От Андю Ответить на сообщение
К All
Дата 31.10.2002 01:21:52 Найти в дереве
Рубрики WWII; Армия; Версия для печати

Ув. Никите про операцию NIWY/NIWI. (+)

Приветствую !

Итак, для начала информация из альбома "ВГ" (Франсуа де Ланнуа, Жан-Клод Перриго, изд. Heimdal), стр. 10-14 :

...
Infanterie-Regiment (mot.) "Grossdeutschland"/IRGD, организованный 12 июня и официально утвержденный 1 июля 1939 г., представляет собой теперь мощное и хорошо натренированное соединение, несмотря на некоторую неукомплектованность. Но в то же время, 1 сентября 1939 г., когда начинаются БД в Польше, возникает идея использовать его как соединение, транспортируемое авиацией. Для этой цели, 6 сентября отдельные части полка направлены в Нижнюю Силезию, чтобы пройти соответствующую подготовку. Но десантная операция была отменена, безусловно, из-за быстрого продвижения немецких войск, и откоммандированные части возвращаются в свои казармы в берлинских пригородах 17 сентября.

...
Чтобы позволить XIX Armeekorps (mot.) достичь своих целей, пройдя Арденны, OKH организовало 2 операции по воздушной высадке войск, одно -- возле селений Nives и Witry (кодовое имя NIWY, как словосочетание названий этих деревень), другое -- рядом с Esch-sur-Alzette (операция Hedderich, по имени возглавившего её оберлейтенанта).

Рассмотрим некоторые детали :

1. Операция NIWY.
Находясь за линией обороны бельгийцев и на линиях коммуникаций, ведущих к западу, две деревни должны быть заняты очень быстро и удержаны, чтобы перерезать дорогу Martelange -- Neufchateau.
На рассвете 10 мая 400 человек из III (Schutzen-)Bataillon IRGD оберлейтенанта Гарски/Garski и Sturmpionier-Bataillon 43 (оберлейтенанта Махлера/Mahler) должны быть доставлены в окрестности двух населённых пунктов. Транспортировка д.б. осуществлена сотней лёгких самолётов Fieseler Fi 156 "Storch" в двух заходах с аэродромов Bickendorf и Bitburg.
Цель : облегчить продвижение XIX Armeekorps (mot.) и в особенности -- 1 Pz.Div., атакуя бельгийцев в их тылу и, как было отмечено выше, перерезать линии коммуникаций между Martelange и Neufchateau.
Для осуществления этой операции созданы две Kampfgruppen :
-- Первая, под командованием оберлейтенанта Гарски, с его штабом и ротой s.MG, д.б. высажена в Witry, рядом с анлиерским лесом, с помощью 56 Fieseler "Storch".
-- Вторая, под командованием гауптмана Крюгера/Kruger, командира 11. (Schutzen-) Kp., д.б. доставлена 42 самолётами Fieseler "Storch" к дороге Neufchateau -- Bastogne. Две эскадрильи (staffel) Ju-87 B "Stukas" должны поддержать атаку в случае необходимости. Они должны быть выделены из состава VIII. Fliegerkorps генерала-майора фон Рихтгофена. Резерв состоит из 2 самолётов Fieseler "Storch" и 3 Ju 52, которые д. б. задействованы на подвозе снабжения десантированным. Время вылета : 5 ч 20 мин.

Несмотря на тщательные тренировки не всё произошло, как намечалось. Таким образом, что оберлейтенант Гарски, самолёт которого сел рядом с посёлком Traimont, неподалёку от Witry, оказался только лишь с ещё 9 солдатами и двумя MG 34 ! С таким слабым соединением, он создал заслон на дороге из Neufchateau в Martelange. Автомашины с бельгийским солдатами, направлявшимися на позиции были остановлены и солдаты разоружены. Что происходило в это время с Kampfgruppe Крюгера ?

Два командира взводов 11. (Schutzen-) Kp., лейтенанты фон Бланкенбург/von Blankenburg и Обермеир/Obermeir, приземлились в нескольких километрах к северу, неподалёку от Nives. В отсутствии потеряшегося гауптмана Крюгера, они решили выполнить задачу, возлагавшуюся на его группу : создать заслон на дороге Bastogne -- Neufchateau. Что же произошло ? Пердоставим слово Paul Berben и Bernard Iselin :

"Крюгер взлетел примерно в тот же момент, что и Гарски. Но при пересечении бельгийской границы одно из орудий ПВО открыло огонь. Пилот слегка изменил траекторию полёта к югу, отдаляясь всё больше и больше от своей цели. Вскоре группа Крюгера пересекла маршрут Гарски, не заметив этого. Т.о., произошла задержка при отправлении второго эшелона группы Witry, т.к. пилоты перепутали самолёты Крюгера с самолётами Гарски. Они присоединились к первым. Это та причина, по которой Гарски оказался практически в одиночестве."

В итоге, гауптман Крюгер, приземлившийся в Leglise, на юго-западе от Witry, соединился с Гарски, уже усиленным людьми оберлейтенанта фон Хардера/von Harder 10. (Schutzen-) Kp., и прочно обосновался в Witry. В 13 часов Traimont и Witry были под немецким контролем и бельгийские солдаты из 1-го полка арденнских стрелков были оттеснены в Fauvillers. После полудня элементы III./GD вошли в контакт с передовыми частями 5 R.A.M. (полка бронеавтомобилей) 5-ой D.L.C. (легкой кавалерийской дивизии) генерала Шануана/Chanoine. В 19 часов авангард 1. Pz.Div. генерала-лейтенанта Киршнера соединился с группой Гарски, а затем, продолжил своё движение... (Далее авторы рассказывают о сопротивлении бельгийцев, которое задержало части Киршнера до вечера и не позволило им дойти к частям десанта до 19 часов, а также о том, что немцы сами в этом виноваты, не дав своей диверсией (перерезанные провода) получить бельгийцам приказ на отход.)

