От Сергей Зыков Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 12.04.2003 17:23:07 Найти в дереве
Рубрики Современность; Флот; ВВС; Версия для печати

Палубная авиация СССР. О советской программе «Тайфун».

штрихи к портрету. В последнем номере КР - статья на злободневную для ВИФа тему
========================================

«Крылья Родины» 2.2003
Константин УДАЛОВ
Валерий ПОГОДИН

ПАЛУБНЫЙ САМОЛЕТ
О советской программе «Тайфун»

Журнал "Крылья Родины" впервые рассказывает о программе "Тайфун", при­нятой в середине 70-х годов в Советском Союзе. Под эту программу ряд ОКБ раз­рабатывал палубные самолеты.
Мы расскажем о двух проектах: само­летах "Тайфун" главного конструктора ВА.Корчагина, более известного как глав­ного конструктора самолета-амфибии "Ямал", и "Ямал" и П-42 ОКБ Г.М.Бериева.
В середине 70-х годов в Советском Союзе была принята новая программа развития Военно-морского флота. Стави­лась задача превратить советский флот в океанский. Началось строительство атомных ракетных крейсеров и авианос­цев, правда, из-за того, что советская во­енная доктрина носила "оборонительный" характер, авианосцы в СССР скромно назвали "тяжелый авианесущий крейсер".
Тем не менее, ТАКР типа "Тбилиси" (сейчас единственный корабль этого типа носит в российском флоте имя адмира­ла Н.Г.Кузнецова) был уже полноценным авианосцем в отличие от имевшихся на вооружении кораблей типа "Москва" или "Киев".
Для выполнения задач, стоящих пе­ред кораблями такого класса, было уже явно недостаточно вертолетов и самоле­тов типа Як-38.
Перед авиационной промышленнос­тью стояла весьма сложная задача по созданию комплекса палубного авиаци­онного вооружения, а опыта создания па­лубной авиации в Советском Союзе по­чти не было.
Для оценки потребностей флота был проведен анализ существовавших и пер­спективных палубных пилотируемых авиационных средств. Наибольшим опы­том в деле создания и применения па­лубной авиации обладали фирмы и флот США.
Изучение боевого опыта и технико-эксплуатационных показателей американ­ских ударных палубных самолетов и са­молетов обеспечения, их боевого приме­нения, в том числе самолетов противо­лодочной обороны (ПЛО), радиолокаци­онного дозора (РЛД) и радио-электронной борьбы (РЭБ). показало, что основу удар­ных сил флота США составляют дозву­ковые самолеты с широким диапазоном решаемых задач, предназначенные для действий по наземным и морским целям.
В середине 70-х годов из самолетов ВМС США этим требованиям удовлетво­ряли: полностью - палубный штурмовик A-6 "Интрудер" фирмы "Грумман" в шес­ти основных модификациях, в том числе самолет РЛД, частично - истребители-бомбардировщики A-7 "Корсар" и A-8 "Крусейдер" фирмы "Линг-Тимко-Воут", самолет РЛД и управления E-2 "Хоукай" фирмы "Грумман" и самолет ПЛО S-ЗА "Викинг" фирмы "Локхид".
Эти самолеты составляли основу пар­ка палубной авиации США. Прикрытие района боевых действий от авиации про­тивника флот США обеспечивал сверхзву­ковыми истребителями-перехватчиками, действовавшими, как правило, с самоле­тами РЭБ и РЛД.
К числу истребителей могли быть от­несены уже устаревшие в то время само­леты А-7, А-8, F-4 "Фантом" и новейший истребитель F-14 "Томкет" фирмы "Грум­ман".
В 80-х годах ожидалось поступление на вооружение палубной авиации само­летов F-18.
Все эти истребители являлись мно­гоцелевыми и могли использоваться по наземным и морским целям, однако, сложность их оборудования и высокая стоимость делали нецелесообразным та­кое их использование.
