> АГЕНТУРНЫЙ МЕТОД В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В ЗАРУБЕЖНЫХ
> СТРАНАХ
> "Цель и средство любого эффективного ответа на угрозу организован-
>ной преступности - информация". Это мнение американских криминологов
>Д.Герберта и Х.Тритта (D.Herbert, H.Tritt) предельно четко отражает
>сущность подхода полицейских и специальных служб наиболее развитых
>стран к борьбе с данным явлением. В практической деятельности во гла-
>ву угла ставится сбор, накопление, оценка и обработка разведыватель-
>ной информации о преступных структурах. "Качественная информация -
>ключ к надежной политике и стратегии контроля организованной преступ-
>ности" утверждают Дж.Динтино и Ф.Мартенс (J.Dintino, F.Martens).
> В основе такого подхода - четкое понимание того, что основной
>объект воздействия правоприменительных сил в этой сфере - криминаль-
>ные организации, как единое целое. "Сегодняшняя наша основная цель -
>не борьба с отдельными мелкими жуликами, а уничтожение крупных
>преступных организаций, подчеркивает директор американского Федераль-
>ного бюро расследований Уильям Сешенс (William S. Sessions). "Методом
>"обработки конкретного случая",- полагают в Швейцарии,- можно изобли-
>чить только отдельных лиц, которые без труда будут заменены в
>преступной группе... Органы уголовного преследования, если они хотят
>всерьез бороться с организованной преступностью, должны ставить перед
>собой следующую главную цель: разгром организации путем изобличения
>максимального числа ее членов и в первую очередь главарей. А для это-
>го необходима широко задуманная и настойчиво проводимая ... работа по
>изучению всего "организма" преступного формирования. ... Традиционный
>метод расследования здесь только помешал бы".
> Совместная операция Агентства по борьбе с распространением нарко-
>тиков (Drug Enforcement Agency - DEA) и ФБР "Pizza Connection"
>("Связь через пиццерию") привела в конечном итоге к широкомасштабным
>арестам ведущих представителей международного наркобизнеса. Зарубеж-
>ные специалисты, комментируя этот факт, подчеркивают, что успех дела
>обеспечили долговременные, тщательно подготовленные мероприятия по
>сбору подробных разведывательных данных.
> В отличие от расследования обычного преступления (преступления -
>инцидента), когда полиция исходит из ставшего известным факта
>нарушения закона, расследование действий криминальных организаций
>требует длительного наблюдения, позволяющего выявить цели, методы и
>районы их преступной деятельности, структуру и кадровый состав, планы
>и замыслы. Конспиративность преступных сообществ, предпринимаемые ими
>меры к сокрытию следов противоправных действий, нейтрализации возмож-
>ных свидетелей и иных неугодных лиц, проникновение в структуры
>власти, использование современных технических средств, создают усло-
>вия, в которых поступление в правоохранительный орган полноценной
>оперативно значимой информации в состоянии обеспечить только специ-
>альные средства и методы негласного расследования: электронный конт-
>роль, наружное наблюдение, перлюстрация почтовой корреспонденции и,
>наконец, агентура.
> - 2 -
> Остановимся подробней на последнем и проследим как понимают и
>оценивают роль агентурного метода западные правоохранительные систе-
>мы. Прежде всего отметим тот факт, что законодательная и судебная
>власти развитых государств всегда активно поддерживали усилия по ук-
>реплению агентурной деятельности, занимающей значительное место в по-
>лицейских операциях и акциях специальных служб.
> Верховный Суд США неизменно подчеркивает право полиции на получе-
>ние информации посредством осведомителей. "Использование секретных
>осведомителей или тайных агентов,- говорится в одном из решений этого
>уважаемого органа,- является законной и правильной практикой исполне-
>ния закона и оправдано интересами публики". (Laird v. Tatum. 408 U.S.
>1 (1972). Знаменитая четвертая поправка к американской конституции не
>защищает правонарушителя от того, что лицо, которого он добровольно
>посвящает в свои противоправные действия, не разоблачит их.
