|
От
|
Тов.Рю
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
15.11.2000 16:54:28
|
|
Рубрики
|
Современность; Танки;
|
|
О новой минской БРДМ 2Т
ХОРОША МАША, ДА НЕ НАША…
Бедность не позволяет Беларуси в полной мере воспользоваться плодами интеллекта своих граждан
Как уже сообщалось ("БР" № 43), 26 октября под Минском состоялась презентация боевой разведывательнодиверсионной машины под рабочим индексом 2Т. Разработчиком этой, пока единственной в своем роде, боевой машины является белорусское негосударственное предприятие "Миноторсервис", основной специализацией которого до этого являлся ремонт гусеничных шасси для комплексов войсковой ПВО.
Не опустив руки после удара, нанесенного в результате необдуманной и поспешной конверсии, группа бывших сотрудников спецпроизводства Минского тракторного завода создала в 1991 г. на свой страх и риск частное предприятие по ремонту, обслуживанию и модернизации гусеничной техники военного назначения. Это прежде всего шасси ГМ352 для ЗПРК "Тунгуска", ГМ569/577/579 для ЗРК "Бук", ГМ568/578 для ЗСУ234 "Шилка", ГМ355 для ЗРС "Тор". Однако достаточно быстро коллектив предприятия перерос эти узкие рамки и приступил к совершенствованию в соответствии с самыми современными требованиями самоходных зенитных установок, выпускавшихся на территории бывшего СССР. Следует отметить, что работы по финансированию создания новых машин ведутся на предприятии за счет собственных средств.
На первом этапе вместе с Ульяновским механическим заводом на базе широко известной во всем мире ЗСУ 234 "Шилка" были созданы две практически новые системы, отвечающие самым строгим требованиям сегодняшнего дня. Это ЗСУ234М4 "Шилка М4"с радиолокационной и ЗСУ234М5 "Шилка М5" с радиолокационной и оптиколокационной системами управления огнем. Новые версии зенитных установок в 1999г. были представлены вниманию широких кругов военных специалистов и потенциальных заказчиков на таких известных выставках вооружений и военной техники, как IDEХ'99 (Объединенные Арабские Эмираты) и МАКС99 (Российская Федерация). Они также участвовали в ряде показов и демонстрационных испытаний в присутствии представителей иностранных армий.
В настоящий момент на предприятии близятся к завершению работы по созданию практически новых образцов боевой техники на базе массово выпускавшихся в Советском Союзе (и в больших количествах поставлявшихся за рубеж) легкого плавающего танка ПТ76 и бронетранспортера БТР50.
Используя свой высокий интеллектуальный потенциал и большой опыт работы в области создания, ремонта и модернизации гусеничных машин самого разнообразного назначения, коллектив предприятия совместно с рядом предприятий России и Беларуси в инициативном порядке разработал боевую машину принципиально нового класса - боевую разведывательнодиверсионную машину, получившую рабочее обозначение 2Т. При формировании ее концепции разработчики старались максимально обобщить опыт вооруженных конфликтов последнего десятилетия XX века и учесть требования, которые военная теория предъявляет к оружию века XXI. Следует сказать, что при формировании облика новой машины были учтены и уроки боевых действий в Чечне.
В отличие от повсеместно принятой в настоящее время практики создания разведывательных машин путем приспособления для этих целей боевых машин пехоты и бронетранспортеров (при этом установка комплекса разведывательного оборудования производилась за счет уменьшения защиты, вооружения и количества десантников), на предприятии "Миноторсервис" впервые в мире предпринята попытка создания специализированного разведывательноударного комплекса. Высокоманевренная скоростная гусеничная боевая машина 2Т предназначена для ведения глубокой разведки, осуществления целеуказания и диверсионных операций. Для этого предусмотрена возможность ее десантирования с низко летящего самолета или вертолета при помощи специальной парашютной системы.
В отличие от существующих образцов, этот дальний разведчик может не только производить поиск целей в тылу противника и передавать их координаты,но и обладает набором необходимого оружия для их самостоятельного уничтожения, будь то мост, штаб, танк или самолет. Бортовое оборудование боевой машины (БМ) 2Т построено по модульному принципу с резервированием объемов, что позволяет по мере необходимости не только оперативно заменять вышедшие из строя функциональные блоки, но и при модернизации замещать их более совершенными, а также вводить новые, реализуя специфические требования заказчика.
Исходя из основного назначения боевой машины ключевое место в наборе ее аппаратных средств занимает комплекс разведывательного оборудования, включающий оптические, телевизионные и инфракрасные приборы дневного и ночного дальнего обнаружения. В распоряжении экипажа имеются и средства ведения радиоэлектронной разведки. Для увеличения дальности наблюдения и расширения обзора терминальные устройства этой аппаратуры на специальной телескопической мачте могут быть вынесены на высоту нескольких метров.
По желанию пользователя возможно расширение аппаратного комплекса за счет введения средств радиолокационного обнаружения, что, правда, несколько противоречит исходной концепции данной машины, назначение которой - ведение пассивной разведки.
Комплекс навигационной оборудования включает инерциальные и космические (действующие в рамках как российской ГЛОНАСС, так и американской GPS) средства вычисления координат, которые позволяют определять положение машины на местности с точностью до 15 м. Все источники информации замкнуты на цифровую вычислительную машину типа "Багет", которая ведет обработка данных, полученных различными подсистемами (в том числе и видеоизображений), выработку исходных данных для применения ракетноартиллерийского и авиационного вооружения, подготовку их для автоматизированной передачи по скоростным каналам связи в вышестоящие штабы, на огневые позиции или пусковые установки. Предусмотрена возможность автоматического обмена данными между несколькими однотипными БМ.