Бесспорно, авианосный флот США -высокоэффективное боевое соединение, способное самостоятельно осуществлять крупные боевые операции на морских и сухопутных ТВД.
Однако очевидно, что наличие на бор­ту авианосца нескольких оригинальных типов боевых самолетов существенно усложняет и удорожает боевое примене­ние авиационных ударных средств, их эксплуатацию и материально-техничес­кое обеспечение.
Сложнее поддерживать высокий уро­вень надежности и боеготовности авиа­техники, особенно в условиях ведения боевых действий.
Дело в том, что у разных типов само­летов различны объемы проверок и вре­мя наработки на отказ, отличается время подготовки к повторному вылету. Все это в боевых условиях приводит к простою одних самолетов из-за неготовности к вылету других.
На основе анализа был сделан вывод, что для обеспечения максимальной бое­готовности отечественных палубных са­молетов необходимо разрабатывать эф­фективный многоцелевой комплекс боевых дозвуковых палубных самолетов, с их оборудованием и вооружением, на осно­ве модификации планера, силовой уста­новки и систем бортового радио-электрон­ного оборудования, путем разработки и применения их крупных функциональных модулей.
В состав комплекса должны были вой­ти: палубный штурмовик, самолет РЭБ, самолет-заправщик, самолет радиолока­ционного дозора и управления боевыми операциями (УРЛД), самолет ПЛО, лег­кий транспортный.
Для обеспечения столь широкого кру­га задач предусматривались две модифи­кации планера и силовой установки.
Первые три типа самолетов базиро­вались на первой модификации, три пос­ледующих - на второй.
Вторая модификация планера отли­чается увеличенным крылом меньшей стреловидности и увеличенными средней и хвостовой частями фюзеляжа за счет увеличения их верхних секций.
Носовая часть фюзеляжа с кабиной экипажа, шасси и оперение унифициро­ваны для обеих модификаций.
Планер первой модификации рассчи­тан на перегрузку 7,5 единиц, второй -5,25.
На самолетах второй модификации применены двигатели с большей степе­нью двухконтурности, обеспечивающие большую дальность и время патрулиро­вания.
Целесообразность и возможность та­кого подхода основывается на результа­тах анализа близких прототипов, который показал, что все варианты могут быть выполнены на самолетах со взлетным весом 22-24 т.
Каковы же основные концепции про­граммы "Тайфун"?
Единственным правильным подходом к решению задачи создания нового поко­ления отечественных палубных самоле­тов, обеспечивающим наибольшую эф­фективность капитальных и материаль­ных затрат, могло быть только создание специальных авиационных систем, рас­считанных на длительную эксплуатацию в условиях базирования на корабле при постоянном поддержании высокого уров­ня боевой эффективности.
Попытки приспособить для этих це­лей какие-либо сухопутные самолеты, разработанные в конце 60-х годов, могли привести только к их ухудшению, затяж­ке сроков и удорожанию серийного про­изводства, а в итоге к несоответствию ухудшенной модификации исходного са­молета возросшим требованиям авиации флота 80-х годов.
Единственным средством обеспечить экономическую рентабельность произ­водства при относительно малых, в срав­нении с сухопутными программами, се­риями самолетов были принцип постро­ения планера, силовых установок и сис­тем различных по назначению самоле­тов на 1-2 типах унифицированных мо­дулей.
Такой принцип должен был обеспе­чить: снижение в 4-5 раз затрат на НИОКР по сравнению с созданием не­скольких специализированных самоле­тов;
снижение в 1,5-2 раза затрат на раз­работку двух ТРДД с общими модулями 1-го контура по сравнению с созданием двух совершенно разных двигателей; сни­жение в несколько раз затрат на органи­зацию технического обслуживания на бор­ту авианосца;
значительное повышение боеготовно­сти самолетов; снижение в 5-6 раз капи­тальных и материальных затрат на серий­ное производство; снижение в 3-4 раза затрат на обучение и тренировки летного и технического состава.
