|
От
|
Prepod
|
|
К
|
Km
|
|
Дата
|
08.03.2023 23:36:21
|
|
Рубрики
|
Современность;
|
|
Не уверен что у военных выходило сильно дороже
>Добрый день!
>>Однако использованные подходы имели и недостатки, главным из которых была высокие затраты
>
>На сколько обучение курсанта в ВВУЗе было в СССР дороже обучения гражданского специалиста в ВУЗе?
Зависит от материальной базы. А если учить одинаково и технарей, то она не должна сильно отличаться по затратам. Зарплата и прочие расходы на персонал сильно не отличалась, НПР в Союзе получали не мало и на их обеспечении старались не экономить.
Казарменное положение стоит денег, это правда. Но и общежития тоже стоят денег. Плата за проживание не компенсировала из содержания ни тогда, ни сейчас. А студент, в «курсантском общежитии» ака казарма жить не может и не мог раньше сугубо по разным гуманистическим нормативам. Понятно, что между казармой и необеспеченностью местом в общежитии многие выбрали бы казарму, но нельзя, увы.
Трехразовое питание, конечно, расход. Впрочем, цены в студенческих столовых в СССР были дотируемые. Так что и здесь большая дороговизна военного образования имеет место, но преувеличивать её не нужно.
Да, у гражданских тоже есть полевые практики, и эти практики не бесплатные.
Плюс важное. В военных ВУЗах есть чудесный лайфхак: решение вопроса хозспособом, то есть дармовой рабочей силой. И это не столько срочники, сколько курсанты.
Это реально экономит очень много ресурсов. Как человек, принимавший объекты после военных и пытающийся их эксплуатировать после них, ответственно заявляю военные за счет постоянного укрепления/цементирования/подмазки/подкраски своими силами могут поддерживать в рабочем (не нормальном, а именно рабочем) состоянии объекты, которые без этого лайфхака содержать в разы дороже. А если речь идёт об объектах культурного наследия, то вообще туши свет. Правила об охране памятников военные успешно саботируют (это удешевляет текущий и капитальный ремонт как бы не на порядок), и с ними ничего не сделать.
Нельзя сказать, что в гражданских ВУЗах СССР использование студентов не практиковалось. Однако это использование не было в полной мере дармовым и ресурсы на поддержание комсомольского энтузиазма тратились весьма значительные. Когда совсем старшее поколение рассказывает как они построили некое здание/сооружение «своими руками», они не врут, только недоговаривают. «Своими руками» означало «силами стройотрядов» этого ВУЗа за счет отчислений от «хоздоговорных» НИОКР и пр. Требовало это и креативной бухгалтерии, поскольку хош-не-хош, а это обнал.
В парадигме позднего СССР это формулировалось как «своими руками» и «за счёт своих средств», что было правдой, но не всей.
В общем, подготовка офицера-технаря для эксплуатации разных девайсов едва ли была значительно дороже чем подготовка гражданского технаря для производства этих самых девайсов или для эксплуатации аналогичных девайсов гражданского назначения назначения.