От mina Ответить на сообщение
К damdor Ответить по почте
Дата 17.07.2022 19:31:17 Найти в дереве
Рубрики Армия; Локальные конфликты; Версия для печати

кстати по тактической медицине у нас - Евкуров

Тактическая медицина в общевойсковых подразделениях
26 Мая 2022 09:37
АРМЕЙСКИЙ СБОРНИК №05 2022 Г
Ю. ЕВКУРОВ,
заместитель министра обороны РФ,
генерал-полковник,
А. ПАВЛОВ,
Полковник
Изучение опыта оказания помощи раненным в период ведения современных войн и вооруженных конфликтов привело к настоящемун перевороту в области знаний по военной медицине. Новое направление получило наименование «тактическая медицина».

В данной статье освещаются новые подходы к организации обучения личного состава подразделений по предмету «военно-медицинская подготовка» с учетом включения элементов тактической медицины.
Своевременное и качественное оказание первой помощи (самопомощи) является безусловным залогом сохранения жизни военнослужащего. Анализ случаев гибели военнослужащих после ранения в ходе вооруженных конфликтов последних десятилетий показывает, что подавляющая часть их умирала на поле боя (до 28 %). Большой процент летальных исходов объясняется сложностью боевой обстановки (огневое воздействие снайперов и минометный обстрел), но в целом же основная причина — отсутствие у военнослужащих навыков и современного оснащения для правильного и своевременного оказания первой помощи (самопомощи).
Силовыми ведомствами и организациями Российской Федерации анализируется опыт оказания первой помощи, в том числе опыт, наработанный НАТО, где руководствуются принципом ТССС (Tactical Combat Casualty Care), разработанным и внедренным в армии США еще в 1996 году. Рассуждения, выводы и мнения по развитию этого опыта опубликовывались в периодических изданиях и методических пособиях(информационно-аналитический сборник «Антитеррор» 2019 г., № 1, 2, учебно-методические пособия «Основы тактической медицины», «Оказание первой помощи на поле боя» (А.Н. Катулин) и др.)В изданных материалах отмечается, что отечественные руководящие документы в основном регламентируют деятельность санитарных инструкторов, а также медицинской службы на установленных этапах оказания медицинской помощи и эвакуации раненых (само- и взаимопомощь, оказание первой медицинской, врачебной, квалифицированной врачебной помощи). Новые же принципы тактической медицины ориентированы в первую очередь на действия военнослужащих без медицинского образования, оказывающих помощь (осуществляющих самопомощь), в том числе в условиях, когда возможна эвакуация только вертолетом.
С 2020 года в Вооруженных Силах по поручению министра обороны Российской Федерации генерала армии С.К. Шойгу была активизирована работа под руководством заместителей министра обороны Российской Федерации генерала-полковника Ю-Б.Б. Евкурова и Т.В. Иванова по внедрению тактической медицины в подготовку войск (сил). В результате работы был определен и внедрен порядок организации подготовки личного состава по изучению вопросов тактической медицины. Органами военного управления были внесены дополнения в программы боевой подготовки и тематические сборники по профессионально-должностной подготовке для предмета «военно-медицинская подготовка» в части, касающейся внедрения курса тактической медицины.
Для совершенствования выучки военнослужащих по оказанию первой помощи (самопомощи) разработаны нормативы по тактической медицине, где определен порядок перемещения военнослужащего к раненому и оказание первой помощи (самопомощи) и эвакуации, перемещение его в укрытие одним военнослужащим или группой, оказания первой помощи (самопомощи) штатными средствами, которые постоянно совершенствуются.


Для оказания всего спектра первой помощи (самопомощи) как самим военнослужащим, так и санитарным инструктором в различных ситуациях разработано современное медицинское оснащение (расширенная индивидуальная аптечка первой помощи, малая групповая аптечка, сумка быстросъемная медицинская и др.).
В целях оказания практической помощи руководителям занятий и обучаемым разработаны алгоритмы действий военнослужащего при оказании само- и взаимопомощи в бою, в которых определен порядок оказания помощи под огнем, действий военнослужащего в случае ранения, действий военнослужащего при оказании взаимопомощи (самопомощи), использования шприц-тюбика и др., а также выпущен ряд учебно-методических фильмов.
Важным этапом развития тактической медицины является создание по решению заместителя министра обороны Российской Федерации Т.В. Иванова в 2022 году Центра тактической медицины на базе Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова с отделами в военных округах и на Северном флоте, где готовят инструкторов по тактической медицине.

