Запуск «Дискавери» в конце 1999 г. состоялся с рекордным числом неприятностей и восемью переносами пуска.
С 6 июня «Дискавери» проходил межполетную подготовку в 1 м отсеке Корпуса подготовки орбитальных ступеней Космического центра имени Кеннеди. Помимо ремонта бортовой кабельной сети предпринятого на всех кораблях пришлось заменить некоторые неисправные компоненты два изолирующих клапана окислителя на трубопроводе №5 в правом блоке системы орбитального маневрирования, из-за которых в блоке возникла утечка, датчик температуры на азотном баке №2 и т. д.
В последние дни подготовки в ОРЕ всплыла какая-то темная история с установленным на «Дискавери» двигателем №3 (серийный номер 2045). Судя по сообщениям АР, еще весной при обычном обслуживании двигателя 55МЕ в его охлаждающую камеру попал обломок сверла длиной около 13 мм и массой менее 0,5 г. В сообщении говорилось, что сверло было сломано при работе с двигателем в Центре Кеннеди, но как и когда – умалчивалось. Извлечь обломок без разборки двигателя было невозможно. В течение полугода считалось, что при таком местоположении кусочек сверла не представляет опасности Но 3 ноября было решено перестраховаться и заменить двигатель на старте.
В тот же день пришлось проверять плитки теплозащиты на «Дискавери», так как перед этим была обнаружена некачественная партия материала для плиток.
4 ноября корабль перевезли в Здание сборки системы. Там в 1-м высоком отсеке на подвижной стартовой платформе уже были собраны твердотопливные ускорители и внешний бак. 5 ноября к баку пристыковали орбитальную ступень. Вывоз на старт планировался ночью 9 ноября. Однако утром 8 ноября во время стандартных интерфейсных испытаний было обнаружено непрохождение команд к пиротехническим средствам аварийного подрыва твердотопливных ускорителей по запасной цепи управления. Последующий визуальный осмотр показал, что в ходе работ был поврежден кабель, который ведет от переднего узла крепления правого ускорителя через межбаковый переходник внешнего бака к левому ускорителю. Его было нужно заменить, а запуск пришлось отложить в первый раз - как минимум до б декабря (И дальше проблемы с кабелями всплывали раз в несколько дней. Остается удивляться - если их находили так часто из за того, что стартовики после аварии на «Колумбии» стали внимательнее то как же готовили корабли до 1999 г?).
Вынужденную паузу использовали в полной мере пока «на верхнем этаже» меняли дефектный кабель и повторяли интерфейсные испытания другая группа специалистов 9-11 ноября заменила дефектный основной двигатель. Вместо двигателя № 2045 на третье место в хвостовом отсеке установили двигатель №2049. Вывоз на старт состоялся 13 ноября с пятичасовой задержкой из-за повреждения покрытия внешнего бака. Он начался в 07.27, и был закончен фиксацией системы на стартовом комплексе в 14.17. Демонстрационный предстартовый отсчет с участием экипажа STS 103 прошел 16 17 ноября.
Оборудование для обслуживания Космического телескопа, предназначенные для замены приборы и части привезли на старт 8 ноября и установили в грузовой отсек корабля 16 ноября. Испытания состоялись 19 и 22 ноября, и 24 ноября груз был допущен к пуску, а ГО закрыт. Тогда же за кончилась проверка основной ДУ с новым двигателем.
17 ноября на «Индеворе» и 18 ноября на «Дискавери» обнаружили растрескавшуюся изоляцию на кабельном жгуте между орбитальной ступенью, внешним баком и ускорителями. Из за необходимости ремонта 21 ноября запуск отложили во второй раз - на 9 декабря. Дополнительным доводом в пользу отсрочки было желание дать участникам подготовки отпраздновать День благодарения. Но 25 ноября была обнаружена утечка из гидроразъема вспомогательной силовой установки №2. Чтобы заменить гидроразъем, работать пришлось и в праздник, и в выходные. Ремонт закончили только 1 декабря.
