|
От
|
Сергей Зыков
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
30.01.2003 07:17:48
|
|
Рубрики
|
WWII;
|
|
Знамя над Веной
ЗНАМЯ НАД ВЕНОЙ
В. ФОМИЧЕВ, капитан
12 апреля 1945 г. это знамя было поднято на аэростате над Веной. Сейчас оно хранится в Центральном музее Вооруженных сил СССР. Размеров знамя таких, что развернуть его для фотографирования удалось только перед входом в музей, на улице.
С волнением прохожу по залам Центрального музея Вооруженных Сил СССР. Задержался бы в каждом; но сегодня я здесь по заданию редакции: я должен увидеть знамя, которое в 1945 году поднял над Веной офицер нашей части, гвардии лейтенант, ныне капитан в отставке А. Э. Стомакин.
На этом шелковом знамени нет ни надписей, ни номера части или соединения. Лишь аккуратно нашиты звезда и серп и молот. И размеров оно необычных — сорок квадратных метров: пять на восемь. Понятно, что сшили его таким неспроста.
20-летнего конструктора Киевского механического завода А. Стомахина призвали в армию осенью 1940 года. Службу он начал в 201 парашютно-десантной бригаде имени С. М. Кирова, за мирные месяцы освоил прыжки с парашютами новых тогда типов, в стужу и ветер, на лес и на воду.
С первых дней войны он на фронте. В июне 1941 года вышел победителем в рукопашной схватке с несколькими солдатами врага. Раненный в ногу, он не покинул поле боя. Позже, когда командование Красной Армии создавало группы и части для заброски во вражеский тыл. Стомахина, как одного из лучших десантников, безукоризненно знающего многие системы и типы парашютов, посылают на офицерские курсы подготовки начальников парашютно-десантной службы.
Пригодилась ему в армии и его гражданская специальность. Стомахин сконструировал несколько приспособлений и тренажеров для наземной подготовки парашютистов, а затем, уже применительно к боевым условиям, маяк для сбора десантников после приземления.
Известно, что главное оружие этих войск — внезапность, поэтому десанты выбрасываются и по ночам. Но в темноте, да еще в тылу противника, собраться воедино многочисленной группе нелегко. Стомахин сделал простое сигнальное приспособление: полуметровый шест с мигающей лампочкой на конце. На ее слабый, но в темноте далеко видный свет в пункт сбора в считанные минуты выходила рота десантников. Затем лейтенант сконструировал такие устройства для ускорения выхода в нужный район уже многих подразделений — САС-1 и САС-2 (сигнальные аппараты Стомахина). САС-2 — аэростат объемом в 17 м3. Изготовили его с помощью ЦАГИ. В зависимости от атмосферных условий, аэростат мог поднять от 5 до 10 кг груза и удерживался миллиметровым стальным тросом с лебедкой. К ней была приделана ручная динамомашина, питавшая полукиловаттную лампу, смонтированную под аэростатом. Боец периодически вращал динамо, и на мигающий свет лампы ориентировались десантники.
И вот, когда наступил сорок пятый год, у лейтенанта Стомахина зародилась мысль изготовить знамя победы и поднять его с помощью аэростата над поверженным Берлином.
— Стоящая идея, — одобрил его командир 7-й воздушно-десантной бригады полковник П. Н. Федотов. — Поддерживаю!
Начались поиски материала для знамени. Поднять знамя планировалось на 500—600 метров, значит, его нужно было изготовить большой площади. иначе на высоте оно выглядело бы маленьким флажком. 50 квадратных метров белого парашютного шелка удалось приобрести с помощью Министерства легкой промышленности. Стомахин выкрасил шелк в красный цвет, сшил полотнище восемь на пять метров. В левом верхнем углу знамени с обеих сторон были пришиты аппликации: звезда, серп и молот. В переднюю кромку Стомахин вшил парашютную стропу с тренчиками для крепления знамени к тросу, удерживающему аэростат.
С нетерпением ждал лейтенант Стомахин отправки на фронт под Берлин. Но 106-ю гвардейскую стрелковую дивизию, в которую вошла и его бригада, преобразованная в 351-й стрелковый полк, бросили в бой западнее Вены. Чтобы сдержать наше наступление, Гитлер послал в столицу Австрии части из своей личной охраны и 6-ю танковую армию СС, сражавшуюся перед этим с американцами в Арденнах.
Советское командование, стремясь уберечь столицу Австрии от разрушений, решило обойти и окружить город. Вена была блокирована нашими войсками. И тогда в политотделе 9-й гвардейской армии, в состав которой входила 106-я стрелковая дивизия, вспомнили о САС-2 и о знамени. Командование решило поднять его над еще не освобожденной Веной в ночь на 12 апреля, перед генеральным штурмом города: показать гитлеровцам, что оборона бесполезна, а наступающие советские войска ориентировать таким образом на центр города.
Поначалу Стомахин пытался возражать: а как же Берлин? Но его убедили, что Вена будет репетицией перед Берлином.
