От SSC Ответить на сообщение
К sss Ответить по почте
Дата 23.06.2023 11:11:00 Найти в дереве
Рубрики WWII; Флот; Версия для печати

Re: В понимании...

Здравствуйте!

>>Не туда посмотрел. За июнь-декабрь 1941 потеряно 23 ПЛ, из них 17 - в ноябре-декабре. Т.е. у немцев налицо кризис.
>
>Получается 23 потерянные лодки на 169 судов общим тоннажом 717,7 тыс. тонн
>7,35 судов или 31.000 тонн на одну потерянную лодку.
>Не считая боевых кораблей (именно в ноябре два наиболее чувствительных удара с потоплением 50+ тыс.тонн боевых кораблей, которые уже одни и по цене, и по людским потерям кроют все погибшие за 41й год лодки)
>Да, всплеск потерь в декабре, но это не виделось тогда прям вот экзистенциальным кризисом, после которого была осознана тщета усилий и дальше шло только контрольное добивание беспомощных лодок кувалдой. И даже сейчас очевидным не кажется.

Вполне видно начало кризиса - резкое падение "продуктивности" одной лодки. И дальше лучше не стало, собственно ответом немцев и стало резкое наращивание выпуска ПЛ.

>Про потери даже узнавали-то не сразу (иногда через месяцы), а их причины могли оставаться тайной до конца войны.

Послевоенные исследования показывают очень хорошую корреляцию между заявками и потерями ПЛ, практически 1 в 1.

>А в 1942 нарастили выпуск лодок и потери союзного тоннажа поперли вверх как не в себя, в течении всего года, побив даже рекорды весны 1917 года - и держались на уровне 500.000 тонн в месяц (что кратно больше, чем в 1941) почти до конца 1942. Ну средняя лодка жить стала меньше, да - "а впрочем, кто живет?", война, время такое.

В 1942 в войну вступили США, неготовые к крупномасштабной подводной войне. В амерской зоне ответственности и пошёл весь рост потерь.

>>>>Так что все эти эскортные АВ, см радары, и т.п. более поздние радости союзников - это контрольный удар кувалдой лежачего.
>>>
>>>Это главная причина потерь ПЛ вообще-то. В 1943 году авиацией потоплено 136 ПЛ, надводными кораблями всех классов - только 63 ПЛ. Это даже не говоря об атаках, которые не привели к потоплению, но нанесли повреждения и сорвали боевой поход, там доля авиации должна быть еще больше. И не говоря о том, насколько общее угнетение воздушной угрозой интегрально снижало активность и результативность ПЛ.
>>
>>Если бы те ПЛ не потопила авиация - их бы потопили эскорты конвоев при попытках атак. Потери транспортов были бы повыше, но не в разы.
>
>По атлантическим конвоям был параметр типа "потеряно судов на один контакт с ПЛ", вот он в первом квартале 1943 (перед массовым появлением на сцене эскортных АВ и вообще перед началом тотального воздушного наступления на ПЛ) стабильно выше единицы. 0,89 для Сев.Атлантики, 1,18 для линии Гибралтар-метрополия и 1,7 для американского сектора.
>А "контакт с ПЛ" еще вовсе не означал её (ПЛ) потопления.

Хотелось бы подробнее узнать, о чём речь. Потому по атлантическим конвоям есть такая статистика за 41-42, когда авиация ещё особо не играла: при росте числа эскортов до 10-15 на конвой (среднее 11.1) число потопленных судов на одну лодку атакующего вольфпака составило всего 0.34. При 1-4 эскорте (среднее 3.4) эта цифра составила 0.88.

А результативность атак "ёжиком" в 1944, по мере накопления опыта, в 1944-45 достигла ~25%, это включая атаки по ложным целям и ошибки. По Сквиду цифры видимо сравнимы или даже выше (у бриттов другая система учёта была, трудно сравнивать напрямую).

>Т.е. приходится предполагать, что для того, чтобы эскорты конвоев потопили в 3+ раза больше лодок - придется потерять судов в конвоях больше именно что в разы.

Для этого вывода нет особых оснований. Основные потери судов в 1944-45 - это суда, охранение которых так или иначе ослаблено (отставшие, одиночные и т.п.) плюс везение отдельных ПЛ при попытке прорыва к конвою. С учётом вышеприведённых цифр 0.34 и 25% и резком росте эскортных сил союзников, дополнительная лодка при атаке конвоя - это, грубо прикидывая, 1-2 дополнительно потопленных транспорта до гибели ПЛ.

>>Перекрытие трафика ПЛ происходит посредством уничтожения судов. Я трафик у японов такой, что можно было один конвой на 80-100 единиц в месяц пускать, с достаточном охранением, и это было бы куда лучше для них - исследования и опыт союзников показывает, что при более 20 судах в конвое, роста числа потопленных транспортов при проходе зон атак ПЛ не происходит - т.е. процент потерь при росте размера конвоя падает, даже без роста числа эскортов.
>
>Тут пожалуй согласен, можно еще добавить, что восполнение потерь в танкерах у них было совершенно неудовлетворительное и уже после первых крупных потерь пропускная способность важнейшей нефтяной коммуникации просела и уже не восстановилась.

Нет, тут Вы не правы. Рост танкерного тоннажа (строительство новых и переоборудование в танкеры сухогрузов) шёл у японов до декабря 1943, а в 1944 тоннаж поддерживался несмотря на потери на более-менее стабильном уровне. Только в январе 1945 пошло резкое сокращение. А ввоз нефти в Японию до января 1945 даже рос, максимум ввоза за войну был достигнут в декабре 1944 - 716 тыс. т.

А вот с сухогрузами заметное падение тоннажа пошло уже с января 1943 и далее без остановки. Максимум доступного для экономических (т.е. без учёта мобилизованных армией и флотом) нужд тоннажа был достигнут в августе-ноябре 1942 (порядка 2.8 млн т), в январе 1943 - уже 2.34 млн, в январе 1944 - 1.92 млн, а в декабре 1944 - 1.31 млн.

С уважением, SSC