От Константин Федченко Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 12.10.2000 02:16:08 Найти в дереве
Рубрики Современность; Флот; Версия для печати

О подъеме "Курска" - КОНЦЫ В ВОДУ (+)

...пытаются спрятать власти, начавшие операцию по разрезанию «Курска» на дне моря. Так считает контр-адмирал Юрий Сенатский.

(газета "Стрингер", Москва, сентябрь 2000)

СПРАВКА:
«ОТ РЕДАКЦИИ»
Контр - адмирал Юрий Сенатский. Работал заместите-лем начальника и главным ин-женером Поисково-спасатель-ной службы ВМФ В качестве участника и руководителя про-вел более 50 работ по подъему затонувших судов. В их числе -подъем в 1969 году в Баренце-вом море с глубины 200 метров подводной лодки С-80, спасе-ние экипажа и подъем с глуби-ны 48 метров атомной подлод-ки в районе Камчатки в 1983 году. Автор многих оригиналь-ных способов спасательно-су-доподъемных работ. Неодно-кратно получал предложения от западных фирм для работы по контракту. В данный момент в отставке.

"Если бы мне предложили сделать все, чтобы исключить возможность подъема «Курска», я бы поступил так, как сейчас поступает ПКБ «Рубин» с бла-гословения вице-премьера Клебанова.
А поскольку и академика Спасского и вице-премьера Клебанова заподозрить в неразумности или злом умысле труд-но, то остается думать, что они вполне осознанно и довольно грубо прячут кон-цы в воду. В буквальном смысле.
Скорее всего, это весьма жесткий, властный политический заказ, который маскируется под вполне гуманную цель - достать и предать земле всех, герой-ски погибших подводников.
Мой, без малого 40-летний опыт спа-сательных и судоподъемных работ поз-воляет делать подобные утверждения.
Дело в том, что работы по подъему затонувших подлодок обладают весьма определенной спецификой.
Способность лодки плавать как в над-водном, так и в подводном положении, обеспечивается герметичностью замкну-тых объемов его прочного и легкого кор-пусов. Отсеки прочного корпуса (ПК), где размещается экипаж, механизмы, оружие и органы управления должны всегда оста-ваться сухими и водонепроницаемыми. Отсеки же легкого корпуса, то есть цистер-ны главного балласта, наоборот, должны обладать способность заполняться за-бортной водой и достаточно быстро осу-шаться под воздействием воздуха высо-кого давления. Эти манипуляции с цистер-нами и обеспечивают подлодке переход из надводного положения в подводное и обратно. Такое простое изложение прин-ципа подводного плавания необходимо для понимания дальнейшего разговора.
Аварийные события, приводящие к затоплению подлодки, как правило, свя-заны с попаданием значительных масс воды в отсеки прочного корпуса и невоз-можностью продуть все цистерны в си-лу их полного или частичного разруше-ния. Ясно, что если действия спасателей приведут к удалению воды из ПК и про-дувке цистерн, то лодка благополучно сама всплывет на поверхность. Отсюда следует, что первостепенной заботой спасателей и судоподъемщиков должно быть сохранение, а может быть, и вос-становление утраченной герметичности.
В этом свете решение по прорезанию больших отверстий - окон в легком и проч-ном корпусах лодки выглядит убийствен-ным. Сейчас доступ во внутренние поме-щения корабля достаточно мал, и все при-донные гидрологические и гидробиологи-ческие факторы имеют ограниченные воз-можности для «завоевания» внутренних объемов лодки. Как только будут прореза-ны окна, широко распахнутся ворота для всех придонных «прелестей». В отсеки ри-нется прожорливая морская фауна и фло-ра. Придонные течения начнут заполнять илом и песком свободные объемы субма-рины, увеличивая и без того огромную массу корабля, подлежащего подъему.
В таких условиях можно с уверенно-стью утверждать, что найдены будут да-леко не все моряки.
Так во имя чего идет эта лихорадоч-ная бестолковая спешка? То, что сейчас делается, приведет к еще большим страданиям родственников погибших подводников, а сам «Курск» сохранит тайну своей гибели и останется на дне Баренцева моря.
Сейчас надо не спешить, а организо-вать тщательное водолазное и телевизи-онное обследование лодки, выяснить ко-личество уцелевших цистерн и отсеков, возможность постановки на клее «Спрут» больших гибких заплат для предотвра-щения агрессии моря на внутренние объ-емы. И только после получения исчерпы-вающих данных приступать к работам по подъему лодки вместе с экипажем.
Вот какой способ подъема можно учи-тывать как наиболее вероятный и успеш-ный. Над местом катастрофы встает ма-ксимально большой танкер водоизмеще-нием порядка 80 тысяч тонн и осадкой при максимальной загрузке более 12 ме-тров. Его танки под завязку заполняются водой, а на лодку заводятся так называ-емые полотенца. Предварительно проду-ваются, поданным с поверхности сжатым воздухом все уцелевшие на «Курске» ци-стерны главного балласта. Затем танкер выкачивает из себя всю воду и, соответ-ственно, поднимается, преодолевая эф-фект присасывания лодки к грунту. Это позволит завести под ее корпус дополни-тельные понтоны и отбуксировать корабль на мелководье, где к работе по извлече-нию экипажа уже приступят легководолазы. Для них сверхдорогое специальное снаряжение не требуется. А дальше мож-но извлечь и саму лодку.
Однако люди, наделенные вла-стью, к большому сожалению, уже приняли решение, основанное на проекте ПКБ «Рубин», которое по-добными операциями никогда не занималось. Проектировать лодки и поднимать их со дна - далеко не од-но и то же. Нынешний вариант спа-сения стопроцентно обречен на про-вал, и кому-то это очень выгодно."

С уважением