От Сергей Зыков Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 30.01.2003 07:17:48 Найти в дереве
Рубрики WWII; Версия для печати

Знамя над Веной

ЗНАМЯ НАД ВЕНОЙ
В. ФОМИЧЕВ, капитан



12 апреля 1945 г. это знамя было поднято на аэростате над Веной. Сейчас оно хранится в Центральном музее Вооруженных сил СССР. Размеров знамя таких, что развернуть его для фотографирования удалось только перед входом в музей, на улице.

С волнением прохожу по за­лам Центрального музея Во­оруженных Сил СССР. Задер­жался бы в каждом; но сегод­ня я здесь по заданию редак­ции: я должен увидеть знамя, которое в 1945 году поднял над Веной офицер нашей ча­сти, гвардии лейтенант, ныне капитан в отставке А. Э. Стомакин.
На этом шелковом знамени нет ни надписей, ни номера ча­сти или соединения. Лишь ак­куратно нашиты звезда и серп и молот. И размеров оно не­обычных — сорок квадратных метров: пять на восемь. Понят­но, что сшили его таким не­спроста.
20-летнего конструктора Ки­евского механического завода А. Стомахина призвали в ар­мию осенью 1940 года. Служ­бу он начал в 201 парашютно-десантной бригаде имени С. М. Кирова, за мирные месяцы ос­воил прыжки с парашютами но­вых тогда типов, в стужу и ве­тер, на лес и на воду.
С первых дней войны он на фронте. В июне 1941 года вы­шел победителем в рукопаш­ной схватке с несколькими сол­датами врага. Раненный в ногу, он не покинул поле боя. Поз­же, когда командование Крас­ной Армии создавало группы и части для заброски во враже­ский тыл. Стомахина, как одно­го из лучших десантников, без­укоризненно знающего многие системы и типы парашютов, посылают на офицерские кур­сы подготовки начальников па­рашютно-десантной службы.
Пригодилась ему в армии и его гражданская специаль­ность. Стомахин сконструиро­вал несколько приспособлений и тренажеров для наземной подготовки парашютистов, а затем, уже применительно к боевым условиям, маяк для сбора десантников после при­земления.
Известно, что главное ору­жие этих войск — внезапность, поэтому десанты выбрасывают­ся и по ночам. Но в темноте, да еще в тылу противника, со­браться воедино многочислен­ной группе нелегко. Стомахин сделал простое сигнальное приспособление: полуметро­вый шест с мигающей лампоч­кой на конце. На ее слабый, но в темноте далеко видный свет в пункт сбора в считанные минуты выходила рота десант­ников. Затем лейтенант скон­струировал такие устройства для ускорения выхода в нуж­ный район уже многих подраз­делений — САС-1 и САС-2 (сигнальные аппараты Стомахи­на). САС-2 — аэростат объемом в 17 м3. Изготовили его с по­мощью ЦАГИ. В зависимости от атмосферных условий, аэро­стат мог поднять от 5 до 10 кг груза и удерживался милли­метровым стальным тросом с лебедкой. К ней была приде­лана ручная динамомашина, питавшая полукиловаттную лампу, смонтированную под аэростатом. Боец периодиче­ски вращал динамо, и на мига­ющий свет лампы ориентиро­вались десантники.
И вот, когда наступил сорок пятый год, у лейтенанта Стома­хина зародилась мысль изго­товить знамя победы и поднять его с помощью аэростата над поверженным Берлином.
— Стоящая идея, — одобрил его командир 7-й воздушно-де­сантной бригады полковник П. Н. Федотов. — Поддерживаю!
Начались поиски материала для знамени. Поднять знамя планировалось на 500—600 мет­ров, значит, его нужно было изготовить большой площади. иначе на высоте оно выгляде­ло бы маленьким флажком. 50 квадратных метров белого парашютного шелка удалось приобрести с помощью Мини­стерства легкой промышленно­сти. Стомахин выкрасил шелк в красный цвет, сшил полотни­ще восемь на пять метров. В левом верхнем углу знамени с обеих сторон были пришиты аппликации: звезда, серп и молот. В переднюю кромку Стомахин вшил парашютную стропу с тренчиками для креп­ления знамени к тросу, удер­живающему аэростат.
С нетерпением ждал лейте­нант Стомахин отправки на фронт под Берлин. Но 106-ю гвардейскую стрелковую диви­зию, в которую вошла и его бригада, преобразованная в 351-й стрелковый полк, броси­ли в бой западнее Вены. Что­бы сдержать наше наступле­ние, Гитлер послал в столицу Австрии части из своей личной охраны и 6-ю танковую армию СС, сражавшуюся перед этим с американцами в Арденнах.
Советское командование, стремясь уберечь столицу Ав­стрии от разрушений, решило обойти и окружить город. Ве­на была блокирована нашими войсками. И тогда в политотде­ле 9-й гвардейской армии, в состав которой входила 106-я стрелковая дивизия, вспомни­ли о САС-2 и о знамени. Ко­мандование решило поднять его над еще не освобожден­ной Веной в ночь на 12 апре­ля, перед генеральным штур­мом города: показать гитле­ровцам, что оборона бесполез­на, а наступающие советские войска ориентировать таким образом на центр города.
Поначалу Стомахин пытался возражать: а как же Берлин? Но его убедили, что Вена бу­дет репетицией перед Берли­ном.