Применение в составе комплекса са­молетов специального назначения (УРЛД, РЭБ, ПЛО, заправщика) весьма суще­ственно повышает боевые возможности комплекса при действиях по наземным, морским целям и в операциях ПЛО.
Задачи создания подобного комплек­са вооружений требовали разработки про­граммы, объединявшей силы и средства нескольких ведущих отраслей промыш­ленности.
Перед разработчиками стоял ряд до­статочно сложных задач по разработке, внедрению и обеспечению дальнейшей эксплуатации боевого комплекса. Требо­валось разработать и создать: комплекс боевых палубных самолетов с бортовым оборудованием и вооружением; комплекс специальных корабельных и наземных средств и систем обеспечения боевого применения по морским и наземным це­лям;
мероприятия и средства обучения летно-технического состава; мероприятия и программы по обеспечению высокого ресурса и боевой живучести; мероприя­тия по обеспечению и оснащению ремон­тных баз.
Задача усложнялась тем, что созда­ние столь сложного и универсального комплекса на базе одной конструкции самолета не имела аналогов в истории оте­чественного авиастроения.
Комплекс палубной авиации "Тайфун" включает в себя 6 модификаций самоле­тов, построенных на двух базовых конфи­гурациях планера и силовой установки.
На основе первой конфигурации стро­ятся следующие самолеты: тактический штурмовик; самолет радиоэлектронной борьбы (РЭБ); самолет-заправщик.
На основе второй конфигурации: са­молет противолодочной обороны (ПЛО); самолет радиолокационного дозора и уп­равления (УРЛД); легкий транспортный самолет

КРАТКОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
Самолет комплекса "Тайфун" пред­ставляет собой среднеплан со стреловид­ным крылом и крестообразным оперени­ем. Силовая установка состоит из двух ТРДД модульной конструкции.
Фюзеляж - модульной конструкции состоит из носовой, средней и хвостовой частей. В носовой части располагается 2-4-х местная кабина экипажа с рядным расположением катапультных кресел. Об­воды кабины слегка выступают за общий контур фюзеляжа, что улучшает обзор и обеспечивает необходимые объемы для размещения оборудования и вооружения под полом.
Вход в кабину экипажа через люк на правом борту внизу. Перед кабиной рас­положена РЛС обзора передней полусфе­ры. Носовая часть фюзеляжа аналогич­на для всех модификаций самолета.
Средняя часть фюзеляжа состоит из верхней и нижней секций. В нижней сек­ции расположен отсек вооружения разме­ром 4,5х1,4х1,3м.
Верхняя секция сродней части фюзе­ляжа для второй конфигурации имеет значительно увеличенные размеры, в ней располагается четвертый отсек специаль­ного оборудования и топливные баки.
Хвостовая часть фюзеляжа также со­стоит из верхней и нижней секций. Ниж­няя секция неизменна для обеих конфи­гураций, верхняя - во второй конфигура­ции увеличена по высоте.
Крыло - стреловидное, трапециевид­ной формы, имеет шарниры для склады­вания консолей с целью уменьшения пло­щади, занимаемой на палубе или в анга­ре авианосца.
Механизация крыла включает в себя:
выдвижные предкрылки по всему разма­ху; двухщелевые закрылки на 70% раз­маха.
Поперечное управление осуществля­ется элеронами, расположенными на кон­цах крыла. Для повышения боевой манев­ренности предусмотрены интерцепторы на верхней поверхности крыла.
Под крылом находятся гондолы ос­новных стоек шасси.
На нижней поверхности крыла может устанавливаться до трех точек подвески вооружения в зависимости от модифика­ции самолета.
В первой конфигурации крыло име­ло размах 16 м и стреловидность по пе­редней кромке 27°, во втором варианте -
размах -19м, стреловидность - 20°.