Подготовка военнослужащих по тактической медицине

Важной составляющей подготовки военнослужащих к выполнению боевых и других задач являются вопросы обучения боевому выживанию. Один из важнейших навыков боевого выживания — способность военнослужащих оказать первую помощь себе и своему товарищу.
Действия раненого и его товарищей в первые минуты после получения ранения (травмы), как правило, определяют, выживет раненый или нет. Правила «золотого часа» и «платиновых» 10 минут доказаны на практике. Врач, фельдшер или санитарный инструктор редко находятся в первых рядах боевых порядков, поэтому задачу оказания первой помощи (самопомощи) до прибытия эвакуационной группы необходимо уметь решать силами самих военнослужащих.
Развитие у военнослужащих умений и навыков по оказанию первой помощи и самопомощи под огнем противника осуществляется в ходе изучения курса тактической медицины в предмете «военно-медицинская подготовка».
В результате в процесс подготовки военнослужащих были включены вопросы тактической медицины по различным предметам боевой подготовки.
Тактическая медицина — раздел военной медицины и составная часть предмета военно-медицинской подготовки, обучение военнослужащих приемам и способам действий по оказанию первой помощи (самопомощи) в бою при ранениях, боевых поражениях и травмах, в том числе с использованием индивидуальных и групповых средств медицинской защиты, а также подручных средств.
Необходимо отметить, что содержание подготовки военнослужащих и отработка ими нормативов по оказанию первой помощи конкретизированы в различных зонах на поле боя. В них учтена специфика выполнения боевых задач для всех подразделений видов и родов войск Вооруженных Сил, в том числе для разведывательных подразделений, которые выполняют задачи в отрыве от основных соединений (воинских частей).
Вопросы тактической медицины изучаются не только по предмету «военно-медицинская подготовка», но и в процессе занятий по другим предметам боевой подготовки на оборудованных учебных местах.
В зависимости от категории обучаемых и уровня их знаний (навыков) тактическая медицина разделена на несколько курсов. В их основу заложены темы занятий, направленные на выработку у военнослужащих устойчивых навыков оказания первой помощи (самопомощи) в бою в различных климатогеографических условиях, устранения жизнеугрожающих состояний, сохранения здоровья, профилактики термических поражений, отравлений и инфекционных заболеваний.
Курсы обучения подразделяются на базовый, расширенный и специальный.
Базовый курс включает основы медицинских знаний и простейших навыков оказания первой помощи (самопомощи).
Он преподается всему личному составу и заключается в изучении как общих вопросов оказания первой помощи (самопомощи), так и основ тактической медицины, например поиск, сближение с раненым, извлечение раненых из боевых машин, оказание первой помощи на поле боя, укрытие и эвакуация с поля боя.
Расширенный курс является продолжением базового. Предназначен для углубленного изучения тактики действий и алгоритмов оказания первой помощи (самопомощи), наработки практических навыков использования современных средств оказания первой помощи (самопомощи).
Специальным курсом предусмотрено изучение особенностей оказания первой помощи (самопомощи), закрепление практических навыков и выработки автоматизма действий. Курс преподается в период непосредственной подготовки к выполнению боевой задачи, а также военнослужащим, убывающим в регионы, имеющие климатогеографические особенности, такие как горы, пустыни, северные районы и др.
При этом весь объем преподаваемых курсов тактической медицины делится на несколько этапов (зон):
1-й этап. «Зона огневого контакта» (красная зона) — условно представляет собой область непосредственного огневого контакта (боестолкновения) с противником, где вероятность получения ранения наиболее высока. Характеризуется напряженностью и ограниченными возможностями по оказанию первой помощи.
2-й этап. «Зона относительной безопасности» (желтая зона) — условно представляет собой область, изолированную от прямого огня противника, где исключена непосредственная опасность получения ранения (ближайшее укрытие, складка местности, воронка). Характеризуется большими возможностями в оказании первой помощи (самопомощи), так как раненый и оказывающий помощь находятся в относительной безопасности.
3-й этап. «Зона эвакуации» (зеленая зона) — условно представляет собой безопасную область, в которой контакт с противником прекращен, в ней проводится оказание помощи и эвакуация раненого в медицинское учреждение. Характеризуется неопределенными временными интервалами и необходимостью поддержания жизненных функций раненого.

