|
От
|
мд
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
21.05.2003 18:36:06
|
|
Рубрики
|
Современность; Космос;
|
|
Причины жесткой посадки
Корабль недоработан...»
Вчера этот вывод сделала комиссия, расследующая причину «жесткой» посадки «Союза ТМА-1» 4 мая. Выходит, нас ждут новые рискованные приземления?
Напомню: две недели назад во время возвращения на Землю «сорвался» в крутой баллистический спуск российский корабль «Союз ТМА-1». До расчетного места посадки он недолетел ни много ни мало 500 километров. Экипаж - наш Николай Бударин и американцы Кеннет Бауэрсокс и Дональд Петтит - испытал почти предельные перегрузки. А потом, на Земле, так и не дождавшись спасателей, космонавты впервые за 35 лет вскрыли НАЗ - специальные ящички, где собрано все, что должно помочь выжить в критических условиях.
Сначала вину за сбой создатель «Союза» - ракетно-космическая корпорация «Энергия» - пытался свалить на американцев, «нажавших не те кнопки». Это проще, чем признать, что модернизированный корабль отправили на орбиту «сырым». Хотя еще в октябре прошлого года, когда «Союз ТМА-1» ушел на орбиту, в Центре подготовки космонавтов об этом спецы говорили открыто. И именно поэтому незадолго до старта в помощь командиру Сергею Залетину включили в экипаж - небывалый случай! - еще одного пилота - Юрия Лончакова.
Комиссия, закончившая работу вчера, честно отмела версию о «человеческом факторе». «Баллистический спуск произошел из-за сбоя в блоке управления», - признал заместитель генерального конструктора РКК «Энергия» Николай Зеленщиков.
Можно было бы считать эту историю счастливо завершившейся (космонавты остались живы), если бы не одно крупное «но». Сейчас к Международной станции пристыкован другой точно такой же корабль - «Союз ТМА-2». Чтобы остаться в живых при посадке, нынешней команде МКС - Юрию Маленченко и Эдварду Лу - придется на орбите, практически в походных условиях дорабатывать системы спускаемого аппарата. А это даже покруче, чем менять электропроводку в кабине несущегося по трассе самосвала.
Александр МИЛКУС 20 Мая 2003 г.