От Рядовой-К Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 15.10.2000 01:49:25 Найти в дереве
Рубрики Современность; Танки; Флот; Армия; ВВС; ... Версия для печати

А с контрактами всё не так как сообщалось... -(

КОНТРАКТЫ НЕ ПОДПИСАНЫ, НО РАБОТА ПРОДОЛЖАЕТСЯ
Индия и впредь останется крупнейшим партнером России на мировом рынке вооружений
Илья Кедров

Со 2 по 5 октября президент Российской Федерации посетил с официальным визитом Индию. Изначально о военно-техническом сотрудничестве между двумя странами говорилось как об одной из основных тем предстоящих переговоров. Это подтверждал и состав российской делегации, в которую входили министр обороны РФ Игорь Сергеев и Илья Клебанов - вице-премьер правительства России, курирующий оборонно-промышленный комплекс. В Дели Владимир Путин и премьер-министр Атал Бихари Ваджпаи подписали Декларацию о стратегическом партнерстве между Россией и Индией, а Илья Клебанов и министр обороны Индии Джордж Фернандес - Соглашение о создании российско-индийской межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству.

Ожидается, что этот документ будет способствовать дальнейшей активизации контактов между представителями оборонного комплекса двух стран, поскольку Индия - традиционный покупатель российского оружия и один из наиболее выгодных партнеров ОПК России. Индийские вооруженные силы почти на 70% оснащены оружием и техникой советского и российского производства, поставки которых начались еще в 1960 г. За 40 лет общая сумма реализованных контрактов составила около 30 млрд. долл. Наиболее крупные сделки последних лет: продажа самолетов МиГ-29 и МиГ-29УБ, Су-30МК, подводных лодок проекта 877 ("Кило"), зенитных комплексов "Тунгуска-М", модернизация МиГ-21.

Дели проявлял интерес к бомбардировщику Ту-22М3 и самолету дальнего радиолокационного обнаружения и наведения А-50. В апреле 2000 г. в соответствии с контрактом, заключенным с Госкомпанией "Росвооружение", Индия взяла в краткосрочную аренду сроком на 30 дней один российский АВАКС. Машина базировалась на авиабазе в Чандигархе в штате Пенджаб на границе с Пакистаном и совершила под управлением российского экипажа 10 демонстрационных полетов, во время которых обнаруживала авиагруппы и наземные войска условного "противника". Некоторые результаты испытаний даже превзошли ожидаемые, однако до закупки самолета дело так и не дошло. По мнению представителей "Росвооружения", одной из причин стало настойчивое желание индийских военных устанавливать на российских платформах комплексы ДРЛО израильского производства, что, по всей видимости, было связано с мощным влиянием лобби Тель-Авива во властных структурах Индии.

Однако Израиль - стратегический союзник Соединенных Штатов. И в случае участия Дели в каком-либо вооруженном конфликте, противоречащем интересам Соединенных Штатов, израильские комплексы ДРЛО могут попросту не включиться. Подобный прецедент в истории уже имел место. Во время операции "Буря в пустыне" в 1991 г. некоторые самолеты западного производства ВВС Ирака не смогли в полном объеме выполнить боевые задачи из-за того, что сработала заранее установленная система электронной "блокировки" производителя авиатехники.

Поездку президента РФ в Индию многие наблюдатели связывали с заключением контрактов на передачу Индии авианесущего крейсера "Адмирал Горшков", о закупке и лицензионном производстве танков Т-90С и истребителей Су-30МКИ, которые принесли бы России около 7 млрд. долл. Однако в ходе визита по всем трем видам техники пока были подписаны лишь межправительственные соглашения, в которых оговорен срок заключения контрактов. В то же время неразрешимых противоречий между сторонами нет, и "Росвооружение" (а именно эта компания ведет переговоры по всем упомянутым программам) уже в ближайшие месяцы подпишет с индийской стороной соответствующие сделки.