В группу вошли пять десант­ников: Стомахин, гвардии сер­жант Сонин, гвардии рядовой Балашов и еще два бойца. И в день подготовки к решающему штурму Вены, погрузив весь комплект аппарата САС-2 в грузовую машину, они прибы­ли в штаб армии. Предполага­лось, что гвардейцы пробьются к центру Вены на танке и там поднимут аэростат со знаме­нем.
— Однако к назначенному времени, к 12 часам ночи, танк не пришел, — вспоминает А. Э. Стомахин. — И еще через три часа его все еще не было. Впрочем, получилось даже удачнее, чем задумывалось. Танк сразу же заметили бы гитлеровцы, и кто знает, суме­ли бы мы пробиться к цент­ру!..
Близился рассвет.
«И тогда, — рассказывает А. Э. Стомахин, — я принимаю решение: лебедку, семь баллонов с водородом, знамя, оболочку — в полутор­ку, всем лечь в кузов, без команды не стрелять...
— Вперед!
Грузовик трогается с места. Едем медленно, почти на ощупь. На моих коленях ле­жит австрийская карта, по ко­торой сверяю маршрут. Перед операцией маршрут тщательно отработан, но одно дело кар­та, другое — реальная обста­новка. Правда, улицы пустын­ны, поэтому разобраться в них нетрудно. К тому же время от времени их освещают вспыш­ки ракет.
Западнее нашего главного ориентира — белой громадины дворца Шенбрунн нас остано­вили наши разведчики:
— Дальше опасно!
Я им объяснил, куда и зачем мы едем. Разведчики заулы­бались:
— Мы вам поможем, прове­дем через опасные участки! Только вот жаль, не до конца. Нужно возвращаться, доложить результаты разведки.
При очередной вспышке ра­кеты впереди показались силу­эты: через перекресток двига­лась немецкая колонна. Мы остановились. Дух перехватило. Автоматы наизготовку!..
Но стоять нельзя. Привлечем внимание.
— Самый малый, но вперед. Улучить разрыв в колонне и проскочить!
Водитель кивает: понял. Ма­шина медленно приблизилась к перекрестку. Немцы на нас не смотрят. И вот — интервал, шо­фер жмет на газ, переключает скорость. Проскочили!
Едем на полной скорости. Вот-вот должен показаться дворец Шенбрунн. Опять ко­лонна солдат. Резкий поворот влево, в переулок, и выскаки­ваем к Западному вокзалу. А потом по запутанному лаби­ринту улочек — на широкую магистраль. Нырнули под ар­ку, и вот она, площадь Героев. Она тоже пустынна. Справа се­реет дворец Франца-Иосифа, слева два памятника нацио­нальным героям Австрии, в честь которых названа пло­щадь.
Машину загнали между ко­лоннами дворца. Заглушив мо­тор, прислушиваемся, нет ли погони. На западе глухо урчат моторы. С востока, из-за Ду­ная, доносятся выстрелы. По­гони не слышно. Решили до­ждаться рассвета. Светает. По­ра!
Со свистом врывается водо­род в оболочку аэростата. Шо­фер и один из автоматчиков прикрывают нашу работу.
Лебедку отнесли к памятни­ку принцу Евгению, установили ее, «заякорили» пустыми бал­лонами. Подвели к ней аэро­стат. Вынув знамя из вещмеш­ка Сонина, расправили полот­нище, закрепили на тросе.
Занимаем оборону. У лебед­ки Сонин начинает отдавать аэростат. Шар легко взмывает вверх. И на высоте 200—300 метров ветер развернул зна­мя».
...День выдался погожий.
Красное полотнище парило над городом в лучах солнца.
Немцы открыли огонь по площади, обстреливали знамя зажигательными снарядами. Десантники укрылись в подъезде дворца, Стомахин из-за колонны наблюдал за знаме­нем.
Оно не пострадало. Ни еди­ного попадания не было ни в аэростат, ни в знамя. Только с наступлением темноты его спу­стили на землю.
К исходу 14 апреля группа догнала полк под городом Санкт-Пельтен. Стомахин от­правился к командиру.
— Ну, а как теперь насчет Берлина? — спросил полковник.
— Задача остается в силе! — ответил Стомахин.
17 апреля лейтенанта принял командующий 3-м Украинским фронтом маршал Толбухин. Но, выслушав просьбу Стома­хина, маршал сказал:
— Знамя, поднятое над Ве­ной, есть венское знамя побе­ды... Отправляйтесь в полк и 1 мая организуйте повторный подъем знамени над столицей Австрии!
Горько стало лейтенанту, по­давленный возвратился он к своим бойцам. Но потом, трез­во оценив приказ, они согла­сились с командующим.
И 1 мая 1945 года над осво­божденным городом вновь поднялось знамя победы. Об этом в советской комендатуре Вены был составлен акт. Его подписали комендант города генерал-лейтенант А. В. Благодатов, заместитель коменданта по политической части подпол­ковник И. А. Перервин, коман­дир полка гвардии полковник П. Н. Федотов и командир группы САС гвардии лейте­нант А. Э. Стомахин. Подписи были заверены печатями с гер­бом Советского Союза. А ни­же: «Вышеизложенное под­тверждаю. Бургомистр г. Вены Теодор Кернер». Эта подпись заверена печатью с австрий­ским гербом.
Сейчас А. Э. Стомахин кон­структор, начальник специаль­ного конструкторского бюро по новой технике в сахарной промышленности Украинской ССР. Изобретатель, но уже в мирной области. На его счету около двадцати авторских сви­детельств.
ИР №2'78