> Активно используя агентуру в своих расследованиях, органы право-
>порядка полагаются также и на традиционные настроения западной об-
>щественности. Абсолютное большинство населения, никак не отождествляя
>себя с преступным миром или деятельностью иностранных разведок, от-
>носится в целом одобрительно или нейтрально к использованию специаль-
>ных методов расследования уполномоченными на то органами (полемика
>касается в основном определения рамок их применения а также форм
>контроля, исключающих возможные злоупотребления). Сказывается также
>традиционная законопослушность граждан, довольно высокий уровень об-
>щественного правосознания. Имеются и вполне реальные исторические
>корни. Так в Британии, еще до создания постоянной полицейской систе-
>мы, с начала 18 века действовала система "Do it yourself". Каждый
>гражданин мог самостоятельно передать правосудию преступника, расчи-
>тывая на часть возвращенного похищенного или иную награду. Врожденное
>уважение к закону большинства граждан позволяет и сегодня широко
>использовать такие полицейские программы, как, например, канадские
>"Соседский догляд" или "Схвати за руку". Схема действия последней та-
>кова. Любой житель Оттавы, заметив чьи-либо подозрительные действия,
>может позвонить в полицию и рассказать о своих наблюдениях. Если по-
>дозрения окажутся верными и приведут к аресту преступника, источник
>информации получит материальное вознаграждение. При этом гарантиру-
>ется полное инкогнито, что снимает опасения относительно возможной
>мести преступника: причитающуюся сумму можно востребовать в банке,
>назвав индивидуальный номер, который выдается звонящему в полицию. В
>Японии дисциплина, конформизм и глубоко укоренившиеся в обществе кор-
>поративные традиции позволяет полиции и спецслужбам этой страны твер-
>до рассчитывать на конфиденциальное информационное содействие практи-
>чески любого гражданина. Отметим к слову, что для Руси более харак-
>терна традиция сокрытия от властей воров и лихих людей, сочувствия и
>помощи арестантам.
> Полицейские руководители в развитых странах исходят их того, что
>в ряду специальных методов использование тайных агентов и осведомите-
>лей является наиболее эффективной "техникой", в частности, в борьбе с
>организованной и "беловоротничковой" преступностью, коррупцией, с
> - 3 -
>террористическими организациями. В этих сферах от агентуры поступает
>основная масса наиболее ценной и непосредственно относящейся к делу
>информации. Недаром в среде американских полицейских популярна пого-
>ворка: "Полицейский хорош настолько, насколько хорош его осведоми-
>тель".
> "Осведомитель - решающее средство расследования,- утверждает аме-
>риканский криминолог Дж.Уилсон (James Q.Wilson), долгое время иссле-
>довавший деятельность двух весьма эффективных спецслужб США - ФБР и
>ДЕА,- в феврале 1976 года я опросил 10 сотрудников ФБР, расследовав-
>ших в общей сложности 86 криминальных дел, в половине из них исполь-
>зовались осведомители, часть из них - в чисто информационных целях,
>другие - в активных мероприятиях. Например, информатор помогал
>преступникам организовать нападение на трейлер, в то время, как сот-
>рудники ФБР держали ситуацию под контролем, готовые в любой момент
>осуществить операцию по захвату".
> Как ни парадоксально, но несмотря на бурное развитие техники
>электронного контроля значение агентуры, как эффективного средства
>негласного расследования возрастает. Причина в том, что усложнение в
>современном мире структуры социальных связей неизбежно ведет к усиле-
>нию роли человеческого фактора. Это закономерно и для такой специфи-
>ческой сферы, как оперативно-розыскная деятельность. Весьма характер-
>но, что мартовские 1992 года слушания комитета по разведке палаты
>представителей Конгресса США выявили тенденцию, свидетельствующую о
>том, что основной упор в деятельности разведывательного сообщества
>этой страны будет делаться на работу с агентами, а не технические
>средства. С приходом Роберта Гейтса (R.Gates) на пост директора ЦРУ и
>номинального руководителя всей разведывательной системы Америки, ак-
>тивно развернулась работа по расширению агентурной сети. Бывший ди-
>ректор ЦРУ, а ныне эксперт по вопросам разведки Ричард Хелмс
>(R.Helms) в недавнем интервью выходящему в Париже журналу "Жен Африк"
>высказался за более активное использование методов агентурного сбора
>информации.
