От Марат Ответить на сообщение
К Марат
Дата 10.01.2001 21:33:01 Найти в дереве
Рубрики Древняя история; 11-19 век; Современность; Политек; Версия для печати

Re: Еще работа...

Приветствую !

>Ниже работа Амрекулова (кому облом читать полностью - в следующем месадже выделю ключевые моменты, имеющие отношение к нацвопросу, дискриминации :) и т.п.

Но сильная президентская власть не способствовала укреплению демократического парламента. После роспуска двух созывов парламента (в 1993 и 1995 гг.) Казахстан из парламентской (по Конституции 1993 г.) стал президентской (по сути монархической или сверхпрезидентской) республикой19.

Поэтому в переходный к президентской государственности период власть была по инерции рассеяна среди представителей сначала этносов (главой кабинета министров был русский — С. Терещенко) и жузов (главой Верховного совета был сначала среднежузовец Е. Асанбаев, затем, вопреки воле Назарбаева, среднежузовец С. Абдильдин, избранный в результате тайного голосования председателем тогда еще однопалатного Верховного совета).

После перехода к президентскому абсолютизму русские выпали из высших органов госвласти (занимая и поныне неключевые посты в ранге вице-премьеров или министров).

Постепенно образовался дисбаланс представителей жузов в органах госвласти. Так, в 1995—1997 годах главой кабинета министров стал выходец из Среднего жуза — А. Кажегельдин (род уак), главой второго парламента — А. Кекильбаев (Младший жуз). С торжеством же президентского всевластия, формированием контролируемого президентом двухпалатного парламента основной конкурент малочисленного Старшего жуза, ныне самый многочисленный Средний жуз, был окончательно вытеснен на периферию. В 1997—1999 годах главой кабинета министров стал выходец из Младшего жуза, протеже американцев и россиян нефтяник Н. Балгимбаев. Председателем Сената — верхней палаты нового парламента Казахстана, избранного в 1995 году,— стал выходец из Старшего жуза О. Байгельды. Спикером нижней палаты — среднежузовец М. Оспанов (найман). Президент (Ст. жуз) — председатель Сената (О. Байгелды — Ст. жуз — в случае смерти президента власть временно переходит к нему) — премьер-министр (Мл. жуз, наследует власть после председателя Сената) — председатель Мажилиса (М. Оспанов — Ср. жуз) — госсекретарь (А. Кекильбаев — Мл. жуз). Ее жузовская формула: “Ст. жуз — 2 + Мл. жуз —2 + Ср. жуз — 1”.

К декабрю 1999 года жузовская конфигурация государственной пирамиды власти сложилась таким образом: президент (Ст. жуз) — председатель Сената (О. Абдыкаримов — Ср. жуз) — премьер-министр (К. Токаев — Ст. жуз, он наследует власть после председателя Сената) — председатель Мажилиса (Ж. Туякбаев, Ст. жуз) — госсекретарь (А. Кекильбаев — Мл. жуз). Ее жузовская формула: “Ст. жуз — 3 + Ср. жуз — 1 + Мл. жуз — 1”.

Такова ныне существующая система государственной власти. Ее жузовская формула: “Ст. жуз — 3 + Ср. жуз — 1 + Мл. жуз — 1” 20 или “3—1—1”. Если же исключить номинально-декоративный (протокольный) пост госсекретаря, то эта формула примет вид “Ст. жуз — 3 + Ср. жуз —1” или “3—1”.

То есть теперь уже не Средний, но и до этого привилегированный по сравнению с ним, союзнический Старшему Младший жуз де-факто также выпал из высшей государственной элиты (включающей посты президента, премьер-министра и председателей Сената и нижней палаты — Мажилиса). Ведь госсекретарь исполняет всего лишь протокольные обязанности, избавляя президента от этой рутины.

Клан как кровнородственная единица расслоения казахского общества и политико-экономической структуризации правящей элиты

Если раньше исходным субъектом построения общества была родовая община, то с победой индустриальной цивилизации и планово-коммунистической системы господствующей формой стала соседская (нередко интернациональная) община в аулах, колхозах и совхозах. В городах это разделение затронуло и разрушило род еще сильнее. О племени и жузе вспоминали лишь на политическом олимпе, и, несмотря на борьбу компартии с протекционизмом и трайбализмом, каждый старался протежировать своему родственнику и сородичу (особенно на самом верху). При этом меньшую роль играло землячество и профессиональная принадлежность.