А. Схемка маршей противоборствующих сторон в Арденнах, 10 мая 1940 г. :



Имеется также описание данной "аэро-мобильной" операции NIWI (?, но этот вариант кажется уместнее, нежели предыдущий, более разумным "смешением" названий "Nives" и "Witry") в "Блицкриг на Западе" (Жан-Поля Паллу, изд. Heimdal), стр. 104-106. Перескажу вкратце.

Для обеспечения быстрого марша/продвижения группы Клейста в Арденнах, было необходимо воспрепятствовать созданию препятствий проходу войск и танков и захватить ключевые пункты. Т.к. все части немецких десантников заняты в Голландии и на канале Альберта, Геринг предложил организовать операцию по высадке с лёгких самолётов "Шторьх". Для обеспечения высадки 400 человек, необходимо сделать два вылета ста аппаратами, имеющими вместимость 2 человека. Десантиники взяли с собой паёк на 48 часов и усиленное вооружение, пулемёты и ПТР. Всего три "Юнкерса 52" должны снабжать высадившихся. 400 человек набраны из 10 и 11 рот ППВГ.

У операции две цели -- Ниве и Витри, находящиееся на расстоянии 6 км друг от друга. В первую зону высаживается Вальтер Крюгер во главе 160 человек (42 самолёта), во вторую -- Евген Гарски во главе 240 человек (56 машин).

Под командой майора Отто Фёрстера/Forster "Шторьхи" собираются в Crailheim, где проходят тренировки на посадку-высадку. Вечером 9 мая машины и люди собраны на 2-х аэродромах близ Битбурга : Dockendorf -- для группы Витри и Putzhohe -- для группы Ниве. Время полёта до цели -- полчаса.

Две первые группы (всего 98 самолётов) вылетают в 4.20 утра 10 мая и идут парралельными маршрутами на запад. Для избежания скученности/больших потерь от возможных атак истребителей противника самолёты рассредоточены. Через 10 минут они над Люксембургом, но майор Фёрстер, ведущий головной самолёт группы Ниве, берёт к югу и пересекает маршрут группы Витри. Оказавшись за пятым самолётом последней группы он сбивает с маршрута её 6-ой самолёт и все последующие, уводя их за собой.

Прибыв, якобы, к цели, пилоты и Крюгер понимают, что произошла ошибка -- место не то, самолётов слишком много. Из-за скученности при посадки и спешки многие самолёты повреждены, а сам Крюгер оказывается в Леглиз (15 км от Ниве), во главе 180, а не 80 человек. Гарски вместо отряда в 110 человек, оказывается во главе группы из 10, радиосвязи нет, т.к. РС была на борту одного из отсутствующих самолётов. Однако и тот и другой с честью выходят из сложившейся ситуации -- группа Гарски перехватывает дорогу, перезает телефонные линии, останавливает машины и берёт пленных, Крюгер, стремясь попасть в Витри или даже в Ниве, реквизирует столько автомобилей, сколько может.

Вернувшийся назад Фёрстер понимает свою ошибку и за второй вылет таки перевозит людей в Ниве и Витри (100 и 100 человек). Т.о., группа Гарски значительно усилена около 7.00, и наконец то десантники появляются в Ниве. Два упоминавшися лейтенанта (в данной книге -- Обермайер/Obermaier(?) и фон Бланкенбург), справившись по-французски для подстраховки в школе "в Ниве ли они находятся ?", начинают выполнение задания. Для компенсации отсутствия частей, оказавшихся в Леглезе, организован ещё один вылет в Ниве.

Бельгийцы атакуют Леглиз около 8.00, немцы защищаются и отходят около 9.00, оставив группу прикрытия. После отхода прикрытия бельгийцы таки занимают Леглиз около 10.30. Гарски легко захватывает Витри, после подхода оступивших из Леглиза солдат Крюгера немцев уже около 300. Бельгийцы пытаются атаковать небольшими силами, с парой Т-13, но тщетно. Они отходят. (Далее автор рассказывает ту же байку, что, мол, немцы сами виноваты в боях бельгийцев против 1.Pz.Div., т.к. перерезав телефонные линии, их десантники "предотвратили" передачу арденнским стрелкам приказа на отход.)

В Ниве немцы сталкиваются с французами из 5 D.L.C. Французский "Панард" преследует уезжающую машину немцев и попадает под выстрелы из "Панцербюше". К полудню появляются бельгийские патрули с двумя Т-13, которым удаётся уничтожить два "Юнкерса 52" : один -- при разгрузке, другой -- в воздухе. К концу дня опять появляются французы с тремя "Гочкисами" и тремя БА. Немцы отступают, однако "наступает ночь и французские танки, не имея пехотного прикрытия, предпочитают отойти" ! :-)) Ночью подходит 2.Pz.Div. и на следующие утро... Короче, французы "отходят, получив приказ отступить за Мюз" :-)).

Операция привела к ощутимым потерям для немцев : около 30 человек было убито (половина из них -- пилоты), 16 "Шторьхов" и 2 "Ю-52" были полностью уничтожены. Гарски получил рыцарский крест, но немецкая пропаганда уделила мало внимания операции NIWI...

Б. Один из поврежденных "Шторьхов".



В. Возвращение двух самолётов после первого вылета.



Г. Схема маршрутов вылетов и мест десантирования.



Вот такая интересная, ИМХО, операция, несмотря на некоторые разночтения и несвязности в двух источниках.

Всего хорошего, Андрей.