От Sav Ответить на сообщение
К Константин Федченко
Дата 17.01.2003 20:22:34 Найти в дереве
Рубрики 1941; Фортификация; Версия для печати

Re: вопрос -...

Приветствую!

Есть немного по ДОС КаУР постройки 38-39 г.г. Думаю,ДОС на линии Молотова принципиально не отличались:

"В 1938-39 гг. было построено несколько дотов наиболее совершенного типа. Они вооружались 1-3 45-мм пушками, несколькими пулеметами, по оборонительным свойствам не уступали пулеметным ДОС большого типа. Площадь помещений в этих двухэтажных постройках доходила до 200 кв. м. Ни один ДОТ последнего поколения не был доведён до конца – обычно не успевали установить внутреннее оборудование. До 1938 г. для изготовления бетона применялся портланд-цемент марки “000”, а затем были введены новые марки “500” и “600”. Временное сопротивление сжатию для бетона (при соотношении цемента к песку 1:3 по весу, через 28 суток после укладки) при цементе “000” составляло 420 кг/см2, при “500” – 500 кг/см2, а при “600” – 600 кг/см2. Благодаря этому, сопротивляемость железобетона снарядам возросла примерно в 1,3 раза. Для сравнения в 1910-1913 гг. в оборонном строительстве использовался бетон с аналогичным показателем примерно 100 кг/см2.
Толщина стен и покрытия позволяла выдерживать сооружениям с 1,5 м стенами – многократные попадания 203 мм. бетонобойных снарядов и единичные – снарядов калибра 280-305 мм. Малые ДОС выдерживали многократные попадания 152 мм. и единичные – 203 мм снарядов. Изнутри стены и потолки имели противооткольное покрытие из стали толщиной 5-7 мм., что исключало поражение гарнизона осколками бетона. Иногда вместо противооткольного покрытия во внутренний слой бетона укладывалась мелкоячеестая проволочная сетка в два-три слоя.
Пулемётные доты-блокгаузы отличались широкими секторами обстрела: не менее 1800, а у шестиамбразурных до 3600. Сектор обстрела амбразуры – 900, сектора взаимно перекрывались на 10-150. Наружное отверстие амбразуры имело 2,5-3 м. ширины и около 0,4 м. высоты. Попасть в такую амбразуру, тем более расположенную у самой земли, даже из противотанкового орудия, было почти невозможно. Внутреннее отверстие амбразуры имело 0,18 м. в высоту и 0,12 м. в ширину. Оно перекрывалось бронезаслонкой толщиной 20 мм., которая имела три фиксированных положения по высоте, так что размеры отверстия можно было регулировать в зависимости от положения ствола пулемета. Диамантные ровики (бетонированные выемки перед амбразурой) отсутствовали, по-видимому из соображений экономии, так что теоретически существовала возможность того, что близкий разрыв тяжелого снаряда мог завались амбразуру землей. Они появились только в дотах последнего поколения. Ровики глубиной 2-2,5 м. даже оснащались специальными трубами, позволявшими выбрасывать из каземата ручные гранаты, на случай если бы там засела штурмовая группа противника.
Пулеметы Максима образца 1910 г. устанавливались на специальном металлическом станке. Наводчик сидел верхом на велосипедном сиденье и мог поворачивать пулемет, упираясь ногами в пол. Вертикальную наводку во время стрельбы осуществлял второй номер с помощью особого подъемного винта (как это было предусмотрено и для пулемета на полевом станке). При каждом пулемете в каземате хранилось по тысячи патронов в лентах. Этого запаса должно было хватить на день напряжённого боя. В хранилище на нижнем этаже хранилось еще до 100 тысяч патронов на каждый пулемет. Доты снабжались также запасом продовольствия на три месяца. В сооружениях могли быть выходы артезианских скважин, но чаще создавался запас воды в баках. В любом случае создавался неприкосновенный запас воды. Существовала система смены воды в пулеметных кожухах: к верхнему и нижнему отверстиям в них присоединялись резиновые отводные трубки, причем верхнее (заливное) соединялось с баком для воды, а нижнее (сливное) с системой отвода воды из сооружения. Стреляные гильзы выбрасывались в металлический короб, закрепленный под станком, дверка в днище короба позволяла периодически очищать его. Из короба для гильз газы отсасывались через отводные трубки в вытяжную вентиляцию. Всё это позволяло вести почти непрерывный огонь. Некоторые станки были снабжены своеобразным приспособлением для непрямой наводки: специальный визир, связанный с пулеметом, перемещался по выгнутой панели над станком. На этой панели можно было отмечать мелом или карандашом цели и полосы заградительного огня.
Артиллерийские доты вооружались первоначально 76-мм пушкой образца 1902 г. со стволом в 30 калибров на казематном лафете Путиловского завода 1932 г. Иногда вместо классической “трехдюймовки” устанавливали ее “противоштурмовой” вариант образца 1903 г. со стволом укороченным до 20 калибров. Дальность стрельбы казематной “трехдюймовки” достигала 5500 м., угол возвышения 120, снижения – 70, горизонтальной наводки – 400. Позднее появилась 76-мм казематная пушка Л-17 образца 1940 г. (хотя её производство началось еще в 1939 г.) со стволом в 30 калибров. Это был укороченный вариант полевой пушки Ф-22 образца 1936 г. Максимальная дальность стрельбы достигала 4800 м., бронепробиваемость (бронебойным снарядом) при угле встречи 900 на дистанции 500 м. составляла 55 мм. Орудие устанавливалось в маске толщиной 200 мм., что защищало от огня практически всех орудий 30-х гг. Сектор горизонтального обстрела составлял 600, углы возвышения и склонения – по 120. Ствол заключался в броневую трубу, предохранявшую его от повреждения осколками. Иногда вместе с пушкой устанавливался спаренный пулемет. 45-мм пушки на тумбах применялись в дотах постройки 1938-39 гг. Эти орудия не имели маски. Амбразуры позволяли вести огонь по горизонту в секторе 600, при углах возвышения и склонения по 10-150. Дальность стрельбы до 2 км., по танкам – до 1 км. Артиллерийские полукапониры вели, как правило, фланкирующий огонь, со стороны фронта стволы орудий дополнительно защищались отбойными стенками, казематы двухорудийных дотов располагались уступом. Даже те сооружения, которые не имели нижнего этажа, оборудовались помещением для стреляных гильз под броневым казематом. Хранилища позволяли иметь запас более 1000 снарядов на орудие."


С уважением, Савельев Владимир