> Здесь самое время пояснить некоторые особенности специальной тер-
>минологии. В практике американского Федерального бюро расследований,
>некоторых иных правоприменительных ведомств этой страны, а также дру-
>гих государств используются следующие понятия:
> 1) конфиденциальный источник (confidential source) - лицо, пере-
>дающее на конфиденциальной основе информацию, к которой оно имеет за-
>конный доступ в силу своего объективного положения. Конфиденциальный
>источник как правило не связан с преступным миром, предоставляет ин-
>формацию, не нуждаясь в специальных стимулах. Конфиденциальным источ-
>ником может быть, например, банковский служащий, сотрудник колледжа,
>торговый работник, бизнесмен и так далее;
> 2) осведомитель, информатор (Informant, Informer, технический
>термин "Cooperating Individual" - CI) - любое другое лицо, передающее
>ФБР информацию на конфиденциальной основе. Обычно это лицо, тесно
>связанное с объектами негласного расследования и имеющее в этой связи
>надежный доступ к оперативно-ценной информации. Чаще всего осведоми-
> - 4 -
>тель - это непосредственный представитель преступного мира. Франк-
>фуртский прокурор Г.Кернер, знаток уголовного мира отмечает: "У зако-
>нопослушного, любящего порядок, щепетильного, осторожного и прямодуш-
>ного человека нет шансов стать осведомителем ... Это означает, что
>обычно у осведомителя за спиной успешная уголовная карьера или изряд-
>ный опыт контактов с уголовниками".
> В ДЕА употребляют следующие термины:
> 1) информатор I класса - представитель криминальной среды или ли-
>цо, тесно связанное с этой средой. Обычно он сотрудничает сознатель-
>но, но иногда используется и "втемную". Например уличный торговец
>наркотиками может не знать, что совершает сделки с сотрудником ДЕА, и
>таким образом непреднамеренно выводит его на оптового поставщика зап-
>рещенного товара;
> 2) информатор II класса - обычный гражданин. Например - сотрудник
>отеля, информирующий о прибытии в город объекта оперативного внимания
>или легальный торговец химическими препаратами, которые могут быть
>использованы в производстве амфетаминов или барбитуратов.
> В процессе расследования полиция и спецслужбы широко и в разнооб-
>разных формах пользуются помощью осведомителей: от простых разовых
>заданий до участия в сложных и долговременных операциях. Наряду с
>этим, к особо ответственным операциям привлекается особая категория
>негласных сотрудников - "секретные агенты", особенно в тех случаях,
>когда речь идет о получении не просто оперативной информации, а обви-
>нительных доказательств для судебного процесса.
> В соответствии с "Указаниями генерального Прокурора США по тайным
>операциям ФБР" 1987 года (Attorney Generals Guidelines on FBI
>Undercover Operations) "секретный агент" - это штатный сотрудник ...
>работающий под руководством и контролем ФБР в определенном расследо-
>вании, чьи отношения с Бюро скрываются от третьих лиц в ходе операции
>путем использования прикрытия или вымышленных установочных данных.
>"Тайная операция" - операция негласного расследования, в которой
>используется "секретный агент". В серьезных операциях обычно сочета-
>ется участие "секретных агентов" и осведомителей. Нередко осведоми-
>тель вводит в организацию агента, выступающего в соответствующей
>обстоятельствам роли. "Тайная операция" обычно заканчивается судебным
>процессом с агентом, выступающим в качестве главного свидетеля обви-
>нения. В 1984 году министр юстиции США У.Смит (W.Smith) охарактеризо-
>вал "тайные операции" как один из наиболее эффективных и успешных
>инструментов расследования. "Во многих случаях,- подчеркнул он,- этот
>инструмент является единственным методом борьбы со злом". Метод приз-
>нан Конгрессом США исключительно эффективным оружием в борьбе с кор-
>рупцией и организованной преступностью. Федеральное бюро расследова-
>ний прибегает к помощи "секретных агентов" в криминальных расследова-
>ниях с 1972 года. В 1973 - 74 г.г. они использовались примерно в 30
>делах. К 1984 году количество таких расследований достигло 391, а
>расходы составили 12 518 000 долларов. В настоящее время этот метод
>применяют практически все ведомства системы охраны правопорядка США.
