Вот кладу обещанное Рыжему фоксу, может кому еще интересно
++++++++++++++ «Частная армия»
или «группа вооруженных советников»
Анализируя локальные международные конфликты последних лет (особенно это стало характерно для некоторых стран Африки и Азии), эксперты столкнулись с таким явлением, как присутствие «частных армий», способных составить конкуренцию государственным вооруженным формированиям.
В ходе исследований этого нового для двадцатого века явления, вернувшегося в нашу эпоху из 17 века, интересна не только военная эффективность деятельности «частных армий», их международное признание, но и влияние их как пользователя и/или покупателя вооружений и военной техники на состояние и динамику развития мирового рынка вооружений.
При этом особый интерес представляет эффективность и действенность международной системы экспортного контроля.
Одна из таких организация Ехесutive outcomes (ЕО), претендующих на звание «частной армии», получила широкую известность после проведения ею успешных операций в Анголе и Сьерра-Леоне, где небольшие отряды советников сумели радикально изменить ход военных действий между правительственными войсками и повстанцами. ЕО была создана в 1989 г. вышедшими в отставку офицерами элитных частей армии ЮАР.
Первоначально бизнес ЕО состоял в предоставлении охранных услуг нефтяным и горнорудным компаниям и частным лицам. Однако в 1993 г. деятельность ЕО приобрела качественно новые черты. Компания перешла от охраны и обороны объектов сначала к наступательным действиям в интересах своих клиентов, а затем превратилась в настоящую частную армию, способную предоставлять советнические услуги, вести подготовку персонала армий клиентов и принимать непосредственное участие в боевых действиях.
В настоящее время ЕО является крупнейшей в мире частной военной консалтинговой фирмой. В 1994-1995 гг. доход компании оценивался в 50 млн. долл. в год. Исполнительным директором ЕO с июля 1997 г. является бывший офицер парашютной бригады войск ЮАР г-н Nic wan der Burgh. До июля 1997 г. этот пост занимал Ееbеn Ваr1оw, бывший заместитель командира элитного 32 батальона SADF (South African Defence Forces). Руководителем департамента по набору персонала до июля 1997 г. был Laffras Luiting, ранее служивший в 5-м разведывательном полку SADF. Причины смены руководства ЕО остаются неясными, однако известно, что оба бывших руководителя сохраняют тесные связи с ЕО через ассоциированные компании и продолжают числиться советниками директората ЕО.
ЕО поддерживает связь с 2000 офицеров и солдат SADF.
До последнего времени ЕО предпочитало набирать персонал из состава ветеранов элитных подразделений армии ЮАР. Исключение составляли пилоты и техники самолетов и вертолетов. Персонал также набирается из действующего личного состава армии и полиции ЮАР и из наиболее подготовленных и агрессивных бойцов военного крыла АНК.
Организационная инфраструктура EO
Инфраструктура в ЮАР
Организационно ЕО является частью крупного южноафриканского холдинга Strategic Resource Corporation (SRC), в состав которого входят более 20 компаний. Компании, входящие в SRC, образуют необходимую транспортную, тыловую, финансовую и инженерную инфраструктуру ее деятельности.
В области безопасности компании: Life Guard и Teleservices.
ЕО является крупнейшим акционером обеих этих компаний. Основная деятельность сосредоточена на охране нефтяных сооружений компании Branch Energy. Частная охранная деятельность осуществляется компанией Saracen, также входящей в холдинг. Особенностью деятельности всех трех компаний является то обстоятельство, что они разворачивают работу в стране после ухода оттуда персонала ЕО. Выгодные контракты по обеспечению лично и корпоративной безопасности выдаются именно этим компаниям.
В области логистики
оперирует компания Falconer Systems, которая в своей деятельности все более ориентируется на предоставление услуг ООН.
Гражданские строительные услуги предоставляются компанией Bridge International.
Финансовое управление
осуществляется компанией Grupo el Vikingo, которая занимается инвестициями, управлением авуарами и собственностью и предоставлением услуг, в том числе и транспортных. В 1993 г. Barlow и Luiting организовали новый холдинг Crossed Swords, о деятельности которого ничего не известно.
Связи в Великобритании.
В сентябре 1993 г. ЕО организовала параллельную штаб-квартиру в Лондоне, которая расположилась на втором этаже
Р1аzа 107 (Кинг Роуд, 535). Английской штаб-квартирой ЕО руководят бывшие офицеры SAS и английской армии. В состав английского холдинга входят:
Heritage Oil @ Gas, занимающаяся добычей нефти и газа.