Так социалистический строй вытеснил род. Он уступил место клану — группе близких родственников второго-третьего поколения. Исходным субъектом стала расширенная семья, включающая максимум потомков одного деда, его братьев или сестер. Эта клановая, или тейповая, структура отчетливо прослеживается в архаично-консервативном чеченском обществе, где роды распадаются на мелкие кровнородственные тейпы (кланы), возглавляемые старейшинами рода. Казахский клан по сравнению с ними более мелок и узок, здесь традиционный, кочевавший единым аулом род распадается на современные семейные кровнородственные единицы, связанные общим дедом и еще менее (в аулах) — его братьями и сестрами. При этом старшие несут ответственность за младших братьев и сестер. Клан проводит и финансирует свадьбы (иногда юбилеи — в зависимости от состоятельности и сплоченности сородичей, которых интегрирует данный юбиляр-патрон) и похороны. Хотя обычно основное бремя расходов ложится на плечи самого отца или сына, потерявшего отца или деда. У современных городских казахов клан сошел на нет и ограничивается самыми близкими родственниками, участвующими в этих главных ритуалах.

Высокий удельный вес клана в современных процессах социального расслоения казахского посттрадиционного общества объясняется распадом СССР и переходом к рынку. Клан вновь стал господствующей формой организации реальной социально-политической структуры казахского общества.

Для нижних же слоев казахского общества, особенно выходцев из села, эта кровнородственная общность стала способом выживания и адаптации к современным условиям. Благодаря клановой солидарности и поддержке городских родственников сформировался широкий слой казахской интеллигенции, в абсолютном большинстве вышедшей из аулов. Для большинства же казахской номенклатуры и нередко аульной по происхождению бизнес-элиты клан стал способом обогащения и расширения могущества на основе кровного родства. Классический пример — кланы Есимова, Буркитбаева и т.д. Одни родственники держат власть и “крышу”, другие — делают бизнес. Особенно высок удельный вес клановых связей и кадров в привилегированных монопольных видах бизнеса22.

Как же клан стратифицирует высшую, правящую элиту Казахстана? Прежде всего, она представляет явный и скрытый симбиоз номенклатуры (буржуазно-компрадорского типа) и крупного (околовластного) бизнеса. В этом смысле не случайно появление термина (П. Своика) “экономика племянников” а затем и пришествие во власть так называемых “младотюрков”, молодой бизнес-элиты. Здесь характерен пример Н. Каппарова — шефа “Казахойла” и друга Т. Кулибаева (экс-президента ныне расформированного “Казтрансойла” и зятя президента), частично связанного с ними М. Аблязова (экс-министра энергетики, индустрии и торговли) и Н. Смагулова — шефа “Продкорпорации”. Они образуют одну промышленно-финансовую группу: “Астана” — “Акцепт” — банк “ТуранАлем” — “Темир-банк” — “Продкорпорация”. То есть Казахстаном правит олигархия. Какова ее структура?

Современная жузовская структура казахской правящей политической элиты
Ст. жуз – 23
Ср. жуз – 13
Мл. жуз – 6

Если вычленить только ключевые (выделенные курсивом) посты, доставшиеся казахам, то гегемония Старшего жуза станет очевидной. Из 21 места 14 — заняты старшежузовцами, среднежузовцами — 6 и младшежузовцами — 1. Все или выходцы из президентской администрации, работавшие под началом президента, или сотрудничающие с Семьей лица.

Указанная выше формула межжузовского баланса эпохи Кунаева ныне сменилась односторонней формулой (как частью общей формулы “один народ — один жуз — один клан”): президент (Ст. жуз), председатель Сената (Ср. жуз) О. Абдыкаримов31, спикер Мажилиса (Ст. жуз) Ж. Туякбаев), премьер (Ст. жуз) К. Токаев. Или “Ст. — Ср. — Ст. — Ст.” или “3—1—0”, что означает полное вытеснение с политического олимпа Младшего жуза, как и русских, а также номинальное, второстепенное представительство Среднего жуза. Даже в случае внезапной смерти президента власть все равно останется под контролем Семьи и Старшего жуза, контролирующих все силовые и политические структуры.

--------------------------------------------------------------------------------
5 Например, “Старшему сыну дал в руки посох, Среднему – перо, Младшему – пику”, что соответственно означает богатство скотом расселенного на благодатных землях юга Казахстана Старшего жуза, образованность Среднего и воинственность Младшего, как защитника рубежей.

10 Сравните значение этнонима “казах” (“вольный”) с родственным русским этнонимом “казак” (в смысле “вольный”).

13 “Попытка присвоить ханский титул нечингизидов в сознании тюркомонгольских и других народов отражалась как противоправная и даже аморальная”. — Юдин В.П. Орды: Белая, Синяя, Серая, Золотая...: Казахстан, Средняя и Центральная Азия в XVI—XVIII вв. Алма-Ата, 1983. С. 14.

14 “Бий” — эквивалент монгольскому слову “нойон” (военачальник) или арабо-персидскому “эмир” (правитель).