> Один из наиболее известных фактов такого рода, данные о котором
> - 5 -
>были раскрыты в 1982 году - проникновение агента ФБР Джо Пистоуна
>(Joe Pistone) в высшие слои "La Cosa Nostra", где он провел шесть
>лет. В результате стало возможным судебное преследование ряда лидеров
>американской мафии. Успешное внедрение агента было частично приоста-
>новлено по причине опасений за его жизнь. Дело не в том, что он был
>разоблачен преступниками, а в самом его успехе. Пистоун сыграл свою
>роль так хорошо, что возникла опасность для него в борьбе с соперни-
>чающей преступной группировкой. В 1987 году широкую огласку в прессе
>получили результаты операции "Double Steel", проводившейся ФБР в шта-
>те Нью-Йорк с целью выявления и разоблачения коррумпированных чинов-
>ников. С миниатюрным звукозаписывающим устройством, спрятанным в
>одежде, секретный агент, выступавший под именем коммерсанта Винни Си-
>лона (Vinnie Silon), в течение двух лет 106 (сто шесть) раз предлагал
>взятки должностным лицам штата, встретив всего один отказ, и то, по-
>тому, что объект счел предложенную сумму недостаточной.
> Аналогичные методы применяет также французская полиция, в част-
>ности "бригады сыска и захвата" - БРИ, сотрудники которых осуществля-
>ют наблюдение за преступной средой изнутри. В Швейцарии в последние
>годы в криминальную среду наряду с обычной агентурой внедряют штатных
>сотрудников полиции, именуемых "taupe" - "крот". Венгерская полиция
>располагает подразделениями глубоко законспирированных сотрудников,
>специально подготовленных для работы в преступном мире. Оперативная
>деятельность отдела "ОП" Гамбургского криминального ведомства основы-
>вается на использовании т.н. "прикрытых сотрудников" ("verdeckte
>vermittler") в криминогенной среде. Также действует специальные и по-
>лицейские службы других стран.
> Обращает на себя внимание тенденция к расширению круга субъектов
>и объектов применения современных технологий негласного расследова-
>ния. Только в США, помимо полицейских органов различного уровня, мож-
>но насчитать больше десятка федеральных ведомств, использующих методы
>тайного розыска, и, прежде всего, агентуру. В их числе ФБР, ЦРУ, РУ-
>МО, военная контрразведка, Агентство по борьбе с распространением
>наркотиков, Бюро по контролю за алкоголем, табачными изделиями и ору-
>жием, Служба иммиграции и натурализации, Служба внутренних доходов,
>Служба Маршаллов, Береговая охрана, Таможенная служба, Секретная
>служба Министерства финансов. По свидетельству профессора Garry
>Т.Маrx, к специальным методам расследования все чаще прибегают также
>федеральные ведомства, на первый взгляд весьма далекие от правоприме-
>нительной деятельности. В своем исследовании "Undercover" профессор в
>этой связи упоминает департаменты сельского хозяйства, внутреннего
>жилищного и городского развития, администрацию правительственных
>служб, комиссию по ядерному регулированию, комиссию по товарам и тор-
>говле, некоторые комитеты Конгресса, а также ведомство, занимающееся
>вопросами потребления, здоровья и защиты окружающей среды, агенство
>по транспортным средствам и др.
> Сферы применения этих методов также весьма разноообразны. Так,
>например Лесная служба США в 1985 году сообщила о своем плане борьбы
>с незаконными посевами марихуаны, который включает использование 500
> - 6 -
>специальных агентов. В июне 1990 года служащий американской электрон-
>ной компании "Плюм текнолоджи" Р.Хоффман был арестован в международ-
>ном аэропорту Лос-Анджелеса при попытке получить чек на сумму 150
>тыс.долларов от агентов таможенной службы Соединенных Штатов, выда-
>вавших себя за посредников компаний ЮАР. Хоффману предъявлено обвине-
>ние в незаконной продаже за рубеж секретной технологии.
> В печать попали сведения о методах борьбы с таким видом мораль-
>но-нравственной преступности, как вовлечение детей в порнобизнес
>с применением шантажа и насилия. Поскольку преступления такого рода
>обычно совершаются в приватной обстановке, полиция широко использует
>для их раскрытия наружное наблюдение, специальную электронную техни-
>ку, видео- и звукозапись, практикует внедрение агентуры в соот-
>ветствующую среду.
