От Kosta Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 09.06.2021 19:39:48 Найти в дереве
Рубрики WWII; Армия; 1941; Версия для печати

Батальон как самое слабое звено РККА

Не знаю правильно или нет, но по прочтении Смирнова «Репрессии ли обезглавили Красную армию?» сложилось впечатление, что батальонный уровень оказался едва ли не самым слабым звеном довоенной РККА.

«ни одного командира батальона», который бы грамотно, на местности, организовывал взаимодействие». (1935 г. Тухачевский)

«В 1935 году наиболее слабым звеном в подготовке комсостава оказался командир батальона и его штаб, особенно в деле взаимодействия пехоты, танков и артиллерии в масштабе роты и батальона». (Уборевич).

батальоны «с их штабами» могут «по-прежнему» оказаться «слабейшим звеном в системе боевой подготовки армии» (1936)

К 1940-му мало что меняется: комбат в среднем является «малограмотным», а «порой и неграмотным командиром» Музыченко).

И это на фоне далеко не блестящей подготовки и штабов остального уровня, о причинах которой автор обещал рассказать в следующей монографии. Хотя кое-какие соображения по поводу слабости именно батальонного звена лежат на поверхности: комбат это то звено, которое уже увязывает взаимодействие родов войск, т.е. тут потребен определенный уровень образования. Хорошо бы 10-летка как база. Но поди замани людей с таким образованием в армию: до конца 1930-х особых плюшек в материальном плане там, ЕМНИП, не было. Это первый момент, а второй – рост армии в период 1935-37, затем с 1939-го. В итоге -кратный. В таких условиях всех мало мальски пригодных для занятия командных и штабных должностей на уровне полк-корпус людей с комбатовских должностей неизбежно высасывает наверх как пылесосом, а общий уровень остается низок.

В этом плане интересно, а как оценивали батальонное звено в ВОВ и после неё? Кто то встречал оценки?

Пока попадался разве что Неупоминаемый: «Во второй половине шестидесятых годов офицеры фронтовики, которые после войны не сумели прорваться в академии, достигли своего служебного максимума — батальонного уровня. Поднимать их выше было нельзя — не окончили академии, посылать в академии нецелесообразно по возрасту, снижать тоже не за что — все они опытные, заслуженные, дисциплинированные служаки, и на пенсию их тоже отправлять нельзя — после хрущевских реформ в армии была жуткая нехватка офицеров.

Фронтовики плотно оккупировали батальонное звено: должности командир батальона, заместитель командира, начальник штаба образовали как бы затор на служебной лестнице. С одной стороны, совершенно невозможно поднимать молодых офицеров с ротного уровня, с другой стороны, некем менять выбывающих офицеров на полковом уровне. Поэтому многие молодые офицеры, сумевшие прорваться в академию с ротного звена, возвращались на полковое звено, пропуская сразу две ступеньки в лестнице: должности замкомбат и комбат. Это явление было повальным.»