От Д.И.У. Ответить на сообщение
К Олег Рико
Дата 25.12.2020 19:03:29 Найти в дереве
Рубрики Современность; Версия для печати

Между миллионом и двумя

>А есть точные данные о цене за один беспилотник? Я слышал очень различные цены от 800К до 10М

4-5М, 10М получатся только при делении всего заказа, включая наземное, вспомогательное оборудование и оружие, плюс все виды нематериальных накладных расходов, на число летательных аппаратов.
Точная цена летательного аппарата "Байрактар", в узком смысле, неизвестна (турецкий военный бюджет не раскрывается, как и продажи в другие страны).
Её вообще трудно определить, так как основную часть вносит съемное электронное оборудование, которое может быть разным.

Но "порядок цифр" прикинуть можно.
Самая дорогая часть в летающем - камера Wescam MX-15D (точнее, многофункциональное устройство, которое может быть в разной комплектации).
Её стоимость варьируется от 550000 ("чистая продажная" без аксессуаров и доп.расходов у более старой версии) до 1400000 долл. Пример контракта - https://govtribe.com/opportunity/federal-contract-opportunity/l-3-mx-15d-sensor-turrets-w5r8gz17r0234 (6 устройств за 7,4 млн долл - но сюда могут входить обучение, техобслуживание, установка, запчасти).
Наивысшая цена - самая полная комплектация: 45 кг общий вес, тепловизор 1280 точек, оптическая камера 1024 точки, лазерный дальномер повышенной точности 2 м, лазерный целеуказатель.

В 2020 г. турки представили собственный многофункциональный аналог, тепловизор похуже - на 1024 точки (возможно, матрица уже не американская).

Сам аппарат - довольно простой (хотя и не примитивной) конструкции.
Вот он на параде в Баку:
https://www.militaryimages.net/attachments/eouufxdvga82xdl-jpg.266866/
или ночью
https://www.militaryimages.net/proxy.php?image=https%3A%2F%2Fabload.de%2Fimg%2F129163234_10156511074gkktq.jpg&hash=a83a59a9ff1ac6173cfb0081dc55e5f5
На "дневном" убирающихся шасси нет, а на "ночном" уже вроде бы есть.
Его стоимость должна быть в десятках тыс. долл. (если сравнивать с гражданскими планерами сходных размеров).
Точно так же двигатель автомобильной мощности 100 лс, с топливной системой и электрикой - тоже в десятки тыс. долл., не более (если ориентироваться на "Ротакс").
Более дорогое связное-навигационное оборудование, но оно крупносерийное американо-английское, унифицированное со стоящим на десятках тысяч малых самолетов и вертолетов. То есть немногие сотни тысяч долларов.

Всё вместе, даже с самой дорогой, новейшей камерой - не получается больше 2 млн долл.
Меньше - может быть, но не меньше 1 млн$.
Грубо говоря - как дозвуковая крылатая ракета или ракета С-300/400.

Есть еще стоимость НИОКР и программного обеспечения, которая может быть очень высокой и налагаться на "заказ в целом". Но включать её в стоимость потерянного летательного аппарата вряд ли верно.