От Skvortsov Ответить на сообщение
К Alex Medvedev
Дата 23.04.2023 15:14:27 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; WWI; WWII; Современность; Версия для печати

Фантазируете

>Вот только уральские заводы кормили своих рабочих за счет приусадебных участков самих рабочих. Везти водным путем пшеницу было не выгодно.

Полностью занятым на заводах кроме денег выдавли рожь и соль.

> Т.е. водный путь с Урала в Англию был возможен только при сверхдешевой рабочей силе, которая должна была еще и сама себя кормить. Ужас который испытывали в европейской части России крестьяне если слышали, что их продали на Урал общеизвестен.

Перевозка осуществлялась не заводскими крестьянами.

"Весной 1703 г. с Урала двинулся первый караван судов с новой артиллерией производства Каменского завода.
Прислано было 900 крестьян в качестве гребцов (на 90 судов), из них были взяты на суда 400 человек, а остальные 500 отпущены назад. Крестьяне нанимали гребцов в «попутчики» (может быть, в помощь), платя по 1,5—2 руб., сами они также получали «наем», т. е. заработную плату, но размер ее нам неизвестен. 22 апреля на пристани стали грузить железо на суда. Груз оказался весьма значительным: отправлено было 323 пушки, 12 мортир, 14 гаубиц и, кроме того, железо. 40 дощаников с этим грузом отплыли 27 апреля, как только стала полая вода.
На девятый день после отплытия суда вышли к Каме и плыли два дня до г. Осы. Работные люди были взяты на одну «перемену», и в Осе пришлось отпустить тобольских крестьян («тутошних городовых и уездных людей») и нанять новых кормщиков и гребцов по 10 человек на судно, им платили по 5 алт. каждому. Главная трудность путешествия заключалась в том, что на каждую перемену надо было нанимать по 400 человек на весь караван. В Сарапуле отпустили кормщиков и гребцов, прежде нанятых, и взяли новых до Елабуги с платой также по 5 алт., затем нанимали людей
в Елабуге до Лаишева.
В Лаишеве задержались на 9 дней «за парусным шитьем», и здесь «недостало кормщиков гребцов 10-ти человек для того, что де Лаишевской городок самый малой». Пришлось платить дороже, и 10 недостававших человек были наняты с платой по 9 алт. каждому до Казани. В Казани были наняты люди до Козьмодемьянска по 20 алт., а оттуда до Нижнего Новгорода платили по 11 алт. 4 д. В Нижнем наняли на суда нижегородских ямщиков до Мурома и от Мурома до Касимова. В Касимов прибыли 23 июня и отплыли оттуда 27 июня, наняв там ямщиков до Переяславля Рязанского (21 алт. 4 д.), где взяли ямщиков до Коломны (по 25 алт.).
На Коломенском яму взяли на суда 40 кормщиков и 360 гребцов, что превышало обычную повинность здешних ямщиков, и в связи с этим вскоре после проезда судов было предписано увеличить число коломенских ямщиков до 400 человек, взяв их из посада и из Коломенского уезда.
Наконец, 18 июля 1703 г. караван прибыл в Москву. Весь путь от Чусовской слободы до Москвы занял 11 недель и 6 дней, причем «в ходу» находились 8 недель и 4 дня, а остальное время (3 недели и 2 дня) приходится на стоянки."