Branch International, фирма по разведке и добыче драгоценных камней и металлов,
Branch Energy, владеет алмазными разработками в Анголе, алмазными и золотоносными концессиями в Сьерра-Леоне в районе города Коиду, а также нефтяными сооружениями в Уганде. 30% ВЕ-Сьерра-Леоне принадлежит правительству страны, другие локальные отделения компании также частично принадлежат правительствам стран или персонально высшим должностным лицам.
Ibis Air - обеспечивает потребности ЕО в авиационном транспорте и авиаподдержке. По некоторым сообщениям, компании принадлежит три Боинг-727, два вертолета Ми-17, два вертолета Ми-24 и некоторое количество швейцарских поршневых самолетов Pilatus, адаптированных для ведения разведки и нанесения легких штурмовых ударов. Не исключено, что компания также владеет двумя истребителями-бомбардировщиками МиГ-23. Контрольный пакет акций компании принадлежит ЕО.
Военная деятельность ЕО
Операция в Анголе
В марте 1993 г. войска УНИТА овладели городом Soyo на атлантическом побережье страны. В результате этой операции УНИТА захватила значительное количество нефтедобывающего оборудования. Убытки нефтяных компаний составили несколько десятков миллионов долларов. Ангольское правительство обратилось к ЕО, которая ранее уже предоставляла услуги по вооруженной охране нефтепромыслов и рудников. Задача ЕО состояла в том, чтобы вернуть правительству контроль над Soyo и вьпезти попавшее в руки УНИТА нефтяное оборудование. Шеф ЕО Eeben Barlow рекрутировал для выполнения задачи 50 человек, во; они являлись ветеранами войск ЮАР.
В ходе операции, продолжавшейся в течение недели, город был захвачен. ЕО потеряла три человека ранеными. Правительственные войска принимали участие в операции силами до двух бригад (всего 600 человек), которые сделали неудачную попытку высадить морской десант. Через несколько недель после операции УНИТА восстановила контроль над городом.
В июне 1993 г. офицер ангольской армии вступил в ювый контакт с Eeben Barlow и предложил ему контракт по подготовке и обучению правительственных войск. Контракт предусматривал подготовку в течение 5 месяцев 16 бригад (по другим сведениям - батальона) правительственных войск, которая ранее, в 1987-88 годах была практически полностью разгромлена в боях с войсками ЮАР. Всего ЕО получила в Анголе два годовьс контракта стоимостью 40 млн. долл. каждый. Часть суммы была погашена предоставлением нефтяных концессий. Другими целями ЕО были подготовка 30 пилотов правительственных войск и непосредственное участие в наземных операциях вместе с ФАПЛА.
ЕО рекрутировала для выполнения контракта 500 ветеранов SADF, лишь 20% которых были белыми. По сообщению французских СМИ, ангольское правительство само обеспечивало бригаду вооружением и техникой, но при этом руководствовалось советами ЕО. По мнению английских СМИ, ЕО использовало принадлежащие ей самолеты и вертолеты. Сотрудники ЕО выбрали для своих операций вертолет Ми-17 и поршневой УТС РC-7, По словам пожелавшего остаться неизвестным подполковника ВВС ЮАР, имеющего налет 3300 часов и рекрутированного ЕО, был сделан запрос на приобретение Су-22, однако ангольское правительство настояло на использовании истребителей МиГ-23. Первоначально предполагалось, что советники ЕО будут сопровождать ангельских пилотов во время боевых вылетов, однако затем было решено, что пилотировать вертолеты и самодеты будут непосредственно сотрудники ЕО. Специалисты организации сочли невозможным переучить ангольских пилотов, подготовку которых ранее осуществляли кубинские инструкторы. В мае 1994 г. летчики EO получили разрешение на пилотирование МиГ-23.
