Общественная организация Сenter for Monitoring the Impact of Peace (CMIP) проанализировала содержание учебников, по которым учатся школьники в Саудовской Аравии. CMIP постоянно проводит подобные проверки в различных странах мира, чтобы определить - насколько школьные программы воспитывают детей в духе терпимости, уважения к иным народам и религиям, миролюбия.
CMIP проанализировала 92 саудовских учебника, предназначенные для всех классов школы. Все учебники, кроме одного, были одобрены Министерством Образования Саудовской Аравии. Основой анализа CMIP является поиск ответа на два главных вопроса: 1. Насколько представление об иных народах, религиях и культурах свободно от стереотипов и домыслов? 2. Способствует ли процесс обучения пониманию важности мира между народами?
Христиане и евреи в саудовских учебниках постоянно называются "неверными". Достаточно часто они представлены врагами Ислама и мусульман. Цитата из учебника "Монотеизм" для учащихся 5 класса. "Нет сомнений, что сила мусульман возмущает неверных и возбуждает зависть в сердцах врагов Ислама - христиан, евреев и других ... . Злобный христианско-еврейский альянс стремится уничтожить Ислам на всех континентах. Мусульманину запрещено быть другом того, кто не верит в Аллаха и его Пророка". Далее следует вопрос для проверки полученных знаний : "Позволено ли мусульманину любить евреев и христиан?". Запад представлен, как источник большинства несчастий исламского мира в прошлом и настоящем. Однако, наиболее опасны для исламского мира не крестовые походы, империализм и даже не создание Государства Израиль, а культурное и интеллектуальное влияние Запада. Влиянием Запада объясняется распространение в мусульманских странах алкоголя, наркотиков, гомосексуализма, СПИДа, национализма, коммунизма, секуляризма и компьютерных игр. Опасность также представляют литература, мода, музыка, искусство, средства массовой информации, западная гуманитарная и медицинская помощь и т.д. Цитата из учебника географии 8 класса: "Различные международные союзы между странами мира создаются для защиты их интересов. Враги Ислама стараются заманить некоторые мусульманские государства в эти союзы, которые были созданы в первую очередь для борьбы с Исламом и мусульманами". Учебник для чтения 6 класса: "В наше время евреи оккупировали Палестину с помощью крестоносцев (то есть, современного империализма), чтобы создать плацдарм против Ислама". Кстати, на картах в учебниках географии Израиль отсутствует - его территория названа территорией Палестинского государства. Цитата из учебника истории 10 класса "Западная цивилизация, утратившая понятие духовности, ощутила себя на краю бездны. Эта цивилизацию идет к распаду и самоуничтожению".
Как показало исследование, саудовские учебники утверждают, что Ислам - единственная истинная религия, остальные религии мира объявлены ложными. Только Ислам способен обеспечить своим последователям райское блаженство, остальные религии гарантируют своим адептам место в аду. Мусульмане, в свою очередь, превосходят последователей иных религий и на том и на этом свете. В комментариях к Корану (учебник для 9 класса), в частности, указывается: "Религия Ислама - истинная религия, остальные религии - ложные. Религия Ислама превосходит и побеждает все остальные религии". В учебнике грамматики для 7 класса предлагается сделать ряд упражнений со следующим предложением "Мусульмане - вожди мира". Впрочем, учебники допускают ведение бизнеса с иноверцами.
Приветствуется джихад и мученичество во имя веры. Учебник арабского языка для 9 класса содержит следующие утверждения: "Джихад против врагов - религиозная обязанность", "Как прекрасен джихад во имя Аллаха". Учебник литературы 10 класса: "Существуют два счастливых результата джихада - победа и мученичество", "Есть ли другой путь для мусульманина стать ближе к Аллаху кроме джихада?". Несмотря на то, что саудовские учебники не приветствуют террор, они подчеркивают, что некоторые его формы вполне допустимы. Для обозначения "хороших" террористов учебники используют термин "фидаины" - это самоназвание использовали палестинские террористические группы. Пример из учебника арабского языка 7 класса: "Фидаины наводят ужас на врагов". Такой же учебник для 9 класса предлагает сделать упражнение со следующими предложениями: "Два фидаина - лучше остальных людей. Женщина-фидаин лучшая среди женщин".
CMIP подчеркивает, что саудовские учебники предлагают искаженную картину мира и воспитывают у школьников ненависть к иным религиям, государствам и культурам. Они не соответствуют критериям создания школьных учебников, предлагаемых ЮНЕСКО. ЮНЕСКО оперирует 8 основными принципами. Некоторые из них - точность и полнота предлагаемой информации, политические проблемы должны решаться на основе объективности и честности, учащиеся должны понимать принципы свободы, равенства и братства. Как известно, многие известные международные террористы, например Осама Бен Ладен, обучались в школах Саудовской Аравии. Большая часть террористов, организовавших террористические атаки на США 11 сентября 2001 года, были саудовцами.
(С)Washington ProFile