2 декабря старт отложили еще на двое суток, до 11 декабря, так как на осмотр и восстановление изоляции некоторых кабелей отрывных разъемов не хватало времени. 3 декабря выяснилось, что из документации на кабель, ведущий к контроллеру пиротехнических средств левого ускорителя и используемый при запуске для передачи команды «Пуск», не ясно, отремонтировали его или нет. Дополнительная инспекция кабеля показала, что все в порядке. Вечерок б декабря во время инспекции хвостового отсека рабочие обнаружили трехмиллиметровый порез натефлоновой изоляции кабеля, обеспечивающего управление и обратную связь в системе управления основного двигателя №2. Наутро весь кабельный жгут был заменен и протестирован, вечером двигатель №2 проверяли по-новому, а пуск был отложен еще на сутки. Если до этого «Дискавери» должен был стартовать 11 декабря в 00.13, то теперь - в 23.42.
На фоне всех этих событии б декабря в 20.20 в Центр Кеннеди прибыл экипаж Кертиса Брауна. «Мы готовы лететь», - бодро доложил Браун чтобы тут же узнать о новой отсрочке.
Следующая неисправность обнаружилась 8 декабря при приемке хвостового отсека. На магистрали рециркуляции водорода диаметром 4 дюйма (102 мм) в составе основной двигательной установки нашли вмятину длиной 30 см и глубиной до 1.5 см. По сообщению НАСА, эта магистраль используется при предстартовой подготовке двигателей и представляет собой «двухслойный» трубопровод - по внутренней трубе водород возвращается от двигателей во внешний бак, а внешняя служит для вакуумной теплоизоляции. Вмятина на ней была аж с 1985 года, рассказал менеджер программы Спейс Шаттл Рон Диттмор, с ней корабль был допущен к полетам и летал много раз. А сейчас кто-то заметил, что повреждение стало вдвое длиннее. То ли кто-то случайно наступил на трубу, то ли по ней ударила рабочая плат форма Уверенности в том, что теперь вмятина не достает до внутренней трубы и что из-за утечки водорода не сорвется запуск, не было. Эта новость грозила отсрочкой уже на несколько суток, а предстартовый отсчет должен был начаться уже в четыре часа утра.
В надежде на то, что, быть может, замена магистрали не потребуется, начало отсчета отбили на сутки. Но инженеры встали стеной и заявили, что на такой риск идти нельзя. 9 декабря НАСА сделало сенсационное заявление участок трубы длиной 1,8 м и массой 18 кг будут менять, старт «Дискавери» откладывается в пятый раз, по крайней мере до 16 декабря (если конечно, необычную ремонтную работу успеют до этого выполнить), посадка состоится 26-го, экипаж встретит рождество 25 декабря на орбите. Это означало, что астронавтам. Центру управления в Хьюстоне и сотням, если не тысячам людей в разных странах мира, обеспечивающим полет «Дискавери» не светит отметить праздники в кругу семьи. А НАСА придется потратиться на компенсацию за работу в выходные, правда сумма компенсации все равно будет меньше чем стоимость суточного простоя «Хаббла».
«Моя команда и шаттловский народ готовы отдать за это свои праздники» - сказал менеджер программы Джон Кэмпбелл, пилот Скотт Келли умело заручился поддержкой семьи. «Я сказал своей пятилетней дочери, что мы направим телескоп на Северный полюс и снимем Санта-Клауса, так что она очень этим заинтересована».
