От MAG Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 04.04.2003 09:56:50 Найти в дереве
Рубрики Современность; Армия; ВВС; Локальные конфликты; Версия для печати

Печора-2А

В четверг американское командование признало потерю вертолета Black Hawk и истребителя F-18 на юге Ирака. По первоначальной версии, оба летательных аппарата были сбиты иракскими средствами ПВО. По мнению генерального директора Российского агентства по обычным вооружениям (РАВ) Александра Ноздрачева, кампания в Персидском заливе доказывает эффективность российских вооружений. В четверг в беседе с журналистами г-н Ноздрачев заявил, что в ближайшее время спрос на них во всем мире может существенно возрасти. Однако эксперты считают, что России не удастся расширить свое присутствие на рынке за счет продаж нового сверхсовременного оружия. По их мнению, основным источником заработка для российского ВПК станет модернизация старых систем вооружений.

По данным главного эксперта Института национальной безопасности и стратегических исследований Сергея Казеннова, сейчас львиную долю (две трети) российского экспорта оружия составляет авиатехника. Из России также поставляются системы ПВО, боевые корабли, бронетанковая техника, различные боеприпасы и противотанковые системы. Как сообщил RBC daily г-н Казеннов, российская военная промышленность получает от экспорта примерно 70% всех своих доходов. В настоящее время традиционными рынками для России остаются страны Ближнего и Дальнего Востока. По информации Сергея Казеннова, на долю двух крупнейших покупателей – Индии и Китая – приходится 75% экспорта оружия из общего объема поставок в 3,5 млрд долларов в год.

Эксперты полагают, что в ближайшее время роль Ближнего Востока на рынке оружия будет только возрастать. По их мнению, война в Ираке вызовет «гонку вооружений» в первую очередь в этом регионе. По мнению анонимного собеседника RBC daily в одной из российских оружейных компаний, спрос на российское оружие будет диктовать нынешняя тактика, применяемая США. Как известно, излюбленный ход американцев – переброска в «проблемный» регион авианосцев и нанесение ударов с воздуха при помощи самолетов и крылатых ракет. В результате,отмечает собеседник RBC daily, в структуре российского экспорта вооружений действительно в первую очередь возрастет доля средств ПВО. Кроме того, полагает он, увеличится интерес к морским системам – кораблям и подводным лодкам.

Однако эксперты полагают, что война в Ираке не поможет России наладить сбыт своих последних оружейных разработок. С одной стороны, мировой рынок высокотехнологичного оружия уже поделен, и достаточно жестко. Большинство стран, особенно на Западе, ориентируются на американские стандарты, стандарты НАТО. По этой причине российские оружейники практически полностью потеряли рынки стран Восточной Европы. С другой стороны, есть и фундаментальная причина, по которой рынок самого нового оружия вообще остается ограниченным. «Концепция бесконтактной войны сейчас – пока скорее теория и гипотеза, – говорит RBC daily анонимный собеседник в одной из российских оружейных компаний. – Да, это революция в военном деле, но пока такая тактика остается недостаточно отработанной». Поэтому сейчас потенциальные покупатели hi-tech оружия предпочитают наблюдать за ситуацией в Ираке, который по существу стал испытательным полигоном для американских боевых систем нового поколения.

Между тем события в Персидском заливе, вероятнее всего, заставят потенциальных покупателей сделать выбор в пользу старых систем оружия. По данным источника RBC daily в одной из оружейных компаний, последняя из жертв иракских ПВО – американский истребитель последнего поколения «четыре плюс» F-18 Hornet – был сбит ракетой системы С-125, оружия «древнего» второго поколения. Разработка ЗРК С-125, известного за рубежом как ЗРК «Печора», началась еще в 1956 году. В СССР он был принят на вооружение в 1961 году, а в конце 60-х его начали поставлять в дружественные Советскому Союзу страны. По некоторым данным, ракетой именно такого комплекса в 1999 году над Югославией был сбит самолет-невидимка F-117 американских ВВС. Видя такую эффективность «Печоры», многие страны, особенно не самые богатые, наверняка предпочтут купить С-125 вместо новейшего С-300, который стоит 200–300 млн долларов и многим странам просто не по карману.

Этот спрос вполне может быть удовлетворен, поскольку рынок старых советских систем вооружений существует. Но от торговли самими ЗРК Россия, скорее всего, не получит ни копейки. Сейчас, по данным Сергея Казеннова, по всему миру советского оружия осталось примерно на 300–400 млрд долларов. Большая часть этих поставок, как уже говорилось, была безвозмездной. По словам г-на Казеннова, во времена СССР лишь четверть оружия экспортировалась «за деньги». После того как многие страны-союзницы СССР переориентировались на сотрудничество с Западом, советское оружие стало ненужным, так как не соответствовало военным стандартам «новых друзей». Поэтому от него стали активно избавляться и продавать по бросовым ценам. В первую очередь, отмечает Сергей Казеннов, поставки такого оружия шли и идут до сих пор из стран Восточной Европы.

Соперничать по отпускным ценам со странами бывшего Варшавского договора, получившими советское оружие практически даром, российским предприятиям едва ли удастся. Гораздо более перспективной для отечественного ВПК станет модернизация старых систем вооружений. «Сейчас практически все страны идут по пути модернизации существующего оружия», – говорит источник RBC daily в одной из компаний ВПК. С одной стороны, все еще сохраняются сомнения в эффективности новейших систем. С другой – многие страны руководствуются элементарными соображениями экономии. Судя по всему, российский ВПК готов адекватно отреагировать на потребности рынка. Так, производитель С-125 НПО «Алмаз» еще в прошлом году заявил о новой системе модернизации комплекса «Печора». Система использует некоторые компоненты новейшего ЗРК С-300. По словам представителя компании, образец модернизированной системы «Печора-2А» находится на испытательном полигоне и уже готов к показу иностранным заказчикам.
Отдел политики
Антон Попов, 04.04.2003


Так насколько всёже эффективна модернизация систем поколений до С-300?
Почему нам по этому пути не пойти, наряду с постановкой на дежурство С-300/400?