Хвостовое оперение - стреловидное крестообразной формы, аналогичное для всех модификаций самолета.
Оперение расположено в зоне обдува потоком, эжектированным реактивными струями двигателей. Это облегчает пари­рование отказа одного из двигателей и предоставляет возможность на выбран­ных расчетных режимах полета обеспе­чить естественную реакцию самолета на изменение режимов работы двигателей без использования рулей.
При увеличении оборотов возникает кабрирующий момент, и самолет перехо­дит в набор высоты, при сбросе оборо­тов - на снижение, под действием разбалансировки в сторону пикирования.
Шасси - трехопорное с носовым ко­лесом. Основные стойки убираются по потоку в специальные гондолы на цент­роплане. Носовая стойка смещена влево от оси самолета для размещения бло­ков РЛС и подходов к ним, и убирается в фюзеляж по потоку.
Аварийный выпуск всех стоек шасси - за счет собственного веса и усилий пру­жин. На передней стойке имеется буксир­ная серьга, а в хвостовой части фюзеля­жа - гак аэрофинишера.
Силовая установка "Тайфуна" - два ТРДД с номинальной тягой 4500 кг. Дви­гатели расположены в двух наружных гон­долах на пилонах над хвостовой частью фюзеляжа за крылом.
В первой конфигурации используют­ся двигатели с меньшей степенью двухконтурности. Конструктивное исполнение двигателей - модульное, с одинаковыми модулями первого контура.
Коробки самолетных агрегатов и агре­гатов обслуживания двигателей (насосы, регуляторы и т.д.) объединены в одну об­щую коробку, расположенную внутри хво­стовой части фюзеляжа.
Привод осуществляется посредством длинных валов, проходящих через пило­ны и обгонной муфты. Такая коробка уни­фицируется для всех вариантов самоле­тов и двух вариантов двигателей.
Топливные баки расположены в кры­ле и средней части фюзеляжа. Нормаль­ная вместимость 5000 кг, максимальная - 7000 кг топлива. Все самолеты комплек­са, кроме заправщика, снабжены систе­мой заправки в воздухе.
Топливоприемник выполнен убираю­щимся в герметичную трубу, расположен­ную над кабиной экипажа по оси самоле­та.
Самолет имеет полный комплект обо­рудования, необходимого для современ­ной боевой машины: систему автомати­ческого управления самолета (САУ); при­цельно-навигационный комплекс; радио­связное и радиолокационное оборудова­ние; светотехническое оборудование; про­тивопожарную систему; систему диагно­стики и регистрации полетных парамет­ров.
Все отсеки оборудования расположе­ны таким образом, чтобы для обслужи­вания систем и агрегатов не требовалось большого количества стремянок и стапе­лей.
Палубный штурмовик предназначен для нанесения удара по скоплениям жи­вой силы и техники, отдельным узлам обороны, танкам и другим подвижным целям, РЛС, мостам и прочим объектам на суше, а также по надводным кораблям и судам в открытом море.
Экипаж - два человека.
Боевая нагрузка может размещаться в отсеке вооружения и на 6-ти подкрыльевых пилонах. Размеры бомбоотсека выб­раны из условия размещения авиацион­ных торпед.
Внутренние и концевые пилоны рас­считаны на боевую нагрузку 1500-1600 кг и предназначены для УР типа Х-15. Сред­ние пилоны, расположенные впереди гон­дол шасси, - для размещения вооруже­ния весом до 700 кг.
Для обороны от истребителей против­ника и для борьбы с низковысотными и малоскоростными воздушными целями самолет может оснащаться ракетами класса "воздух-воздух".
В носовой части фюзеляжа, слева под полом пилотской кабины, установлена пушка калибра 37 мм.
Самолет радиоэлектронной борьбы (РЭБ) предназначен для создания актив­ных помех работе радиолокационных станций и средств связи противника в зоне боевых действий самолета авианос­ца с целью обеспечения выполнения ими боевой задачи.