> Летом этого года ФБР США завершило крупномасштабную операцию по
>раскрытию мошенничества в сфере медицинского обслуживания населения,
>в результате которой было арестовано более 100 человек в 52 городах
>страны. При этом ФБР использовало многочисленную агентуру в колониях
>различных национальных меньшинств для получения сигнальной информа-
>ции, контроля за обстановкой, ведения разработок.
> В последние годы в большинстве высокоразвитых стран Запада в за-
>конодательном порядке были наделены полномочиями правоохранительных
>органов налоговые ведомства. В их структуре имеются службы фискально-
>го сыска, использующие в финансовых и налоговых расследованиях формы
>и методы работы, характерные для полиции и контрразведки: скрытое
>наблюдение, задержание, обыски и аресты; перлюстрация корреспонденции
>и прослушивание телефонны разговоров; применение оперативной техники
>и конспиративной звуко- и видеозаписи; привлечение агентуры и платных
>информаторов.
> Так налоговое ведомство США - (Internal Revenue Service) имеет
>право проводить специальные операции и использовать институт секрет-
>ных помощников. Объектами негласных расследований IRS стали крупные
>бизнесмены, банкиры и менеджеры, судьи и прокуроры, военнослужащие,
>выборные должностные лица, профсоюзные лидеры и руководители различ-
>ных общественных организаций, а также государственные служащие всех
>уровней и представители различных структур местной исполнительной
>власти.
> Финансово-налоговой инспекции ФРГ (Steuerfahndung) также пре-
>доставлено право перлюстрации почтовой корреспонденции, прослушивания
>телефонных разговоров, использования специальных оперативно-техни-
>ческих средств и негласных информаторов.
> Чем руководствуются спецорганы, определяя необходимое количество
>осведомителей? Из открытых исследований некоторых американских крими-
>нологов известно, что, например, в ДЕА не предусмотрено количествен-
>ных квот по агентуре. Расследование дел в сфере борьбы с наркобиз-
>несом невозможно без активного использования агентов, поэтому в
>штаб-квартире этого ведомства вполне резонно судят о качестве аген-
>турной работы любого территориального отделения по количеству успешно
>расследованных дел. В ФБР в отличие от ДЕА контроль за использованием
> - 7 -
>агентуры более централизован. В течение многих лет это ведомство
>стремилось поддерживать высокий количественный уровень осведомителей
>путем введения определенных квот их наличия в оперативных подразделе-
>ниях. Руководители отделений ФБР, допустившие общее снижение коли-
>чества агентуры, могли подвергнуться суровой критике со стороны
>инспекторов центрального аппарата. Зачастую такой подход порождал на-
>рушения в статотчетности, или говоря более понятным нам языком - при-
>писки.
> Отметим также, что в инструкциях для ФБР указывается о необходи-
>мости сведения к минимуму использование осведомителей или конфиденци-
>альных источников в расследовании дел, связанных с обеспечением внут-
>ренней безопасности страны.
> Но это сведения общего характера. Конкретные количественные ха-
>рактеристики агентурно-осведомительской деятельности полиции и спецс-
>лужб всегда считались строго конфиденциальными сведениями и ни одно
>уважающее себя государство не позволяет без особой на то надобности
>предавать гласности соответствующую информацию. Поэтому реально оце-
>нить масштабы такой деятельности весьма сложно, если вообще возможно.
>Остается лишь довольствоваться отдельными фактами и сообщениями.
> Так например, только в Чикаго, по признанию ФБР, за период с 1966
>по 1976 г. было нанято 5145 платных политических осведомителей. Они
>обошлись в 2.5 млн.долл. Но эти данные не включают целую армию осве-
>домителей, работавших "по сыску красных" в чикагском полицейском уп-
>равлении. Не включены сюда и осведомители иных полицейско-разведыва-
>тельных органов - федеральных и штатов, работавших совместно с ФБР, а
>также осведомители, используемые в этом городе в других сферах право-
>охранительной деятельности.