Стоимость контракта на производство самолета Су-30МКИ на заводе HAL в Насике оценивается в 4 млрд. долл. Объем выпуска Су-30 в Индии может составить около 100 машин, работы будут вестись 17 лет. Переговоры по этому вопросу между представителями индийской стороны и "Росвооружения" ведутся уже пятый год. И удивляться столь долгому процессу не стоит, поскольку согласование всех технических аспектов в подобного рода случаях - дело очень непростое. Например, подготовка контракта о лицензионном производстве Су-27 в Китае началась еще в конце 80-х годов по постановлению ЦК КПСС, а подписали его только 6 декабря 1996 г. Надо сказать, что еще в преддверии визита Путина в Индию некоторые российские специалисты, участвующие в разработке лицензионного соглашения, выражали недовольство спешкой, с которой официальные лица пытались подогнать его подписание ко времени пребывания президента в Дели.

По схожему сценарию развивались события и вокруг Т-90С. История с этим "великим танковым контрактом" тянется уже около пяти лет. Три машины данного типа прошли всесторонние испытания в Индии, в пустыне Тар, в тяжелых климатических условиях. Их тактико-технические характеристики полностью удовлетворили индийских военных. Однако, похоже, что в цене стороны не сошлись. Хотя для Индии особую остроту вопрос об обновлении парка основных боевых танков приобрел после того, как Пакистан закупил на Украине партию Т-80УД.

Летом и осенью 2000 г. в средствах массовой информации несколько раз сообщалось, что контракт на поставку Индии Т-90С на подходе. Во время выставки вооружений "Уралэкспоармс-2000", проходившей в Нижнем Тагиле 11-15 июля, Илья Клебанов заявил, что все практически вопросы с продажей танков уже согласованы, найдено решение по большинству финансовых проблем и в течение месяца документы будут подписаны. Однако и месяц спустя ничего не произошло. Еще до начала визита Путина в Индию сотрудники Уралвагонзавода выражали определенные сомнения относительно того, что в ближайшем будущем сделка состоится, и предполагали, что дальше межправительственного соглашения дело во время официального визита не пойдет. Так и получилось.

То, что достижение договоренности по Т-90С во многом зависит от стоимости танков, подтверждается изменением предварительной оценки контракта. Первоначально в средствах массовой информации фигурировала цифра 750 млн. долл. Затем, уже после начала визита Путина, ее сменили 450 млн. В целом, по мнению экспертов, стоимость партии Т-90С и развертывания его лицензионного производства в Индии может достигнуть одного миллиарда долларов.

На переговорах в Дели была решена судьба авианесущего крейсера "Адмирал Горшков". Россия продает его за 300-400 тыс. долл., то есть фактически по цене металлолома, но индийской стороне придется оплатить модернизацию корабля, а также закупить палубные истребители и вертолеты. Индии этот проект обойдется примерно в 2 млрд. долл. До 2002 г. "Горшков" будет ремонтироваться на заводе в Северодвинске, после чего его примет индийский экипаж. Однако окончательной ясности относительно типа самолетов, которые должны базироваться на индийском авианосце, нет. В Дели, в частности, не готовы подписать контракт на закупку палубных истребителей МиГ-29К.

Визит российской делегации в Индию принес и другие вполне реальные результаты, почти незамеченные, однако, СМИ. Это относится, например, к заключенному между Россией и Индией соглашению о взаимном обеспечении секретности материалов. В соответствии с ним стороны обязуются принимать необходимые меры по обеспечению сохранности переданных или созданных в результате совместной деятельности секретных документов. Это соглашение позволяет российским и индийским ученым вести совместные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. По оценкам специалистов, большой потенциал здесь находится в области космической разведки: совместной разработки, запуска и эксплуатации спутников военного назначения.

+++ Примечательны две вещи:
1) Откуда в Индии произраильское лобби (хотяб только в военных вопросах)?
2) В первый раз, в полуофициальной прессе читаю про "закладки". Слава Богу, правда.
http://nvo.ng.ru/armament/2000-10-13/6_kontrakt.html