От Александр Жмодиков Ответить на сообщение
К марат Ответить по почте
Дата 16.03.2021 10:31:14 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Армия; Версия для печати

Re: А.Митяев. Книга...

>>Это кто так решил? Кутузов хоть слово сказал по поводу того, что он не желает сражения?
>
>Сказал же - одолеть не надеюсь, а обмануть - да.

Во-первых, не Кутузов сказал, а некто другой много позже сказал, что Кутузов сказал. А что именно Кутузов сказал, и сказал ли вообще - мы того не знаем.
Во-вторых, "обмануть" не исключает "дать большое сражение".

>>>1. В случае победы при Бородино Кутузов все равно бы отступил?
>>>2. Получается, Кутузов считал, что разобьет Наполеона, но все равно не хотел давать сражение при Бородино?
>>
>>Не понимаю, как это получается. Почему нужно было именно разбить Наполеона при Бородино? Остановить было недостаточно? У Наполеона не было базы снабжения поблизости, из которого он мог бы кормить свою армию подвозом. Армия Наполеона испытывала серьезные проблемы с продовольствием еще до Бородинской битвы. Брандт, офицер в дивизии Клапареда (легион Вислы) в своем дневнике писал, что в дни перед битвой они питались зерном и кониной, зажаренными на костре. Другие офицеры вспоминали, что в последние дни перед битвой питались плохо. Если бы Кутузов смог удержаться на позиции, армия Наполеона начала бы голодать, и Наполеону пришлось бы отступать к Смоленску, где он мог получить подкрепление в виде 9-го корпуса маршала Виктора и мог надеяться найти хоть какое-то продовольствие.
>
>Откуда я знаю. Это ваш тезис был: в случае победы отступил бы? А так-то остановил Наполеона, но узнав о своих потерях - отступил.

Кутузов отступил не только и даже не столько потому, что узнал о своих потерях. А.П. Ермолов и А.А. Щербинин (ординарец К.Ф. Толя, ближайшего помощника Кутузова) писали, что главной причиной было положение на левом фланге, где генерал К.Ф. Багговут к вечеру отступил очень далеко по старой Смоленской дороге, которая вела на коммуникации армии.

Ермолов:
>II-й корпус генерал-лейтенанта Багговута употреблен был на оконечности левого нашего крыла, дабы не допустить неприятеля обойти нас старою почтовою дорогою. Много способствовало нам лесистое местоположение, ибо неприятель встречал затруднение употребить большие силы. В конце дня однако же II-й корпус потерял много расстояния и мог бы даже лишиться связи с прочими войсками, что по темноте ночи не тотчас было замечено.
>Таким образом, прекратился бой Бородинский. Князь Кутузов приказал объявить войскам, что завтрашний день он возобновляет сражение. Невозможно выразить более признательности к подвигам войск, как уверенностию в мужестве и твердости их во всяком случае! >Начальники и подчиненные, вообще все, приняли объявление с восторгом!
>Получивши обстоятельное донесение, что II-й корпус отброшен и левое наше крыло открыто совершенно, князь Кутузов отменил намерение, и приступлено к составлению диспозиции об отступлении.

Щербинин:
>Карл Федорович [Толь] велел мне следовать за ним. Следуя в темноте по линии войск, расположившихся уже на биваках, но еще без огней, мы слышали падавшие вдали весьма изредка отдельные пушечные выстрелы. Приехав на левый фланг, Карл Федорович узнал, что старая Московская дорога, ведет лесами, прямее почтовой, на коммуникации армии. Оттуда только слышались упомянутые выстрелы. Это обстоятельство было решительное.
>В 11 часов вечера генералы разъехались к своим местам, получив приказание Кутузова к отступлению.

И.П. Липранди (обер-квартимейстер 6-го пехотного корпуса) указывал другую причину в качестве главной:
>Все мои сослуживцы должны помнить этот момент, когда мы, собранные для переписки диспозиции, каждый для своего корпуса, увидели пленного раненого полковника конных баварских войск, представленного в главную квартиру. От него узнали, что старая гвардия Наполеона не была в деле и т.д., что и решило отступление.

Клаузевиц считал, что именно соотношение сохранившихся резервов было главным фактором, который играл роль при принятии решения, продолжать сражение на следующий день, или нет, не только при Бородино, но в целом в 1812-1815 годах:
>главным основанием для окончательного решения является по большей части численное соотношение резервов, оставшихся нетронутыми у той и у другой стороны; тот полководец, который видит резкий перевес своего противника в этом отношении, решается на отступление.

>>>Кутузов не ждал победы при Бородино и считал сражение не нужным в целях сохранения армии. Естественно, в случае чуда(победы русской армии) он бы не стал отступать.
>>
>>Если Кутузов не хотел сражения и не ждал победы, зачем он дал сражение? Потерял не менее 40 тыс. человек убитыми, ранеными и пленными, причем тяжелораненые были оставлены частью в Можайске, частью в Москве, и были потеряны безвозвратно, и еще несколько тысяч человек дезертировали по пути через Москву. А могло закончиться еще хуже.
>
>На это тоже ответил - установка тренера (общественное мнение, мнение императора)

Можно было дать не столь масштабное сражение и отступить. В принципе, после Шевардинского боя можно было, сославшись на то, что с потерей редута позиция, и без того не очень хорошая, стала совсем непригодной для обороны. Император далеко, не разберется. Но Кутузов остался на следующий день, и на следующий.