От Prepod Ответить на сообщение
К Alex Medvedev
Дата 13.07.2022 20:26:25 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Современность; Политек; 1917-1939; Версия для печати

Наоборот, достолыпинская община это гарантия от Цапков

>рынком тут и не пахнет.
Это правда, но Цапки тоже ни при чем.
Традиционная община это «чёрный ящик», мало понятный для помещика и государства с клубком обычных правил и взаимных обязательств, а также круговой поруки. Это понятная стратегия коллективного выливания. Попробуй кто-то вести себя как Цапок, он, конечно, имел шанс подмять под себя деревню. Но шанс быть прикладным в ближайшем лесочке или чисто случайно сгореть с семейством были сильно выше. Народ-богоносец был гуманен и активно практиковал христианское смирение.
А потом государство стало активно фапать на «справного хозяина» и земельные участки, находившиеся в связи с трудностями перепелов во владении немаленькие кланов, стали закреплять в собственность за старшим мужчиной этого клана. И обеспечило ему А если он ещё и занимался ростовщичеством и/или обладал необходимыми задатками, то вот оно, рождение Цапка, хрестоматийного «кулака-мироеда», опору аграрной политики последнего Романова. Он опирается уже не на традиционные общинные правила, а на поддержку государства и собственный силовой ресурс в лице зависимых от него близких и дальних родственников, а потом и клиентелы (они же «подкулачники»). Не то чтобы раньше такого не были, но есть разница между взятием общины под контроль и разрушением общины с заменой компромиссных правил личным произволом, потому и «мироед». Это и обеспечило массовую поддержку мероприятий совласти на селе.