|
От
|
И.Пыхалов
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
28.10.2024 11:50:09
|
|
Рубрики
|
WWI; Флот;
|
|
Отец Фёдор и «День Нептуна»
Но именно на ее открытии и было раскритиковано мнение о. Федора Круглова: «отношение к духовенству на кораблях установилось действительно тяжелое, но в этом не столько было повинно офицерство, сколько прежний состав духовенства, набиравшийся из полуграмотного черного духовенства, совершенно не успевшего себя поставить <...> Три года тому назад почти все черное духовенство было заменено белым, и за истекшие три года уважение к духовенству выросло необычайно»3. С таким мнением пришлось столкнуться нашему герою.
Однако многие источники говорят об обратном. В частности, к такому выводу приводит и рапорт самого о. Федора Круглова от 20 января 1916 г.4 В тот момент он был штатным судовым священником крейсера «Орел» Сибирской флотилии. 8 ноября 1915 г. он вышел в заграничное
плавание из Владивостока и вернулся 30 марта 1916 г. Это было учебное плавание, практика для учащихся Отдельных гардемаринских классов. В
течение этого плавания крейсер пересекал экватор, следуя из Сингапура в Лабуан (Малайзия)5. На кораблях Российского флота, как и на других флотах существовала такая неписаная традиция как «праздник Нептуна». Всем, впервые пересекающим линию экватора по морю, необходимо пройти определенный обряд посвящения.
О. Федор знал о существующей традиции и степени укорененности ее в умах офицеров. Тем не менее, он был удивлен, что последние действительно планировали допустить проведение данного обряда во всех подробностях и по отношению ко всем «новичкам», т.е. тем, кто пересекал экватор впервые. Священник со всей серьезностью отнесся к «угрозе» данного события, рассуждал, что как иерей и как просто христианин не видит смысла и считает «даже кощунственною мысль о насильственном погружении <…> в купель, посвященную языческому богу, и о принятии <…> на себя видимого образа врага рода человеческого – диавола и его присных – чертей»1. Тем более, полагал священник, на корабле учащиеся, им нужно подать добрый пример – отслужить молебен, например. Не совсем понятно, высказал ли он данное предложение или только обдумал, но ясно, что по какой-то причине наш герой решил, что языческий обычай будет или отменен или видоизменен так, чтобы «устранить в нем то, что не должно иметь место на русском военном корабле»2 .
18 января 1916 г. крейсер пересекал экватор. О. Федор находился в своей каюте и вдруг услышал громкий шум, который сложился из игры на
каких-то музыкальных инструментах, криков толпы и хохота. В наступившей на мгновенье тишине он расслышал знакомый голос мичмана, который кричал «крестить попа!». «Инстинктивно» священник закрыл каюту на ключ изнутри, но это его не спасло, спустя некоторое время разгоря-
ченная весельем толпа просто-напросто выбила дверь. Священник писал, что из-за масок и костюмов не узнал личностей тех, кто именно пришел к нему, видел только «незнакомых мне совершенно людей – чертей, для которых слова уже не закон». Он успел сказать «господа, вы совершаете
дерзкое насилие над священником», после чего был вынесен на руках наверх. Тут присоединились матросы, они направили священнику в лицо
шланг, облили водой и потащили далее. Офицеры, гардемарины, матросы, незнакомые люди в костюмах, все были чрезвычайно рады и веселы, со
смехом опустили священника в чан с водой несколько раз. Кое-как выбравшись и освободившись, о. Федор отправился в свою каюту, где его
ждало еще одно потрясение – вся она была разгромлена, личные вещи и бумаги залиты водой и т.д. В расстроенных чувствах он направился к судовому врачу Н.Н. Кузнецову. Это также показательно – священник и врач ближе всего находились друг к другу по своему положению, врач посочувствовал ему и рекомендовал прилечь3.
Из статьи Е.В. Коноплёвой. Целиком статью можно прочесть здесь:
https://elibrary.ru/download/elibrary_66351140_96825997.pdf
Тов. Чубайс является смелым, волевым и решительным комиссаром