Первая операция 16 бригады была проведена в ноябре 1993 года, когда при поддержке советников ЕО была захвачена база УНИТА в N’Daladanto. Предположительно весной 1994 года успешно проведена более крупная операция по захвату алмазных полей Кафунфо (Cafunfo). Летом того же года 16 бригада и советники ЕО иринимали активное участие в боях на северо-западе страны, в ходе которых УНИТА потеряла значительные территории. В ходе! операций было зафиксировано по крайней мере два случая поражения вертолетов Ми-17 ракетами SА-7, однако в обоих случаях экипаж сумел посадить машины и не понес потерь. В дальнейшем пилоты ЕО активно привлекались не только для непосредственной поддержки войск, но и для операций по доставке грузов правительственным войскам. Опрошенные журналистами сотрудники ЕО выразили свою полную приверженность вертолетам Ми-17, охарактеризовав их как очень надежные и неприхотливые машины. Ангольское правительство предоставило в распоряжение ЕО три Ми-17. Те же качества были отмечены в отношении МиГ-23 (в любой момент времени ЕО имел доступ к двум-четырем машинам на базах Lubango и Saurimo). Недостатками обеих машин, особенно МиГ-23, по словам офицеров ЕО, являются примитивность электронного оборудования. Имевшиеся в распоряжении ЕО в Анголе МиГ-23 не имели современного навигационного оборудования GPS, устройств постановки электронных и термических помех, оборудования РЭБ. Радары самолетов не действовали. Качество прицельного оборудования также было неудовлетворительным. Это исключало возможность применения авиации ночью и в плохую погоду. Сотрудники ЕО самостоятельно установили приемники GPS и новые прицельные устройства для бомбометания.
По итогам боев лета 1994 г. УНИТА заявила о наличии на территории Анголы 5000 советников ЕО. В реальности в операции на земле и в воздухе были вовлечены не более 200 человек. В ходе боев территория под контролем УНИТА сократилась с 60 до 40% всей территории страны. В январе 1996 г. ангольское правительство под давлением США предложило ЕО покинуть страну. Считается, что подписание представителями УНИТА Лусакского протокола в ноябре 1994 г. в значительной степени обусловлено успехами ангольских войск в боях 1993-1994 гг.
Сьерра-Леоне
В начале 1995 г. ЕО получила контракт правительства Сьерра-Леоне на подготовку правительственных войск, которые вели боевые действия против отрядов Объединенного Революционного Фронта (RUF). Контракт также предусматривал непосредственное участие элементов ЕО в боевых действиях. К моменту заключения контракта мятежники конттролировали месторождение оксидов титана Sierra Rutile и месторождение бокситов Sieramoco. Добыча полезных ископаемых на этих двух рудниках обеспечивала ранее 57% экспорта страны.
В апреле-мае 1995 г. ЕО направило в Сьерра-Леоне 285 советников, которые приступили к реорганизации правительственной армий. Почти одновременно были предприняты меры по зачистке окрестностей Фритауна от отрядов противника. Эта задача была выполнена за две недели, потери противника составили 150 человек.
В августе элементы ЕО и правительственные войска очистили от противника алмазоносный район Koidu в 160 км к востоку от столицы. На третьем этапе основной задачей фирмы стала подготовка лояльных правительству отрядов самообороны и уничтожение штаб-квартиры противника, которая была обнаружена и полностью уничтожена в результате неожиданней аэромобильной атаки в течение нескольких часов. Основными факторами, определившими быстрый успех организации и ее необычайную эффективность, по мнению западных экспертов, стали агрессивная тактика применения вертолетов, блестяще налаженная разведка и применение приборов ночного видения.
В результате деятельности ЕО в С.-Л. в ноябре 1996 г. было подписано соглашение о мире, в феврале 1997 г. контракт был прекращен. Ежемесячное вознаграждение ЕО составляло от 1 до 1,225 млн. долл. Кроме того, организация получила рудные концессии. Предполагается, что в общей сложности ЕО получила в С.-Л. около 27 млн. долл.
К моменту прибытия отряда ЕО в страну правительство С.-Л. имело'» своем распоряжении один вертолет Ми-17 в варианте пушечный вертолет и один Ми-24. Обе машины пилотировались белорусскими экипажами. Первым же требованием ЕО стала закупка правительством страны еще двух вертолетов Ми-17 на общую сумму 1 млн. долл. До прибытия заказанных вертолетов Ми-17 пилоты ЕО прошли интенсивный курс обучения пилотирования Ми-24. Специалисты ЕО чрезвычайно высоко отозвались об эффективности этих машин и сравнивали их в беседах с журналистами с истребителями. Главным недостатком машины был назван недостаточный радиус действия. Офицеры ЕО остались неудовлетворены слишком осторожной, на их взгляд, тактикой применения Ми-24, хотя тот и пилотировался экипажем, имеющим опыт афганской войны. Позже ЕО добилась от правительства права пилотировать вертолет силами своих пилотов.
