|
От
|
Д.И.У.
|
|
К
|
Д.И.У.
|
|
Дата
|
26.12.2020 22:58:53
|
|
Рубрики
|
Современность;
|
|
Чуть о БРЛС "Копье-А"
>>Неделю в Москве не видели солнце. Ни рассветов, ни закатов; плотная пелена на 1200 метрах. В Петербурге тоже самое. А где-то там на 8000 метрах парит новый чудо-самоплан Байрайктар с мощной оптикой, готовый метнуть бонбу. Только за неделю такой погоды даже старый танк может доехать по пункта управления и прокрутиться на нм пару оборотов.
>
>РЛС Х-диапазона (как на истребителях-бомбардировщиках, но маленькая) + станция РТР (чтобы выявлять РЛС Панцирей-Торов-Буков заранее). И ПТУР/УАБ с АР или ТПВ ГСН (то есть с подлинным самонаведением, для которого достаточно грубого целеуказания).
>Не будет работать только в тропический ливень или снежный буран.
>Как ни удивительно, весь комплект может влезть даже на "Байрактар", пусть по пределу - это слишком маленький аппарат весом до 650 кг и с нагрузкой до 150 кг. Однако Multi Mode AESA Radar плюс РТР теперь могут весить даже меньше, чем 45-кг MX-15D (заметим, это не только ТПВ и оптическая камеры, но также ЛД и ЛЦУ). С таким комплектом оборудования "Байрактар" уже не сможет применять дешевые бомбы/ракеты с лазерным наведением, но сможет применять УР "выстрелил и забыл".
>А на более крупную "Анку" (до 1600 кг весом) уже встанут и РЛС, и камера одновременно.
>То есть проблема не в погоде, но в доступности необходимого оборудования. Которое есть у "старших" стран НАТО. У них есть и малозаметные винты (имеются программы стелс-вертолетов), и целый набор серийно выпускаемых радиопоглощающих и отражающих материалов, которыми можно прикрывать металлические части внутри фюзеляжа - причем не дорогих "истребительных", а более дешевых и долговечных "сухопутных".
Следует иметь в виду, что по своему боевому применению сегодняшний "средний" (MALE - medium-altitude long-endurance) разведывательно-ударный БПЛА не отличается от штурмового вертолета, легкого штурмовика, легкого морского патрульного самолета. Виды БРЭО, пригодные для этих пилотируемых категорий, обычно пригодны и для БПЛА. В большинстве случаев - в даже немодифицированном виде. Проблема только в весе/габаритах, которые резко сократились в последние пару десятилетий.
К примеру, упомянутая многофункциональная оптико-тепловизионная локационная система Harris Wescam MX-15D предназначена в первую очередь для боевых вертолетов (канадских, английских, итальянских, американских, французской жандармерии и т.д.), и только заодно для БПЛА.
То же касается и РЛС. Пригодное для "Апача" пригодно и для БПЛА, лишь бы вписалось в габариты.
Отдаленный, но ближайший российский аналог "всепогодной" БРЛС "истребительного" X-диапазона (2,5 - 3,75 см) для упомянутых целей - "Копье-А" от АО «Корпорация «Фазотрон-НИИР».
Само "Копье" - уменьшенная версия известной РЛС "Жук" для МиГ-29, еще в 1990-е разрабатывалось для экспортной модернизации МиГ-21, потом под Су-25 и Як-130, и к 2017 г. наконец-то вымучили АФАР версию для модернизации морских вертолетов Ка-27ПЛ - http://bastion-karpenko.ru/radar-kopye-a/
Станция донельзя убогая, значительно худшая практически во всем по сравнению с западными аналогами - тяжёлая (впрочем, не будем забывать, что она для 360-градусного обзора с механическим вращением, но западноевропейские аналоги и такого типа вдвое легче - Leonardo Osprey, Thales Searchmaster - https://www.thalesgroup.com/en/searchmaster , https://www.thalesgroup.com/sites/default/files/database/d7/asset/document/searchmaster_gb_2016.pdf - заметим, кстати, что тот же радар работает как в доплеровском, так и не-доплеровском режиме по выбору пользователя),
с низким разрешением (наилучший режим картографирования - 1,5 м, тогда как британо-итальянские учёные в том же Х-диапазоне как-то выжимают режим с разрешением 0,3 м),
наработка на отказ - 500 часов (у англо-итальянских, французских, американских прямых аналогов того же 2017 г. - 2000 часов и более до отключающего отказа).
Тем не менее, это некий успех - первая российская реально серийная и поступающая в строевые части РЛС с АФАР. Возможно, и единственная до сих пор.
РЛС с АФАР особенно выгодны (и даже необходимы) для БПЛА именно в связи с меньшим весом, модульностью (легко проектировать РЛС разной мощности, используя разное количество одинаковых приемо-передающих модулей), а также надежностью и ремонтопригодностью (что особо важно при длительном применении).
Более отдаленный российский аналог - РЛК «Арбалет» ("для круглосуточного всепогодного применения Ка-52, Ка-60") - http://bastion-karpenko.ru/arbalet-rls/. Более отдаленный, поскольку для обнаружения надводных и наземных целей использует только Ка-диапазон (8-11 мм).