Оборудование самолета не предус­матривает сохранения возможности ата­ки наземных целей, но позволяет устанав­ливать ракеты класса "воздух-воздух" для самостоятельной обороны от истребите­лей противника.
Бортовой комплекс РЭБ позволяет одновременно полностью подавить рабо­ту не менее 5 РЛС различного назначе­ния.
Экипаж состоит из летчика и трех опе­раторов систем электронного противодей­ствия.
Самолет строится на первой модифи­кации планера. Четырехместная кабина экипажа образуется за счет перекомпо­новки третьего приборного отсека и пе­ренесения его блоков в зону бомбоотсека исходного самолета. При этом в носовой части фюзеляжа добавляются два иллю­минатора и два люка, сбрасываемых при катапультировании членов экипажа.
Компоновка остальных систем полно­стью соответствует базовому самолету.
Створок бомболюка самолет не име­ет. Для доступа в основной отсек обору­дования (бомболюк) имеются специаль­ные люки. Внутренние подкрыльевые пилоны отсутствуют.
Средние и внешние пилоны исполь­зуются для подвески контейнеров со спе­цоборудованием и оборонительного воо­ружения.
Нормальный вес аппаратуры РЭБ и оборонительного вооружения - 3000 кг.
Аэродинамика самолета мало отлича­ется от исходного варианта, поэтому его аэродинамические характеристики, в це­лом, соответствуют тактико-техническим характеристикам базового самолета (штурмовика).
Самолет-заправщик предназначен для заправки в воздухе любых самолетов, базирующихся на авианосце или прини­мающих участие в совместных боевых операциях. Самолет строится на первой модификации планера, силовой установ­ки и основных бортовых систем.
Экипаж-два человека: командир эки­пажа и второй летчик-штурман, который выполняет функции оператора систем заправки.
В состав стандартного заправочного оборудования входят: шланг с конусом и лебедкой для их уборки; заправочные емкости; перекачивающий насос.
Основные заправочные емкости и аппаратура перекачки топлива располо­жены в грузовом отсеке, лебедка со шлан­гом - снизу в хвостовой части фюзеляжа.
В перегрузочном варианте возможна подвеска двух дополнительных топлив­ных баков емкостью по 2000 л каждый.
Общая емкость баков заправщика около 16 000 л, из них 11 000 л может быть передано на другие самолеты.
Створки грузового отсека не имеют приводов и могут быть открыты только на земле (борту авианосца) для обслужива­ния систем и агрегатов.
Комплекс радиолокационного, навига­ционного и связного оборудования с сис­темами индикации представляет собой минимальный комплект функциональных модулей, повторяющийся на всех само­летах комплекса.
Проект предусматривал вариант зап­равщика, построенный на второй моди­фикации планера и СУ, с двумя запра­вочными агрегатами на консолях крыла. В этом случае возможна одновременная заправка пары самолетов типа Су-27К, расстояние между ними при этом будет около 4,5 м, что при хорошей подготовке экипажей вполне допустимо.
Летные характеристики самолета-зап­равщика соответствуют данным исходно­го самолета.
Назначение палубного самопета ПЛО:
поиск и уничтожение подводных лодок из положения постоянного боевого патрули­рования эскорта кораблей авианосца при переходах и в боевых операциях.
В состав поискового оборудования входит радиогидроакустическая система, способная определять дрейф и коорди­наты буев без пролета над ними.
В качестве дублирующих систем ис­пользуется РЛС передней полусферы, магнитометрическая станция, ИК-система и системы пассивной радиотехничес­кой разведки.
Работа всех поисковых систем коор­динируется центральной ЭВМ. Вся так­тическая информация и вычисленные данные для применения оружия переда­ются по защищенным каналам связи на другие противолодочные самолеты и ко­рабли эскорта.
Вес аппаратуры спецкомплексов ПЛО составляет 1 400 кг, вес сбрасываемого оружия, в том числе буев - 2700 кг.
