От Антон П Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 10.11.2022 23:25:48 Найти в дереве
Рубрики Современность; Память; Локальные конфликты; Версия для печати

Возвращаясь к "Тузланской колонне". Ч. 9.

11. Выход остатка бригады
Когда боевики заняли Козловац, их главный «фортификатор» Фарук Прцич распорядился немедленно собирать на грузовики оружие и боеприпасы.
Раненых пленных из больницы построили у гаража городского транспортного предприятия и отправили на парковку. Там они соединились с группой солдат, вышедших из главного входа в здание Центра службы безопасности Тузлы. Часть из них планировали отправить на Озрен, часть – в Белград, основную массу – в Пожарницу. Для последних выделили два автобуса.
Остаток гарнизона, оставшийся в казарме, выдвинулся в дорогу 16 мая (хотя, например, Бошко Боич уверяет, что когда автобусы стояли перед казармой, в них не садился никто – людей в ней не оставалось) . После совместного осмотра сторонами места вчерашней трагедии к «Шипаду», где за ночь успели собраться попрятавшиеся в подъездах и в подвалах солдаты, подошли два автобуса тузланского городского траспортного предприятия с тридцатью пленными солдатами, среди которых было немало раненых, которым так и не была оказана врачебная помощь. Это были те, которых из больницы доставили в тюрьму, но посадили в автобусы после пролёта двух самолётов, в том числе Любо Паич . К ним присоединись два десятка отчаянных миномётчиков с холма Бадре.
Магазин и автобусы охраняло большое количество сотрудников станции милиции военного времени. Полковник Новкович построил военных и предупредил, чтобы они ни в коем случае не открывали огонь – в противном случае им никто не сможет гарантировать безопасность.
Так как с Брчанской малты убирали уничтоженную технику и мёртвые тела, и она была перекрыта, новая колонна формировалась у салона-магазина «Шипад» на Скоевской улице. Её маршрут проходил через Градину и Сеняк.
В голове встала «марица» с сотрудниками полиции специального назначения Тузлы и машина ГАИ. За ними построились два вышеупомянутых автобуса и пять машин (включая два «пинцгауэра») . В этой же колонне шла последняя «прага». Бошко Боич помнит, что между автобусами на личных автомобилях поехали капитан Брано Ивкович и Зоран Жепинич. В его памяти отпечаталось, что Жепинич ругался с Новковичем из-за порядка передвижения .
Военных сопровождали машины, на которых спреем были нанесены буквы ТО. При выезде из гарнизона в этих автомобилях заняли места «зелёные береты» ).
Впереди ехал Энвер Делибегович, в середине – Мухамед Бркич. Замыкал колонну милицейский патруль. Небольшой отряд «золотых лилий» и полковник Уго Новкович сопроводили колонну до средней школы в Пожарнице . Правда, тот же Боич сообщает, что Новкович ехал в самой первой машине – «фольксваген гольф», которая встала уже на бензозаправке в Славиновичах, и полковник махал рукой уезжавшим в автобусах людям .
На этот раз были приняты меры безопасности. Над городом на низкой высоте прошли два самолёта, серьёзно испугавшие «защитников Тузлы» (Драган Мркаич ). Урош Станкович говорит о двух взрывах при этом. Думается, крылатые машины демонстративно пробили звуковой барьер .
Телекомментатор такими словами сопровождал проезд машин: «Вот так, дорогие зрители, случается, когда один хочет для себя всего, а для других ничего. Благодаря нашим освободителям мы получили то, что имеем, а те, кто в бинтах и пластиковых мешках, получили своё» .
Около 11 часов колонна оставила Скоевскую улицу, поднялась к больнице «Доктор Мустафа Муйбегович», затем по улице Тито прошла на Сеняк и оттуда продолжила путь к Славиновичам. По прибытии в село Госпич три машины сопровождения повернули налево, к кафане «Каждый день», и вернулись в город. В голову встала машина капитана Брано Ивковича. В такой конфигурации колонна дошла до Пожарницы.
Раненых поместили в импровизированный госпиталь на Гоином брде, а оттуда по степени тяжести распределили между Белградом и Биелиной. Любиша Паич остался в последней, в госпитале при казарме .
Последняя колонна ЮНА прошла Тузлу 18 мая. Это была часть, выводившаяся с аэродрома Дубраве. С воздуха её прикрывали два самолёта, вылетевшие с белградского военного аэродрома Батайница.

В Пожарнице раненым была оказана первая помощь. Оттуда их отправили в Биелину; «лёгких» поместили в стационар казармы «Фадил Яхич», «тяжёлых» – в больницу. Из-за огромного количества раненых Бошко Томича осмотрели только на следующий день, 17 мая (врач сказал: «Рука у тебя отекла. Если бы ты не пришёл, через несколько часов схлопотал бы гангрену, и мы бы были вынуждены её резать. Слава Богу, до этого не лошло»), а Боривое Томича – 18-го .

Характеристика Миле Дубаича, оставленная позднее его подчинённым, сослуживцем по 2-й Маевицкой легкопехотной бригаде. Молодой капитан прибыл в штаб бригады 6 июля 1992 г. и в помещении канцелярии представился комбригу:
«За рабочим столом сидел жгучий брюнет с густой бородой.
– Я подполковник Миле Дубаич, командир бригаде. Добро пожаловать, всякого военного счастья тебе, - сказал он, мрко посмотрел на меня и смерил с головы до пят.
После представления и знакомства мы повели неформальный диалог. У меня сразу сложилось впечатление, что речь идёт об очень умном и начитанном человеке, офицером с большими воинскими познаниями. Впоследствии, да и сегодня о нём рассказывают разное, как мусульмане, так и сербы приписывают ему вину за страдание и гибель большого числа (точное количество не было установлена никогда) солдат в Тузланской колонне 15.05.1992 года. Тогда, при первой встрече, я ничего не знал об этом. Теперь, после многих выслушанных рассказов от людей, бывших в Тузланской колонне, и просмотренных телепередач на тему Тузланской колонны, в которой находился и полковник Миле, я вижу и его долю вины в планировании, организации, реализации выхода из казармы в сторону Симин Хана и способу руководства колонной. Но все мы можем быть умными задним числом. Нужно было оказаться в его шкуре и пережить ту муку. В этом состоит тяжесть воинского призвания, командирского – в особенности. Всё, что ни придётся, припишут командиру, хотя и всё, что придётся» .
(продолжение следует)

Козарска бригада креће преко Саве