От varban Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 02.02.2003 22:47:06 Найти в дереве
Рубрики Космос; Версия для печати

Челноковедам - интересное письмо (+)

От довольно известной в узких кругах ( http://clubs.dir.bg/postlist.php?Cat=125&Board=avi ) личностью - Св. Скромни ( http://skromni.virtualave.net/ )




Отрывок из старого письма, писал Скромно Ваш:

..."Нынешный полет ОВ-102, КПС-107 (стерто). Ну и проблемы! То, что было по КПС-114 (из суеверия полетный контроль перенумеровали полет латынским CXIII), было пикником по сравнению с КПС-107!

Перед турпоездкой пришлось анализировать, может ли челнок летать с одной заклиненной флапой [флапейрон, конечно; прим. пер.]. Для этого пришлось менять программу, используемую для анализа аэродинамического управления - потому что программа была задумана работать непременно с флапой - и чтобы оберегала элевонов от отклонении за определенным режимом - чтобы не получилось оплавление изоляционных плиток элевонов... Удалось-таки, и даже обучил молодого коллега, "ученик", как ею [программой] крутить-вертеть (учил его замещать меня - когда отказался ехать в Техас). Закончил и свои анализы и представил их. Закончил ровно в пятницу, как раз перед воскресением, когда должны были поплыть на корабле (13 дек. 2002; прим.авт.)

После 2 января я должен был сделать пред-полетный анализ. И оказалось, что те же проблемы (с двигуном [привод, надо думать :); прим. пер.]), которые можем иметь с флапейроном - тот же двигун и для рулей, и для воздушного тормоза! Типа дайте посмотрим, может ли челнок лететь с заклиненным рулем и тормозами! И это - до последнего момента, перед запуском. Только-только КПС-107 взлетел, и бам-с - кусок изоляции Внешнего бака оторвался и врезался за ведущей кромки крыла. Туча обломков! Надежда - что обломки - это раздробленная из-за столкновения пена [полиуретановая, надо думать; прим. пер.]! А теперь всякие дяди при помощью разных спецштуковин смотрят откуда-то как дела с задетыми изоляционными плитками... И ожидаем возможные аномалии при схода с орбиты, из-за нарушенной аэродинамикой и оттуда - тепловой режим... Эх, сел бы КПС-107, прям камень с сердца!"...


Задетые изоляционным обрывком плитки - перед левой стойки шасси крышку [чеканная фраза, оставил без изменения; прим. пер.], к ведущей кромки крыла. Аэродинамические усложнения возникли бы еще во время транзиции [переход; прим. пер.] от слоистого [ламинарное; прим. пер.] к завихренному [турбулентное; прим. пер.] обтеканию, которая [транзиция] будет подтолкнутой ранее обычного (из-за шероховатости поврежденных плиток) и которая будет асимметричной. Нарушенное обтекание, однако, идет мимо ведущей кромки, и находится в сильном положительном давления градиент [sic!] - следовательно асимметрия не будет осязаемой. Номинальная транзиция для ОВ-102 - около Мак 12, ранная транзиция - Мак 15, почти невероятно в районе Мак 18. Транзиция типично благоприятствуется изменением крена.

В данном случае потери тепловых данных [о температуре] - точно в левом крыле, около левой стойки шасси. Потеря данных, без отчета изменения в уровне температуры, подсказывает мне расплавление проводов между тепловым чувствителем [датчик температуры; прим. пер.] и цифрующее устройство*. Разрушение структуры началось около Мак 18, чересчур рано для такой транзиции...Но точно во время изменения крена - что является "спуском" для такой транзиции...

По-моему, повреждение плиток было так глубоко, что тепловой прорыв ослабил структуру [несущую конструкцию; прим. пер.], вследствии чего даже в [режиме] слоистого [ламинарного] обтекания сочетание тепловых и аэродинамических нагрузок вырвало левое крыло.

Вопрос: дяденьки, которые смотрели в (используемых для шпионажа) штуковин... То ли они не захотели смотреть - типа чтобы не стало понятно, как сильно они видят и как весь мир им прям прозрачен - или не увидели - или что-то еще... Или не смогли увидеть - потому что реальность - это не фильм с дяденьками, видящими все в "По света и у нас"** на экранах в замедленном и ускоренном темпе вперед и назад... Если было известно, что повреждения теплозащитных плиток настолько глубокие, челнок бы использовал иной режим входа в атмосферу, с улучшеной вероятностью выживания. В данном случае КПС-107 входил на номинальном режиме.

Будет расследование. Посмотрим. Данные, которые я привел, уже были опубликованы. Поэтому я смею писать о них. Дальше... Беру под козырок и закрываю рот.

Привет! И прости их Господ!

ПС переводчика: Я перевел сначала на гладко-прилизанном русском языке, а потом прошелся и привел перевод примерно в таком виде, в каком и болгарский язык Св. Скромного. Неча письмо портить ;)


-----------
* учитесь - вместо несения "дигитальной чуши" Св. Скромни термин придумал!
** "По света и у нас" - традиционное название центральной информационной программы болгарского телевидения.





Перевод мой, оригинал на http://clubs.dir.bg/showthreaded.php?Cat=125&Board=avi&Number=1938897794