Напомним, что до этого только два американских полета пришлись на Рождество: знаменитый полет Аполло-8 к Луне в 1968 г и третья экспедиция на станцию Скайлэб, которая встретила в полете и этот праздник и Новый год. И еще американский астронавт цжон Блаха встретил Рождество на станции «Мир» в 1996 г. а Дэвид Вулф в 1997 г. Но об этих полетах НАСА почему то не любит вспоминать
Почему же NА5А не отложило пуск на начало 2000 г., а продолжало фанатично пытаться запустить и посадить «Дискавери» в декабре? Особенно если вспомнить, что «Хаббл» не дождался ремонтников и 13 ноября вышел из строя - спешить было уже некуда. Этот вопрос задавали все, кто помнил декабрь 1985 г. Тогда НАСА очень хотело соблюсти график и попыталось запустить «Колумбию» 19 декабря. Пуск сорвался из-за ложного сигнала о вибрации в турбине системы качания сопла правого ускорителя его перенесли было на 20 декабря, но потом отложили на январь. В январе корабль пытались запустить 6-го, 7-го и 9-го и смогли таки «выпихнуть» 12-го. Этот мучительный процесс намертво сцепился в под сознании с происшедшей 16 дней спустя катастрофой «Челленджера» и остался как бы предвестием беды. Но тот запуск все-таки перенесли на следующий год.
Причины, как нам кажется, было двух сортов технические и политические. Полет STS 103 планировался и готовился в небывало короткие сроки Бортовое навигационное ПО, с помощью которого корабль должен был сблизиться с «Хабблом», пришлось взять без изменении с полета STS 82. Оно писалось без учета «проблемы 2000 года» и не проходило сертификацию на работу в условиях 2000 г. Подготовка новой версии потребовала бы нескольких месяцев. К счастью, проведенные в ноябре тщательные испытания показали, что сбоев быть не должно. Но тест взаимодействия в условиях 2000 г бортовых компьютеров Центра управления запуском во Флориде ЦУПа в Хьюстоне и других объектов выполнен не был. При переносе запуска на январь начать пришлось бы с этого теста и без гарантии положительного результата.
Но перенос на 2000 г был неприемлем и по политическим мотивам. В сентябре и декабре 1999 г. НАСА теряет одну за другой две марсианские станции и оказывается под огнем жесткой критики. За целый год летают всего два шаттла, как в 1981 или 1988 году. Тем временем «Хаббл» выходит из строя, и 20 млн $, которые выделяются каждый месяц на его работу расходуются вхолостую. Два блока МКС бесполезно болтаются над головой а запуски Служебного модуля и первой экспедиций, которые были «совсем в руках», отодвигались куда-то на вторую половину 2000 г. Русские упорно не желают топить станцию «Мир». Важный для науки и для пропаганды спутник Терра тоже никак не хочет улетать Нет, нужно непременно закончить год чем то светлым иначе перспективы борьбы за очередной бюджет будут совсем плохими.
9 декабря представитель МА5А Джеймс Хартсфилд заявил, что «в целях предосторожности» NА5А решило посадить корабль не позднее 28 декабря. Тем самым была задана крайняя возможная дата начала 10 суточного полета - 18 декабря. По правилам шаттл должен иметь два запасных дня для посадки на случаи нелетной погоды. Это – 29-е и 30-е. Рисковать тем что садиться придется 31 декабря или даже 1 января, было никак нельзя «Мы ни когда не летали на шаттле в Новый год, и сейчас - определенно не тот год, когда мы хотели бы нарушить традицию», - сказал Хартсфилд.
10-11 декабря поврежденная магистраль была успешно заменена. После ее испытаний в понедельник 13 декабря хвостовой отсек был допущен к полету 14 декабря в 01 30 в 1 и пультовой Центра управления запусками начался предстартовый от счет для запуска 16 декабря в 21 18 Е5Т. Вероятность благоприятной для запуска погоды оценивалась в 90% 15 декабря в Атлантику вышли суда спасатели, чтобы найти и эвакуировать ускорители.
А 13 декабря еще один шаттл, «Индевор» был вывезен на стартовый комплекс 1С-39А уже для январского запуска.
