От БДС Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 02.02.2003 00:20:17 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; WWI; ВВС; Версия для печати

"Гигант" - две версии аварии?

"Гигант" - две версии аварии?
1. Из: Дирижабли на войне / сост. В.А.Обухович, С.П.Кульбака, - Мн.: Харвест; ООО "Издательство АСТ", 2000. - 496 с.: 12 л. вкл. (Профессионал)
ISBN 985-13-0153-1 (Минск, Москва, 01.2002 г.). С.379:
"В 1912 году Балтийский завод приступил к изготовлению дирижабля "Гигант" объемом 18000 м3 по проекту инженеров А.Кованько и А.Швабского. Корабль имел длину 105 метров и диаметр свыше 16 м. Четыре двигателя мощностью в 200 л.с. могли обеспечивать скорость 65 км/час. Практический потолок дирижабля должен был составлять около 3500 м., а запас топлива позволял осуществлять полет в течение 12 часов. "Гигант" представлял собой полужесткий аппарат, гондола которого составляла единое целое с оболочкой. Оригинальные конструктивные особенности "Гиганта" и его летные характеристики выдвигали его на ведущие позиции в дирижаблестроении. Для сборки корабля и заправки его водородом Военное Министерство выделило большой эллинг в Сализи (местечко близ Гатчины под Петроградом). Балтийский завод обязался сдать "Гигант" к весне 1914 года, но в силу ряда причин постройка затянулась.
Свой первый (и, как оказалось, последний!) полет корабль совершил 10 февраля 1915 года. При сборке было допущено не предусмотренное проектом смещение двигателей в центральную часть корпуса, и каркас дирижабля в первом же полете прогнулся в средней части. Один из пропеллеров ударил по тросовой расчалке и корабль, сложившись пополам, плавно опустился на лес. Пострадавших при этом не было.
Столь серьезная авария потребовала полной переделки "Гиганта", закончившейся лишь к концу 1915 года. Испытания дирижабля откладывались с месяца на месяц. Т.к. великий князь Александр Михайлович, шеф Главного Военно-Технического Управления, под разными предлогами отказывал в выделении водорода для заполнения оболочки. Реальные причины отказов состояли в следующем. Во-первых, воздухоплавательные роты Действующей Армии испытывали недостаток в газе для заполнения змейковых аэростатов. Во-вторых, характеристики "Гиганта" уже уступали его боевым современникам. Но самое главное - два года Мировой войны окончательно решили спор между дирижаблями и самолетами за место в воздухе".

2. Из воспоминаний сына об инженере Павле Николаевиче Сыромятникове:
"Он все время пытался изобретать, на его рабочем столе постоянно появлялись разные механизмы, узлы, детали. Он получил патент на какой-то особый гудок, работал со своими приятелями в области новых смол и компаундов, разрабатывал какую-то хитрую машину, вычерчивающую траекторию своего пути и т.д. Позже он увлекся авиацией, аэропланами, аэроплотами, дирижаблями и возглавил после этого организованный на заводе воздухоплавательный отдел, где строился первый дирижабль под названием "Гигант". Участь этого "Гиганта" была трагична - при первом же полете он сломался пополам. Эта авария была будто бы организована какими-то немецкими агентами, поставившими некачественные трубы для каркаса дирижабля, и у нас в кабинете отца на бюро лежал кусок этой некачественной трубы. Большое внимание уделялось отцом и созданию специальных свинцовых пуль, которые предполагалось ящиками сбрасывать с самолетов на вражескую пехоту. Такие пули размером в большую папиросу, как рассказывали, при испытаниях насквозь пробивали корову.
Наверное, условия работы в воздухоплавательном отделе отца не устраивали, и он договорился о переходе техническим руководителем строящегося в г. Александровске самолетостроительного завода фирмы "Дюфлон и Константинович" (сокращенно - "Дека"). На этот завод он и уехал в 1916 году и после этого редко у нас появлялся, что, наверное, было связано с интенсивной работой по строительству завода … ".

БДС: Насколько представляется правдоподобной вторая версия? Были ли другие? Что такое - "аэроплот"? (Есть еще несколько малоизвестных документов о Павле Николаевиче Сыромятникове - одном из строителей не только "Гиганта", но и
"Севастополя", "Петропавловска" и др.).

Спасибо. С уважением к Форумчанам - БДС.