Система управления огнем включает двухканальное обзорноприцельное устройство, обеспечивающее надежный поиск, обнаружение и сопровождение целей в пассивном режиме в дневных и ночных условиях, с определением дальности лазерным дальномером. (Возможна также установка оборудования для лазерной подсветки, обеспечивающего наведение на цель управляемых боеприпасов типа "Краснополь" и "Китолов", что, однако, повышает риск обнаружения самой машины.)
Исходя из перечня боевых задач, для решения которых предназначена БМ 2Т, ее комплекс бортового вооружения, размещенного в башне кругового вращения, включает в себя стабилизированную в двух плоскостях 30миллиметровую пушку типа 2А42, спаренный с ней 7,62миллиметровый пулемет (ПКТ) и 30миллиметровый гранатомет (АГ30 или АГС17А). В нишах по обеим сторонам башни находятся универсальные спаренные пусковые установки для управляемых противотанковых и зенитных ракет, которые при стрельбе на специальных штангах поднимаются на высоту порядка 11,5 м, что позволяет вести огонь из укрытия. В русле общей идеи машины можно предположить, что они действуют по принципу "выстрелил и забыл".
По данным разработчиков, ПТУРС могут комплектоваться как кумулятивными (против сильно защищенных целей), так и объемнодетонирующими (против живой силы в оборонительных сооружениях) зарядами. Для создания препятствий тяжелой технике противника имеются противотанковые мины.
Собственная повышенная устойчивость машины к средствам поражения противника обеспечивается комплексным сочетанием разнообразных активных и пассивных средств защиты, в первую очередь высокой подвижностью, надежным бронированием, малой заметностью в радиолокационном, тепловом и оптическом диапазонах. В качестве основных способов снижения заметности БМ использованы:специальная геометрия корпуса, без острых граней и параллельных оверхностей; рассеивающие и поглощающие излучение материалы, покрытия и краски; средства снижения тепловой контрастности на фоне окружающей местности, в том числе и за счет капсулирования источников инфракрасного излучения, охлаждения и канализации потока выхлопных газов.
Немаловажным обстоятельством в этом плане, как уже говорилось выше, является и тот факт, что в конструкции машины последовательно проводится принцип ведения разведки пассивными средствами, что снижает выброс различных видов излучения во внешнюю среду. В свою очередь, наличие детекторов, сигнализирующих об инфракрасном, лазерном или радиолокационном облучении, позволяет экипажу вовремя уйти изпод наблюдения и избежать попадания в прицел противника. При определенных обстоятельствах могут быть применены и средства радиоэлектронного противодействия, в частности постановщик помех для радиовзрывателей противотанковых мин и фугасов.
Дополнительным маскирующим фактором является низкий уровень акустических шумов, производимых 2Т. По сравнению с существующими образцами гусеничных машин его величина ниже в несколько раз. В перспективе этот показатель предполагается улучшить еще больше за счет покрытия резиной внутренней поверхности гусениц.
Разнесенная многослойная броня БМ обеспечивает защиту от бронебойных снарядов автоматических пушек боевых машин противника. Характерно, что сам экипаж заключен в отдельную бронированную капсулу. Специальное внутреннее покрытие корпуса и башни предотвращает поражение людей и бортового оборудования вторичными осколками при попадании в машину боеприпасов кинетического действия. Защита ходовой части от кумулятивных боеприпасов обеспечивается фальшбортами из армированной резины. В принципе, как следует из заявлений создателей, на данной боевой машине возможно применение встроенной динамической брони и систем активной защиты типа "Арена" или "Дрозд".
Для снижения поражающего действия противотанковых мин днище машины выполнено из многослойных сотовых конструкций,призванных гасить действие ударной волны. При этом кресла экипажа подвешены к верхней части корпуса таким образом, чтобы исключить онтакт людей с днищем машины, принимающим на себя основную энергию взрыва.
Наличие ножа для самоокапывания позволяет укрыть машину в окопе либо приспособить для этих целей рельеф местности. В случае необходимости эта достаточно массивная конструкция может выполнить роль дополнительного броневого листа в передней проекции корпуса. В числе защитных средств машины 2Т следует упомянуть и комплекс оборудования, обеспечивающий преодоление участков местности, зараженных ОМП.
Следует подчеркнуть, что при создании гусеничного шасси новой боевой машины широко использованы унифицированные детали, узлы и агрегаты, применяемые на серийных образцах гусеничной техники военного назначения, например на ЗПРК "Тунгуска". Установленный сейчас на БМ 2Т танковый дизель В466 мощностью 780 л.с. идентичен применявшемуся на первых Т72 и позволяет машине весом в 27,4 т развивать максимальную скорость в 95 км/час. Запас хода по топливу составляет 1000 км. При необходимости этот двигатель вполне безболезненно может быть заменен на В84 МС (840 л. с.), используемый на Т72Б, а в перспективе и на новейший челябинский В92С2 (1000 л.с.) для Т90С. Это приведет к весьма существенному наращиванию характеристик подвижности объекта. Которые, впрочем, и без того весьма впечатляют. По данным разработчиков, время нахождения машины в прицеле не превышает 56 секунд, что совершенно недостаточно для поражения ее комплексами вооружения всех современных танков.
При всех указанных выше достоинствах у этой феноменальной машины есть один фатальный для армий новых независимых государств недостаток. Она, как и полагается новой и совершенной вещи, очень дорога. Поэтому нетрудно догадаться, что ее потенциальными потребителями могут стать прежде всего богатые государства, к числу которых мы не относимся.
А.Алесин
Белорусский рынок, № 45
С уважением