16 декабря «Дискавери» не улетел утром руководители полета объявили шестую отсрочку, на сутки Дело было так: поставщик сварных магистралей для системы Спейс шаттл, калифорнийская компания ХХХ 14 декабря известила НАСА о дефектной сварке на магистрали наддува для одного из следующих внешних баков (были использованы некачественные электроды). Бак был давно уже проверен и допущен к полету, и 15 декабря МАЗА подтвердило, что с ним можно лететь. Но тут вспомнили, что сваренные ХХХ еще в конце 1970-х годов трубопроводы есть и в хвостовом отсеке «Дискавери» Вдруг там есть дефект и из за усталости металла случится авария? И хотя корабль слетал с ними уже 26 раз старт все-таки отложили. Но не для новой рентгеноскопии трубопроводов, как можно было подумать, а чтобы закончить «дополнительную проверку документации, касающейся системы контроля качества и послужного списка фирмы», каковая «увеличила уверенность руководителей пуска», что все в норме. Предстартовый отсчет остановили на отметке Т-11 час.
Чтобы с гарантией «уложить» полет до Нового года его сократили с 10 суток до 9. Из плана был исключен орбитальный выходной, планировавшийся на девятый день полета.
17 декабря шаттл не стартовал опять. Это была первая реальная попытка пуска, предпринятая невзирая на резкое ухудшение погоды (пришел холодный фронт и принес с собой дожди) и на найденную ошибку в установке сетевых переключателей в кабине «Дискавери». С 11 49 до 14 45 заправили внешний бак системы в 17 05 экипаж выехал на старт в 18 10 разместился в кабине в 18 48 закрыли входной люк Пуск планировался на 20 47. Предстартовый отсчет довели до Т-9 мин, а погода была хуже некуда плотная низкая облачность ветер дождь. Метеобаллоны, запущенные для измерения скорости ветра на высоте, не смогли ее достичь из-за обледенения. А стартовое окно для запуска к «Хабблу» - короткое - не больше 46 минут. В 20 52 руководитель пуска Дзвид Кинг дал отбои и суточный перенос пуска, на 18 декабря в 20 21. Седьмой раз. Вылезая из кабины, астронавты нашли силы шутить с помогающими им техниками.
Эта отсрочка повлекла сокращение полета с 9 суток до 8 и отмену четвертого (запасного) выхода в открытый космос.
18 декабря попытки пуска не было. В полдень вероятность нелетной погоды оценивалась в 80% (опять ветер и плотная облачность проливной дождь) и было решено внешний бак не заправлять
Итак, время вышло. По всем критериям, по всем сделанным до этого заявлениям и обещаниям представителей МАЗА «Дискавери» не было суждено стартовать в 1999 году. Но ведь все готово и погода завтра обещает проясниться. И вот решение готовить пуск 19 декабря в 19 50 с окончательным решением утром по погоде. Восьмой перенос.
Почему это плохо? Полет сокращать уже некуда, посадка будет 27-го а при плохой погоде - 28-го или 29-го Если по метеоусловиям «Дискавери» сядет 29 декабря на базе Эдварде, будет почти невозможно обработать его обслужить и законсервировать до вечера 31 декабря А тут - 2000 год, все компьютеры нужно выключить чтобы не попасть под сбои В общем, мало приятного
А вот другая сторона. Утром 19 декабря метеорологи дают 80% «за» фронт ушел к северу будет +18°С ветер - 5 м/с, облачность переменная, видимость штатная Доклад по проблеме посадки 27-го и 28-го в Центре Кеннеди и на базе Эдвардс садиться еще можно. Летим?
Как рассказал потом менеджер по предстартовой подготовке, бывший астронавт Доналд МакМонэгл выбор был между отменой части задач полета и риском угодить «под 2000 год» на посадке и отсрочкой пуска на месяц с риском, что «системы «Хаббла» будут выходить из строя быстрее, чем мы доберемся до него и отремонтируем». Шанс посадки на Эдварде 29-го оценивался всего в 1 200 (погода в эти дни обычно хорошая) и было принято решение – пускать.
В этот сверхплановый день внешний бак был заправлен с 10 30 до 13 30…