От Pout Ответить на сообщение
К Манлихер Ответить по почте
Дата 19.05.2025 08:49:27 Найти в дереве
Рубрики WWII; Версия для печати

Re: официальная партийно-советская парадигма (10 принципов печати)

счас разбираюсь. Предметно. в применении к реалиям.
Например, "правдивость" - ныне борьба с фейками и пост-правдой
и т.п.
для затравки
https://newizv.ru/news/2007-05-21/predsedatel-soyuza-zhurnalistov-rossii-vsevolod-bogdanov-244143
Богданов: Как-то мы с Ясеном Николаевичем Засурским (декан факультета журналистики МГУ. – «НИ») стали вспоминать «десять принципов партийно-советской печати». Интересная картина. Ушли в небытие «народность», «правдивость», другие постулаты, а единственным живучим, всех пережившим, оказался принцип «партийности».
Только прежние «подручные партии», набрав силы, ради интересов своих новых партий (кланов, корпораций, олигархов и т.п.) теперь похожи на свору псов, хватающих друг друга за глотку. У компартии были хоть какие-то идеалы. Пусть декларативные. У нынешних и этого нет.
По-моему, никогда наша печать не была такой откровенно партийной, я бы сказал – вызывающе партийной, как теперь. Полосы газет стали ареной политического «Аншлага». Он воздействует на умы губительнее «Аншлага» эстрадного, на котором уже потопталась вся пресса.

>Бразинскасы, да, позорище полное для пиндосов.

>Нам тоже много чего предъявляли - в т.ч. поддержку всяких Красных бригад и ООП. Но СССР, по крайней мере, это не афишировал.

>Вообще, у меня лично складывается впечатление, что нам навязали парадигму, что мы варвары, в отличие от "цивилизованного мира". И поэтому мы не можем отвечать им тем же, что они делают в отношении нас. Т.е., отдельные попытки (в т.ч. и вышеупомянутые) имели место, но как-то все было очень хило, несистемно и неубедительно. Тут, конечно, советская идеология сыграла роль. Но теперь ее нет.

>Так что жду, когда, наконец, дорастем. Очень надеюсь увидеть при жизни.

исходник

пересказ в магистерской работе
Принципы партийно-советской печати:
1. Партийность
2. Классовость В основе лежала Ленинская идея о диктатуре пролетариата. После революции объектом воздействия СМИ были работники и крестьяне, трудящаяся масса. Поэтому партийная печать ориентировалась на освещение их жизни. Были идеи коммунизма, марксизма и чуть позже идем построения социализма
3. Народность – писать нужно ясно, просто, с использованием понятных аудитории образов.
4. Массовость – в газетах должны были быть тексты от лица работников, колхозников и т.д. То есть должны были быть материалы, написанные не журналистами. Также пресса проводила работу с аудиторией, устраивали встречи, обсуждения и т.д.
5. Идейность –...


официоз 1971 г
есть в сети
конечно, тогдашним суконным языком и в начале "брежневизма" (там ссылки на 23 съезд косяком). Тем не менее, просмтривается системность и рефлексивность, сопоставление с " за бугром". Прежде чем охаивать, стОит подумать

Богданов Н.Г., Вяземский Б.А. - Справочник журналиста (1971).djvu 3ье издание, исправленное и дополненное 660 стр


Основные функции и принципы советской печати с.20-39
Принципов советской печати, определяющих ее творческое и идейное лицо, ее устремленность, несколько. Это — партийность, коммунистическая идейность, правдивость, массовость, народность, критика и самокритика и другие, составляющие крепкий фундамент, на котором зиждется вся деятельность советских газет, журналов, радио и телевидения.

ПАРТИЙНОСТЬ. Принцип партийности литературы (следовательно, и периодической прессы) Ленин обосновал в статье «Партийная организация и партийная литература», опубликованной 13 ноября 1905 г. в легальной большевистской газете «Новая жизнь».

---коммент---
британская радиокорпорация Би-Би-Си, вещающая па многих языках круглые сутки и кичащаяся своей «честностью», активно сотрудничает и помогает разведке «Сикрет интеллидженс сервис» (СИС) в проведении подрывных операций и психологической вонпы. Опубликованные в вышеупомянутых изданиях документы наглядно подтверждают, что Би-Би-Си принимает активное участие во многих весьма неприглядных операциях СИС. Немало видных сотрудников этой радиокорно-рации являются агентами разведки.
По Би-Би-Си — не исключение. Работники английской разведки занимают видные посты во мпогих британских газетах: «Санди тайме», «Пипл», «Дейли телеграф», «Обсервер», «Дейли мэйл» и других изданиях с большими тиражами.
Буржуазная пресса США, заявляющая о своей «свободе» и «независимости», также была и остается наиболее ревностной служанкой монополий. Американский журналист Э.Л. Шуман в своей книге «Практический журнализм» с достаточной откровенностью поведал: «Обычно владелец газеты диктует, как и о чем должны писаться передовые статьи. Во многих случаях редакторы обязаны развивать мысли, весьма далекие от их собственных».