> За два с половиной года Комитет граждан по вопросам полицейских
>репрессий (Лос-Анджелес) обнаружил проникновение в организацию не ме-
>нее шести тайных агентов полиции. Так, полицейский агент Д.Одом про-
>работала в Комитете более двух лет и за это время постепенно добра-
>лась до руководящего поста - стала секретарем организации. Агентом
>оказался и С.Соломон - один из руководителей Национального союза про-
>тив рассовых и политических репрессий.
> Только в одной операции по борьбе с коррупцией и организованной
>преступностью "АБСКАМ", которая охватывала территорию трех амери-
>канских штатов, участвовало до 100 агентов и осведомителей. Она про-
>должалась около двух лет и стоила примерно 800 тыс.долл.
> Полицейские ведомства западных стран не скрывают, что активно
>вербуют осведомителей из числа прислуги, врачей и медсестер, служащих
>различного рода увеселительных заведений, водителей такси, служащих
>гаражей и иных лиц, которые, по ее мнению, вероятнее всего, могут
>иметь контакты с представителями преступного мира. Однако наибольшую
>ценность представляют, осведомители, связанные с преступным миром не-
>посредственно.
> Территориальное отделение ДЕА, работу которого изучал James
>Q.Wilson, в течение года арестовало 234 человека по делам о наркобиз-
>несе и 11 из них завербовало в качестве осведомителей. Всего же за
> - 8 -
>этот год отделением было завербовано 72 осведомителя, из них - 43
>добровольцы (желающие заработать, родственники наркоманов, стремящие-
>ся отомстить наркодельцам, продавцы наркотиков, надеящиеся устранить
>таким образом своих конкурентов на ниве наркобизнеса и патриотичес-
>ки-настроенные граждане).
> Хотелось бы остановиться еще на одном из важнейших аспектов
>использования агентурного метода - гарантиях конфиденциальности.
> В "Циркуляре по использованию осведомителей и других информато-
>ров" (ФРГ) говорится: "При выполнении своих задач в сфере обеспечения
>безопасности и уголовного преследования полиция опирается и на такую
>информацию и показания населения, которые могут быть добыты только
>при соблюдении гарантий конфиденциальности". И далее: "... предостав-
>ление гарантий конфиденциальности и использование осведомителей соот-
>ветствует требованиям практики. Это является принципиально признанным
>в судебной практике и юридической литературе государственно-правовым
>средством безопасности и уголовного преследования".
> В учебнике для полицейских "Техника допроса" профессора Франк-
>фуртского университета Фридриха Геердса подчеркивается: "При каком бы
>то ни было участии в деле агента-осведомителя самое лучшее - не упо-
>минать в материалах даже самого этого факта". Генеральный прокурор
>ФРГ доктор Гайсер заявил: "В интересах государства всячески охранять
>от демаскировки с таким трудом созданную, опутывающую преступные
>группировки информационную паутину". Эти цитаты достаточно ясно отра-
>жают главную официальную линию властей в данном вопросе, и не только
>в Германии.
> Чтобы помочь полиции в защите такого рода источника разведыва-
>тельных данных, как осведомители, Верховный суд США сформулировал ос-
>новные положения, которые сводятся к следующему. Привилегия осведоми-
>теля - это привилегия правительства не разглашать сведения о лицах,
>которые предоставляют полиции информацию о нарушениях закона. Цель
>привилегии - обеспечение и защита интересов общества в области испол-
>нения закона. Суд при этом исходил из обязанности граждан сообщать о
>совершенных, совершающихся, а также готовящихся преступлениях и из
>обязанности соответствующих государственных органов, сохраняя аноним-
>ность граждан, поощрять их к выполнению этой обязанности.
> В 1982 году Конгресс США принял поправку к закону о национальной
>безопасности 1947 года, которая предусматривает строгую уголовную от-
>ветственность за разглашение фамилий негласных сотрудников и осведо-
>мителей ФБР, внедренных в преступные организации.
> В практической деятельности ФБР твердо придерживается правила
>никогда не "сжигать" агента, за исключением особых случаев, когда не-
>возможно привлечь к ответственности преступников, если агент не выс-
>тупит в суде на стороне обвинения. Причем делается это исключительно
>с согласия агента и с санкции высших чинов ФБР. Руководитель одного
>из подразделений ФБР, занимающегося борьбой с организова