Экипаж - четыре человека. Первый пилот - командир корабля имеет индика­тор на ЭЛТ, отображающий общую такти­ческую обстановку, текущие координаты самолета и целей, а также точки сброса оружия.
Второй пилот, помимо обязанностей штурмана, выполняет обязанности опера­тора неакустических систем. Информа­ция от этих систем предоставляется ему с помощью многоцелевого индикатора на ЭЛТ и может передаваться на индикатор тактической обстановки.
Третий член экипажа, тактический координатор, определяет тактику опера­ции. Он управляет обработкой данных, координирует опрос систем, обеспечива­ет контроль датчиков этих систем и сис­тем вооружения.
Данные целей, полученные вторым пилотом и оператором гидроакустических систем, поступают на индикаторы такти­ческого координатора. С помощью ЭВМ он производит расчет положения цели и данные для полета к ней, выбирает наи­лучшую тактику и принимает решение об атаке цели, указывая координаты сброса оружия.
Оператор гидроакустических систем выполняет обработку акустических дан­ных, поступающих от активных и пассив­ных буев, обнаруживает и классифици­рует цели и определяет их координаты.
Командир экипажа, тактический коор­динатор и второй пилот имеют возмож­ность применения оружия.
Самолет строится на второй модифи­кации планера и силовой установки. Ком­поновка основных самолетных систем, РЛС, связного навигационного оборудова­ния, в основном, аналогична компоновке этих систем на самолетах первой моди­фикации, так как базируется на примене­нии унифицированных модулей аппара­туры. Блоки инфракрасной аппаратуры расположены за антенной РЛС, справа от ниши шасси.
Блоки ЭВМ, средств пассивной ра­диоразведки, блоки магнитометрической аппаратуры расположены в верхней час­ти фюзеляжа, по всей длине грузового отсека от задней стойки кабины экипажа до отсека силовой установки.
Отсек отделен от отсека вооружения перегородкой-полом со сквозным прохо­дом-лазом. Доступ в отсек - через вход­ной люк в кабине экипажа и через люки в потолке отсека вооружения.
Датчик магнитометра - выдвижной, на штанге длиной около 6 м, убирающийся электроприводом в трубу, проходящую по оси симметрии самолета в верхней час­ти хвостового отсека фюзеляжа.
Минно-торпедное вооружение разме­щается в бомбоотсеке и на двух-четырех подкрыльевых пилонах. Радиоакустичес­кие буи размещаются в задней части бомбоотсека.
Приемники и датчики системы пас­сивной радиоразведки размещаются в концевых обтекателях крыла и на двух подкрыльевых пилонах.
Поскольку конструктивный модуль носовой части фюзеляжа унифицирован по силовой схеме, обводам и остеклению для всех самолетов комплекса, четырех­местная кабина экипажа скомпонована аналогично кабине самолета РЭБ. Разли­чия компоновки рабочих мест экипажа определяются только различным соста­вом пультового оборудования и индика­торов на них.
Назначение самолета управления операциями и радиолокационного дозо­ра (УРЛД): дальнее обнаружение и клас­сификация воздушных целей над морем и сушей; обеспечение радиорелейной связи между боевыми самолетами, с авианосцем и наземными КП; управление операциями и наведение ударных само­летов и истребителей-перехватчиков;
наведение боевых самолетов к само­летам заправщикам; опознавание боевых кораблей; координация спасательных операций.
Каждый самолет боевой группы авиа­носца при совместных действиях пере­дает самолету УРЛД информацию о сво­ем типе, вооружении, количестве топли­ва и положении в пространстве.
Центральный вычислитель (ЭВМ) самолета УРЛД передает ему данные о необходимом маневре, высоте, курсе, ско­рости и расстоянии до цели.
На самолете применены две синхрон­но вращающиеся по азимуту в секторе 180° антенны, обеспечивающие круговой обзор, расположенные одна в носовой, другая в хвостовой части фюзеляжа.