ВЫСОКАЯ ИДЕЙНОСТЬ. Из принципа партийности нашей печати вытекает второй ее важнейший принцип — высокая идейность. Советская печать — сильнейшее идейное оружие партии в борьбе за построение коммунистического общества
...Предметом постоянной заботы прессы, радио и телевидения должно быть воспитание юного поколения на славных революционных, боевых и трудовых традициях народа. Правильно поступают те редакции, которые регулярно публикуют выступления на военно-патриотические темы, рассказывая молодежи о славных трудовых и ратных подвигах старших.
Движущей силой развития нашего общества является СОВЕТСКИЙ ПАТРИОТИЗМ. Он органически сочетается с пролетарским интернационализмом, с братской солидарностью и взаимной помощью трудящихся всех стран.

ПРАВДИВОСТЬ. Партийность и высокая идейность нашей печати обусловливают следующий ее основной принцип — правдивость. В передовой статье первого номера газеты «Правда» говорилось: «Рабочему классу нужно знать правду! Рабочая газета «Правда» должна отвечать своему названию; этим она выполнит свое назначение».
Название центрального органа Коммунистической партии является в то же время и лозунгом всей советской печати.

НАРОДНОСТЬ. Одним из важнейших принципов советской и партийной печати является ее подлинная народность.
В Советском Союзе газеты и журналы, радио и телевидение принадлежат партийным, советским, комсомольским, профсоюзным и общественным организациям.
Этих возможностей лишены народные массы капиталистических стран. Там печать находится в руках эксплуататорских классов, является их собственностью. Нет, следовательно, и той свободы печати, о которой твердят идеологи буржуазии. Она и невозможна при капитализме. По этому поводу В. И. Ленин писал в августе 1921 г.: «Свобода печати во всем мире, где есть капиталисты, есть свобода покупать газеты, покупать писателей, подкупать и покупать и фабриковать «общественное мнение» в пользу буржуазии»
Здесь идет концентрация печатных изданий в руках отдельных газетных «королей» и всесильных издательских монополий. В этой борьбе закрываются не выдержавшие бешеной конкуренции многие газеты и журналы, зато другие увеличивают за их счет своп тиражи. В Соединенных Штатах Америки вся печать по существу принадлежит крупнейшему газетно-журнальному концерну «Херст консолидейтед пабликейшнз. инк», монополиям Скрипса, Говарда Маккормика-Паттерсона, умершего недавно «короля» большой прессы Генри Льюса, «Тайм инкорпорейтед» и некоторым другим. Они контролируют 60 процентов газетной продукции страны.
В Англии крупнейшей пропагандистской машиной владеет лорд Томсон; он скупает газеты и журналы не только в Великобритании, но и в Канаде, Австралии и других странах. Томсону подчинены 128 газет. 150 коммерческих и технических журналов, 2 книжных издательства
Газетным магнатом ФРГ является Шпрингер, который владеет почти всеми крупнейшими изданиями страны.
....
Массовость нашей печати — важнейший источник ее силы, ее высокого общественного авторитета.

КРИТИКА И САМОКРИТИКА В ПЕЧАТИ
. Критика и самокритика являются испытанным, действенным методом в нашей работе, выражением творческой инициативы и самодеятельности трудящихся


• • •
Определение печати как коллективного пропагандиста, коллективного агитатора и коллективного организатора, данное В. И. Лениным около 70 лет назад, относится и к нашим дням, когда советская печать служит могучим оружием в борьбе за построение коммунистического общества

Основным в идеологической работе должно быть воспитание трудящихся в духе высокой идейности и преданности коммунизму, формирование новых, коммунистических общественных отношений. полное преодоление пережитков буржуазных взглядов и нравов, гармоническое развитие личности, создание подлинного богатства духовной культуры
...
. В центре внимания нашей прессы должен быть советский человек — труженик, боец, созидатель. Печать призвана пропагандировать все прогрессивное, делать достоянием миллионов передовой опыт, вести огонь по недостаткам. Поднимать и организовывать советских людей на творческий труд — что может быть почетнее! Весь свой талант, весь жар своего сердца советские журналисты должны отдать этой благородной задаче...