От Манлихер Ответить на сообщение
К Паршев Ответить по почте
Дата 30.03.2022 14:17:58 Найти в дереве
Рубрики Современность; Версия для печати

Ну, формально есть III Гаагская конвенция об открытии военных действий (+)

Моё почтение

...содержащая обязательства не начинать военных действий без предварительного заявления об этом. Кстати, весьма забавно, что Украина одна из немногих стран, кто эту конвенцию ратифицировал в 21 веке (в 2015 году).

Де-факто объявление войны влечет за собой разные не всегда полезные для воюющих последствия, поэтому после 1945 ЕМНИП, никто ее не объявлял, все войны, насколько я понимаю, были необъявленные.
Последствия типа автоматического прекращения договоров, интернирований, эмбарго на поставку вооружений и военных матриалов чаще всего невыгодны, поэтому войны сейчас и не объявляют. А Женевские конвенции, как и гуманитарное право вообще, применяется независит от формальной фиксации налиция состояния войны.

>В военном праве речь идет о вооруженных действиях каких-то государственных структур, и некоторых к ним приравненных. Объявления войны при этом не требуется.

Для того, чтобы военное нападение одного государства на территорию другого государства считалось легитимным, надо формально находиться в состоянии войны. Если атакующее государство хочет избежать такого состояния, оно дает как-то иное обоснование - поддержка союзника, как с Южным Вьетнамом, защита населения, как в Югославии и т.п. РФ, что в 2008, что в 2022, такие обоснования представила - еще раз, можно считать их недостаточными, но они есть.
Международное право в значительной степени построено на обычае, который формируется после прецедента и нескольких повторений. Учитывая, сколько раз подобное повторялось без последствий для атакующих, это уже можно считать обычаем.
Но, если одно государство атакует другое на территории последнего без обоснования, оно формально нарушает МПП, даже если находится в состоянии фактической необъявленной войны. Больше скажу - если ВСУ стреляет по территории РФ, это агрессия, потому что Украина формально никак сове нахождение в состоянии войны на международном уровне не зафискировала - только военное положение на внутреннем.

В сражениях за истину последняя участия не принимает