Особенности подготовки подразделений по тактической медицине

В войсковом звене основным организатором занятий является начальник медицинской службы воинской части. Руководителями занятий являются инструкторы по тактической медицине и привлекаемые при необходимости со стороны специалисты, имеющие медицинское образование.
Подготовка военнослужащих по вопросам тактической медицины в предмете «военно-медицинская подготовка» начинается с обучения приемам оказания первой помощи (самопомощи) в оборудованных классах. Полученные навыки в обязательном порядке совершенствуются на занятиях по другим предметам боевой подготовки (тактической и огневой подготовке, вождению боевых и специальных машин, инженерной подготовке, радиационной, химической и биологической защите) на полевой и приказарменной УМБ, полигонах путем отработки нормативов по тактической медицине, по различным вводным.
Для материального обеспечения занятий применяются: специальные укладки с набором табельных и подручных средств для оказания первой помощи (аптечки первой помощи АППИ-К, АППГ-К, АПП-АСПФ, АППВ), лямки, манекены (фантомы), носилки и другое медицинское имущество, которое может пригодиться для качественной подготовки.
Качество проведения занятий, их результативность определяются в значительной мере степенью подготовленности их руководителя, материальным обеспечением занятия, правильностью методики его проведения. С этой целью перед изучением каждой новой темы начальник медицинской службы проводит с инструкторами по тактической медицине инструкторско-методические занятия, на которых разбирает содержание и методику отработки основных учебных вопросов, материальное оснащение.
Обучение военнослужащих вопросам тактической медицины начинается с теоретических основ оказания первой помощи (самопомощи), на которых обучаемые получают знания об основных механизмах возникновения и признаках, угрожающих жизни пострадавшего, а также о принципах и обязательных мероприятиях первой медицинской помощи.
После изучения теоретических основ оказания первой помощи (самопомощи), военнослужащие приступают к тренировкам в тактике действий по оказанию первой помощи (самопомощи). В начале практической части занятия руководитель объясняет и показывает порядок и последовательность выполнения приемов по оказанию первой помощи (самопомощи) с использованием табельных и подручных средств, а затем практически отрабатывает их с обучаемыми. Повторение приемов, отрабатывавшихся на предыдущих занятиях, позволяет руководителю выявить степень усвоения обучаемыми пройденного материала, повышает у них чувство ответственности и интерес к изучению новой темы.
Так, например, на практическую часть занятия отводится не менее 80 % учебного времени. Для практической отработки приемов по оказанию первой помощи (самопомощи) все обучаемые делятся на две подгруппы (условно раненые и оказываемые помощь) и поочередно тренируются друг на друге в оказании помощи. В необходимых случаях используются фантомы. После усвоения приема проводится тренировка в его выполнении в установленное нормативами время.
Вопросы тактики действий, должны быть направленны на скорейшее и эффективное оказание первой помощи (самопомощи). Целесообразно их изучать и отрабатывать синхронно с основными мероприятиями боевой подготовки подразделений с учетом имеющегося у них боевого опыта, а также в ходе попутных тренировок и занятий на учебных местах по другим предметам обучения. Занятия, проводимые на местности, позволяют обучить военнослужащих способам перемещения к раненому, эвакуации его в укрытие, извлечения из танка или других боевых машин, погрузки на различный транспорт.
Тренировку военнослужащих в выполнении практических приемов тактической медицины необходимо осуществлять в полной экипировке и с оружием с соблюдением нормативных условий. В ходе тактического занятия тренировка в оказании само-и взаимопомощи должна проводиться на фоне сложившейся боевой обстановки. Для психологической подготовки личного состава при наличии соответствующих условий осуществляется имитация боевых поражений. С этой целью используются имитационные повязки и имитаторы крови.
В ходе отработки практических элементов тактической медицины по другим предметам обучения методика проведения тренировок может быть различная, она в основном зависит от материального обеспечения занятия и подготовленности руководителя.
На учебных местах по тактической медицине оборудуется несколько учебных точек. Так, для обучения наложению шин при отдельных видах переломов целесообразно оборудовать три учебные точки. На первой из них обучаемые тренируются в иммобилизации верхних конечностей, на второй — нижних конечностей, на третьей — при переломах позвоночника и костей таза, ребер, ключицы.
При обучении военнослужащих приемам погрузки раненых на транспортные средства оборудуются учебные точки отдельно для тренировки в погрузке на санитарные машины, на грузовые автомобили и на бронетранспортеры. На каждой учебной точке занимаются отделение, взвод, учебная группа, которые через определенные промежутки времени осуществляют смену учебных мест.
При обучении военнослужащих «согласованным действиям и распределению задач при оказании первой помощи под огнем противника» возможна отработка методики по такому варианту. Действие «боевой тройки» при внезапном контакте с противником и появлении раненного (рис. 1). В данной ситуации наиболее эффективным приемом будет переход «боевой тройки» прикрытия на одну линию с раненым или ближе к противнику (рис. 2).

Рис. 1

Рис. 2
После приближения под прикрытием огня осуществляется оказание необходимой первой помощи и подготовка к перемещению раненого из зоны огневого столкновения.
По решению командира «боевой тройки» возможно использование дымовой завесы (рис. 3).

Рис. 3.
Полный объем помощи в данном случае оказывается уже в укрытии. После того как раненый будет в безопасности, командир «боевой тройки» может принять решение для продолжения боя, либо на отход. В случае если в результате скоротечного боя противник уничтожен, «боевая тройка» также распределяется на прикрывающих и оказывающего помощь (рис. 4).

Рис. 4.
Таким образом, при качественном обучении приемам и планомерном совершенствовании навыков курса тактической медицины подготовка военнослужащих гарантирует переход на новый качественный уровень оказания самопомощи и первой помощи в бою и позволит минимизировать санитарные и безвозвратные потери в вооруженных конфликтах, а также приобрести военнослужащим морально-психологическую устойчивость к боевым поражениям и руководствоваться приобретенными знаниями и навыками в повседневной деятельности и в ходе мероприятий боевой подготовки.

АРМЕЙСКИЙ СБОРНИК 05 2022 Г
https://army.ric.mil.ru/Stati/item/408032/