Аналогичные антенны, антенны Кассегрена, применены в английском само­лете РЛД «Нимрод» фирмы «Хоукер-Сиддли». В отличие от применения од­ной вращающейся антенны большого ди­аметра в диске над фюзеляжем, это сни­жает до минимума влияние на характе­ристики устойчивости и управляемости самолета и позволяет не разрабатывать третью модификацию планера.
Кроме того, в этом случае отсутству­ет теневая непросматриваемая "воронка" под самолетом, а также упрощаются ус­ловия размещения и эксплуатации само­лета в ангарах авианосца.
Экипаж самолета - четыре человека, при этом второй пилот, кроме обязаннос­тей летчика-штурмана, выполняет обя­занности одного из трех операторов.
Суммарный вес аппаратуры УРЛД составляет около 2500-3000 кг. Самолет построен на второй модификации плане­ра и силовой установки. Оригинальными для самолета УРЛД являлись только но­совой обтекатель антенны РЛС и заменная оконечность хвостовой части фюзе­ляжа на обтекатель задней антенны РЛС. Компоновка самолета в принципе не от­личается от компоновки самолета ПЛО.
На нем нет отсека вооружения и створок бомболюков.
Весь грузовой отсек занят аппарату­рой и имеет центральный проход по всей длине, доступ в который на палубе и в полете из кабины экипажа. На крыле пре­дусмотрены четыре пилона для размеще­ния контейнеров с дополнительным обо­рудованием.
Длина самолета 17м. Весовые дан­ные соответствуют самолету ПЛО. Лет­ные характеристики хуже, чем у самоле­та ПЛО на 10-12%.
Палубный легкий транспортный само­лет (ПЛТС) предназначен для срочной доставки личного состава и грузов на авианосец с береговых баз и обратно, срочной эвакуации больных и раненых с корабля, а также для парашютного десан­тирования мелких разведовательно-диверсионных групп с легким вооружением.
Самолет строится на второй модифи­кации планера и силовой установки. В грузовом отсеке имеется грузовой пол с устройствами для крепления грузов, от­кидные сидения пассажиров и рельсы навесного тельфера грузоподъемностью 1000 кг.
Вход в грузовой отсек - через грузо­вой люк в левом борту фюзеляжа перед крылом. В задней части грузового отсека имеется открываемый люк для парашют­ного десантирования.
Как и заправщик, этот самолет имеет минимальный комплект модулей навига­ционного и связного оборудования.
Грузоподъемность самолета 3000 кг или 12-14 десантников (четверо в моду­ле кабины) и 800-1000 кг грузов.
Возможна специальная модификация самопета с комфортабельным салоном на 4-6 пассажиров, с гардеробом и багажни­ком.
Летные данные и весовые соотноше­ния планера и систем аналогичны дан­ным самолета ПЛО.


РАСЧЕТНЫЕ ДАННЫЕ ПРОЕКТА "ТАЙФУН"
____________________________Вариант 1_____Вариант 2
Длина самолета, м ___________________15,7
Размах крыла, м _______________16___________19
Размах крыла со сложенными
консолями, м __________________8,2__________9,5
Высота на стоянке, м __________5,2__________5,5
Площадь крыла, м2 _____________49,5_________58,9
Угол стреловидности, град. ____27____________20
Взлетный вес нормальный, кг 22000___________23000
Вес пустого, кг ____________14500___________15300
Вес топлива нормальный, кг __5000___________5000
Вес боевой нагрузки, кг
нормальный __________________2500___________2700
перегрузочный, кг __________________5500
Макс.скорость, км/ч _________1070____________760
Макс.скороподъемность у земли, м/с 22________38
Дальность макс. на высоте 6500м, км
с нормальным запасом топливa 1770____________2860
с запасом топлива 7000 кг 2520______________4050
Время барражирования, ч ____________7