В группу вошли пять десантников: Стомахин, гвардии сержант Сонин, гвардии рядовой Балашов и еще два бойца. И в день подготовки к решающему штурму Вены, погрузив весь комплект аппарата САС-2 в грузовую машину, они прибыли в штаб армии. Предполагалось, что гвардейцы пробьются к центру Вены на танке и там поднимут аэростат со знаменем.
— Однако к назначенному времени, к 12 часам ночи, танк не пришел, — вспоминает А. Э. Стомахин. — И еще через три часа его все еще не было. Впрочем, получилось даже удачнее, чем задумывалось. Танк сразу же заметили бы гитлеровцы, и кто знает, сумели бы мы пробиться к центру!..
Близился рассвет.
«И тогда, — рассказывает А. Э. Стомахин, — я принимаю решение: лебедку, семь баллонов с водородом, знамя, оболочку — в полуторку, всем лечь в кузов, без команды не стрелять...
— Вперед!
Грузовик трогается с места. Едем медленно, почти на ощупь. На моих коленях лежит австрийская карта, по которой сверяю маршрут. Перед операцией маршрут тщательно отработан, но одно дело карта, другое — реальная обстановка. Правда, улицы пустынны, поэтому разобраться в них нетрудно. К тому же время от времени их освещают вспышки ракет.
Западнее нашего главного ориентира — белой громадины дворца Шенбрунн нас остановили наши разведчики:
— Дальше опасно!
Я им объяснил, куда и зачем мы едем. Разведчики заулыбались:
— Мы вам поможем, проведем через опасные участки! Только вот жаль, не до конца. Нужно возвращаться, доложить результаты разведки.
При очередной вспышке ракеты впереди показались силуэты: через перекресток двигалась немецкая колонна. Мы остановились. Дух перехватило. Автоматы наизготовку!..
Но стоять нельзя. Привлечем внимание.
— Самый малый, но вперед. Улучить разрыв в колонне и проскочить!
Водитель кивает: понял. Машина медленно приблизилась к перекрестку. Немцы на нас не смотрят. И вот — интервал, шофер жмет на газ, переключает скорость. Проскочили!
Едем на полной скорости. Вот-вот должен показаться дворец Шенбрунн. Опять колонна солдат. Резкий поворот влево, в переулок, и выскакиваем к Западному вокзалу. А потом по запутанному лабиринту улочек — на широкую магистраль. Нырнули под арку, и вот она, площадь Героев. Она тоже пустынна. Справа сереет дворец Франца-Иосифа, слева два памятника национальным героям Австрии, в честь которых названа площадь.
Машину загнали между колоннами дворца. Заглушив мотор, прислушиваемся, нет ли погони. На западе глухо урчат моторы. С востока, из-за Дуная, доносятся выстрелы. Погони не слышно. Решили дождаться рассвета. Светает. Пора!
Со свистом врывается водород в оболочку аэростата. Шофер и один из автоматчиков прикрывают нашу работу.
Лебедку отнесли к памятнику принцу Евгению, установили ее, «заякорили» пустыми баллонами. Подвели к ней аэростат. Вынув знамя из вещмешка Сонина, расправили полотнище, закрепили на тросе.
Занимаем оборону. У лебедки Сонин начинает отдавать аэростат. Шар легко взмывает вверх. И на высоте 200—300 метров ветер развернул знамя».
...День выдался погожий.
Красное полотнище парило над городом в лучах солнца.
Немцы открыли огонь по площади, обстреливали знамя зажигательными снарядами. Десантники укрылись в подъезде дворца, Стомахин из-за колонны наблюдал за знаменем.
Оно не пострадало. Ни единого попадания не было ни в аэростат, ни в знамя. Только с наступлением темноты его спустили на землю.
К исходу 14 апреля группа догнала полк под городом Санкт-Пельтен. Стомахин отправился к командиру.
— Ну, а как теперь насчет Берлина? — спросил полковник.
— Задача остается в силе! — ответил Стомахин.
17 апреля лейтенанта принял командующий 3-м Украинским фронтом маршал Толбухин. Но, выслушав просьбу Стомахина, маршал сказал:
— Знамя, поднятое над Веной, есть венское знамя победы... Отправляйтесь в полк и 1 мая организуйте повторный подъем знамени над столицей Австрии!
Горько стало лейтенанту, подавленный возвратился он к своим бойцам. Но потом, трезво оценив приказ, они согласились с командующим.
И 1 мая 1945 года над освобожденным городом вновь поднялось знамя победы. Об этом в советской комендатуре Вены был составлен акт. Его подписали комендант города генерал-лейтенант А. В. Благодатов, заместитель коменданта по политической части подполковник И. А. Перервин, командир полка гвардии полковник П. Н. Федотов и командир группы САС гвардии лейтенант А. Э. Стомахин. Подписи были заверены печатями с гербом Советского Союза. А ниже: «Вышеизложенное подтверждаю. Бургомистр г. Вены Теодор Кернер». Эта подпись заверена печатью с австрийским гербом.
Сейчас А. Э. Стомахин конструктор, начальник специального конструкторского бюро по новой технике в сахарной промышленности Украинской ССР. Изобретатель, но уже в мирной области. На его счету около двадцати авторских свидетельств.
ИР №2'78