От Сергей С Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 24.10.2000 14:21:12 Найти в дереве
Рубрики Современность; Армия; Фортификация; Локальные конфликты; Версия для печати

Привет от «Верочки» из Бамута

Ракетная база в Бамуте не может быть укрепрайоном боевиков – в 1996 году она была взорвана

Николай ПОРОСКОВ

Слухи и легенды об «укрепрайоне возле селения Бамут» циркулировали еще в прошлую чеченскую кампанию. Пишут и рассказывают о «гнезде непримиримых» боевиков и сегодня. Много в этих рассказах недомолвок, домыслов и просто общих мест. Что же представлял прежде и как выглядит сегодня некогда грозный объект Ракетных войск стратегического назначения? Корреспондент «Века» разыскал двух важных свидетелей. Генерал-майор в отставке Владимир Гладун в начале 60-х принимал непосредственное участие в создании объекта, а позже командовал дивизией РВСН, куда входило и это подразделение. Сапер-полковник Александр Марищенко весной 1996 года этот объект взорвал.

Строительство ракетного дивизиона в 6 км от Бамута и в 39 км от Грозного началось весной 1960 года. Четыре шахты для ракет Р-12У глубиной около 30 метров каждая соединялись между собой патернами – так ракетчики называют подземные ходы высотой от полутора до двух метров. Такие же ходы вели к командному пункту, аппаратной, дизельной, складским помещениям для компонентов ракетного топлива, горючего, заглубленным метров на 8—10. По стенам патерн шли трубопроводы и электрокабели. Шахты были оборудованы лифтами, продублированными лестницами из металлических скоб по стене шахты.

Кроме дивизиона шахтного базирования во Владикавказский (в то время Орджоникидзевский) полк входили два наземных дивизиона. Они базировались в горах в районе села Сурхахи неподалеку от замка имама Шамиля. Там же в арочном укрытии хранился второй комплект ракет. Заглубленных сооружений не было. Свирепая секретность тех лет заставляла говорить эзоповым языком. Если командир полка уезжал в дивизион шахтного базирования, говорили: «поехал к Верочке» – от вертикального расположения ракет. Если «у Ниночки» — значит, в наземном дивизионе.

Ракета Р-12 «Пионер» (натовское наименование SS-4. Sandal), созданная Михаилом Янгелем, – целая эпоха в истории РВСН. Именно она стала первой принятой на вооружение в только что созданном виде Вооруженных сил, первой отечественной массовой ракетой. Это была одноступенчатая баллистическая ракета средней дальности с жидкостным двигателем. Максимальная дальность – 2000 км, мощность боевого заряда 1 или 2 мегатонны. Р-12У вошла в первый отечественный шахтный ракетный комплекс средней дальности, ставший на боевое дежурство в 1964 году. Кстати, на Кубу во время Карибского кризиса завозили именно Р-12. Оттуда они вполне доставали Вашингтон и едва не дотягивались до Нью-Йорка.

Владикавказский полк прикрывал юг страны, его ракеты были нацелены на Турцию и Иран. Однако в 1989—1990 годах часть сняли с боевого дежурства, поскольку Р-12У устарела физически и морально. В те годы РВСН активно переходили на подвижные грунтовые комплексы нового поколения, время приведения в боевую готовность которых перекрывало подлетное время ракет вероятного противника, чего не могли обеспечить Р-12. Новым комплексам нужен был простор для маневра, и потому дислоцировали их вдали от гор. В те годы сняли с боевого дежурства для перевооружения целых две ракетных армии. И, конечно же, нелепо выглядит версия, будто дивизион расформирован из-за того, что предатель Пеньковский выдал его координаты.

— Уходя, заваривали крышки шахт и все двери в подземные сооружения, — рассказывает генерал Гладун. – Мне трудно представить этот дивизион как укрепрайон. Командный пункт – комнатка четыре на четыре метра, немногим больше были хранилища, а самое большое помещение – дизельная имела размеры 8 на 10 метров. Сотню боевиков можно туда запихнуть, не большеѕ Да и положение тактически невыгодное – с трех сторон горы.

Генерал-майор в отставке Анатолий Светиков, и сейчас работающий в оперативном управлении на Власихе, привязанность боевиков к дивизиону объясняет так: объект находится на единственной дороге, соединяющей Ассиновскую с Бамутом. Кроме того, окруженный с трех сторон горами объект весьма сложен как цель для бомбардировок.

Начальник группы заграждения и разминирования 58-й общевойсковой армии полковник Александр Марищенко весной 1996 года вошел в состав комплексной группы из разведчиков 205-й и 166-й бригад. Командующий группировкой федеральных сил поставил задачу взорвать шахты бывшего ракетного дивизиона, которые использовались боевиками как склад боеприпасов и имущества.

Проникнуть в подземелье оказалось непросто: все двери были наглухо заварены, причем давно — металл покрыт ржавчиной, на подходах к заглубленным укрытиям то и дело встречались гранаты на растяжках. Марищенко опустили на канате через одно из вентиляционных отверстий. Он попал в дизельную, где сохранились в неплохом состоянии два огромных двигателя, какие раньше ставили на подлодках (генерал Гладун подтвердил: «движки» действительно с субмарин, они предназначались на тот случай, если по каким-то причинам тяжеленная крышка, закупорившая шахту, не сдвинется при пуске). Сапер прошел в соседнее помещение, по всей вероятности, бывший склад, но идти дальше не решился, опасаясь мин.

Толщина бетонных стен — несколько метров, перекрытия многослойные — асфальт, кирпич, бетон, металлическая сетка. Полковник так уверенно перечислил компоненты, потому что обнаружил в одном из перекрытий отверстие диаметром 30—40 см, оставленное тяжелой авиационной бомбой. Даже не отверстие, а воронку, скол. В помещениях Марищенко видел следы пребывания боевиков, более того, из вентиляционного отверстия одной шахты тянуло дымком — внизу кто-то был...

В общей сложности для взрыва было заложено 2,5 тонны специальных взрывчатых веществ, в пересчете на тротил эквивалент составил бы 3,5 тонны. Заряды заложили во все найденные входы, вентиляционные отверстия, шахты, колодцы, даже в лючки 20 на 20 сантиметров. Всего насчитали 24 точки инициирования, как говорят саперы. 24 взрыва прогремели одновременно. Поднялся «гриб», похожий на атомный. Взломало и вспучило землю вокруг, обрушились перекрытия, полностью завалило входы, бронированные перегородки толщиной 15 сантиметров вышибало напрочь. Кто грелся внизу у костерка, остался там навсегда...

— После такого заряда ничего остаться не могло, — уверен сегодня полковник Марищенко.

Саперы долго гадали: как могли боевики проникнуть в подземный «городок»? Ответ получили, когда недели через две после взрыва привезли наконец схему сооружений. На ней обнаружили аварийные выходы метрах в трехстах от объекта.

Так три с половиной года назад завершилась история некогда секретного объекта — 3-го дивизиона 178-го ракетного полка, сегодня вновь обросшего легендами.

http://www.wek.ru/cgi-bin/show.pl?year=1999&id=460404.txt