Кения, Уганда, Бурунди
Имеется неподтвержденная информация о том, что ЕО оперирует и в других странах Африки. В частности, считается, что в Кении служащие ЕО осуществляют охрану нефтедобывающих установок в районах на границе с Суданом. В Уганде ЕО охраняет нефтяные поля и золоторудные прииски, а также осуществляет подготовку угандийской армии. Хотя ЕО официально опровергла эту информацию, считается, что летом 1996 г. советники организации занимались обучением отрядов повстанцев хуту в Бурунди.
Индонезия
ЕО никогда не скрывала желания распространить свою деятельность на территорию за пределы Африки. Согласно неподтвержденным сообщениям прессы, в 1996 г. сотрудники ЕО консультировали индонезийское правительство по вопросу освобождения заложников, захваченных вооруженными мятежниками (предположительно - в.Восточном Тиморе). Операция по освобождению прошла настолько успешно, что возникли предположения о ее проведении силами офицеров SAS, англипской службы специальных операций.
Папуа Новая Гвинея
Правительство ПНГ наняло ЕО для выполнения следующих задач:
1. Спланировать и осуществить точечный удар по штаб-квартире Революционной армии Бугенвиля (Bougainvillea Revolutionary Army, BRA), имеющий целью уничтожение ее руководства.
2. Освободить пять офицеров правительственных сил безопасности, находящихся в заложниках у мятежников.
3. Установить контроль над месторождением меди Пангуна (Panguana).
Контракт был подписан правительством и армией ПНГ с организацией Sandline, которая в свою очередь заключила субконтракт с ЕО. Общая стоимость контракта составила 36 млн. долларов. Предполагается, что часть обязательств была погашена правительством ПНГ передачей в распоряжение Sandlien части активов месторождения меди Пангуна. Согласно некоторым сообщениям, персонал ЕО встретил противодействие командного состава армии ПНГ и не смог выполнить поставленную задачу. Некоторое время около 50 советников ЕО находились под арестом. По требованию командующего армией бригадного генерала Джерри Синджирока (Jerry Singiroc), персонал ЕО покинул страну.
С 1997 г. ЕО предпринимает усилия, чтобы стать основным контрактантом ООН в операциях по поддержания мира в различных районах земного шара. В 1997 г. компания принимала участие в выставке IDEX-97 в Абу-Даби, где была представлена своим руководителем г-ном Барлоу. Компания активно работает над изменением своего имиджа, стараясь доказать, что не является организацией наемников, а представляет собой негосударственную армию нового типа, работающую по контракту с признанными ООН правительствами. Согласно самым последним сообщениям; правительство ЮАР запретило гражданам ЮАР предоставлять военные услуги за пределами страны без предварительного одобрения официальных органов Претории. Однако считается, что разветвленная сеть ЕО позволит ей в случае необходимости свернуть деятельность в ЮАР без ущерба для бизнеса.
Появление и деятельность ЕО представляет собой новое явление в современных международных отношениях.
Впервые с момента тридцатилетней войны в 17 веке частная армия оказалась способной составить конкуренцию государственным вооруженным формированиям. Этот феномен связан с распространением такого явления, как крах государственности в странах Африки и Азии, которое возникло после окончания холодной войны и в западной политологической литературе получило название Failed states.
ЕО пока безуспешно пытается получить официальное признание международного сообщества путем получения контрактов со стороны ООН, однако уже имеет контракты со странами - членами ООН.
ЕО демонстрирует не только высокую военную эффективность, но и необыкновенную экономическую гибкость. Созданная организационная инфраструктура позволяет компании успешно эксплуатировать нефтяные, алмазные, золотоносные и горнорудные концессии, полученные в уплату за оказанные услуги в области безопасности. Одновременно ЕО создало сеть организаций, предоставляющих комплекс транспортных, финансовых и прочих услуг при ведении военных действий.
ЕО постепенно становится важнейшим экономичес политическим участником геополитических процессов в Тропической Африке.
В своей деятельности персонал ЕО ориентируется пользование простого и неприхотливого вооружения и техники, в основном российского происхождения.
Использованы открытые источники информации:
1. Jane’s Intelligence Review, vо1. 9, #9. September 1997, p. 426-430.
2. Pointer, May 1997, р. 1.
3. Raids, #136, рр.28-33
4. Raids, #137, рр.22-27
«Комментарии. Военно-техническое сотрудничество. Анализ. Экспертиза. Прогнозы», Том 2. апрель-май-июнь 1999, Экспертный совет по ВТС, Москва
+++++++++++