...

Подготовил Евгений ШОЛОХ.