От Exeter Ответить на сообщение
К А.Никольский Ответить по почте
Дата 15.10.2000 16:33:41 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Re: Инцидент с эсминцем Cole и бронирование кораблей

Уважаемый А.Никольский!

Во-первых, как раз на ЭМ типа "Арли Бёрк" бронирование и есть :-)) Правда локальное, для защиты мостика, БИЦ и погребов УВПУ Мк41. Вес этой защиты 90 т, в качестве противоосколочной зашиты используется кевлар, но в основном - обычная тонкая стальная броня.
В России на ТАРКР пр.1144 (типа "Киров") и ТАКР пр.11434 ("Горшков") используется более мощное локальное бронирование, в т.ч. и разнесенное. Современные же авианосцы - и американские всех послевоенных типов, и наши от пр.11435 ("Кузя" и последующие) имеют довольно серьезную бронезащиту ангаров, палуб и даже бортовой броневой пояс. На "Кузнецове" используется мощная бронезащита сложноразнесенной конструкции, рассчитанная на противодействие попаданию ПКР "Гарпун" в борт или полетную палубу. В этом одна из причин сравнительно малой самолетовместимости этого корабля относительно его водоизмещения - в этом отношении он подобен английским АВ типа "Илластриес" Второй Мировой войны. Замечу, что стремление к максимальной защите даже в ущерб самолетовместимости - отличительная черта почти всех советских послевоенных проектов АВ, начиная от пр.72 1944 г.
На американских АВ и на "Кузнецове" имеется и конструктивная подводная защита (КПЗ).

Во-вторых, если говорить о расширении применения бронезащиты на современных кораблях класса эсминец/фрегат - то тут все упирается в особенности их конструкции и ограниченность их размеров. На классических артиллерийских кораблях броней защишалась "цитадель", где находились МО, КО и погреба, а системы управления огнем сводились к рубке и дальномерам/КДП. На современных кораблях значительная часть вооружения размещена в ПУ на палубе, а системы УО - крайне уязвимые антенные посты РЛС, а главным оружие морского боя являются ПКР, несущие огромный (по сравнению даже с самыми крупнокалиберными артснарядами линкоров) заряд ВВ. Защитить все это от воздействия ПКР практически невозможно. Поэтому максимум, на что можно рассчитывать - локализовать и ограничить повреждения наиболее ценных/опасных корабельных систем. Что и сделано на том же "Арли Бёрке". Установка же более значительных масс брони потребует резкого увеличения размеров и стоимости кораблей - при том, что полноценная защита от ПКР все равно не будет достигнута. Какой смысл устанавливать, к примеру, бронепояс, если одно попадание ПКР в массивную надстройку - и корабль уже слеп, глух и практически безоружен?
А строительство гипотетических суперзащищенных "линкоров 21-го века" является абсолютно бессмысленным с точки зрения критерия "стоимость/эффективность". Собственно, именно это бстоятельство и вызвало в свое время закат линкоров классических.

С уважением, Exeter