|
От
|
Bigfoot
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
08.10.2020 23:59:19
|
|
Рубрики
|
WWII; Флот;
|
|
Интересный факт о радаре "Илластриеса". (+)
Не имея никаких серьезных познаний в области флота, был готов согласиться с мнением оппонента по поводу невозможности определения высоты радаром "Илластриеса": ( https://vif2ne.org/nvk/forum/2/co/2939114.htm ). Но решил на всякий случай проверить, ибо в предыдущем случае с датами установки нового радара я понадеялся на авторитет автора, поленившись сверить с другими источниками. В результате использовал ошибочные данные Констама и был неправ. К счастью, в Сети оказалось доступным аж несколько книг по британским радарам военной поры. И одна из них оказалась прелюбопытнейшей: F.A.Kingsley (ed.),"The Development of Radar Equipments for the Royal Navy, 1935-45", Naval Radar Trust, 1995.
В ней на стр.74 в главе "Ранние методы определения высоты" (Early Methods of Height Estimation) описывается, как в конце 1940 г. на радаре "Илластриеса" (тип 79) с помощью ухищрений (использование интерференции между антенной и ее отражением от водной поверхности) все же наловчились определять высоту подлетающих самолетов, хотя изначально он мог выдавать только полярные координаты (азимут, удаление). Именно эта возможность позволила наводить с него истребители, т.к. для обеспечения перехвата, все же, требовалась и третья координата - хотя бы приблизительно.
Цитата:
Typical detection ranges with Type 79 were large enough to allow interception of incoming aircraft by fighters, provided that the enemy's height was known approximately. Fighter direction really became feasible with the arrival in August 1940 of the new carrier "Illustrious", fitted with the most modern Fulmar fighters and Type 79. However, early attempts had been made by several other ships and enquiries were soon received from the Fleet asking if there was a linear relation between detection range and target height that could be used to determine the latter. Ross prepared a reply based on exploiting the vertical polar diagram formed by interference between the antenna and its mirror image reflected in the sea surface. He explained that the range of detection was related, though not linearly, with aircraft height above the optical horizon, from which the height above the sea surface could then be determined. He pointed out that this could only be an approximate estimate, because of factors such as the operating efficiency of the radar and the type of aircraft. Use of the minima of the vertical lobe pattern should provide an estimate less dependent on such factors, but would only be possible at shorter ranges.
The method was developed by Hoyle, who had joined Ross at the end of 1940. He was also asked to look into the performance of Type 281, particularly as regards high-flying aircraft, which might escape detection in the lowest lobe if operational efficiency was poor. Hoyle devised an ingenious graphical presentation that proved of great operational value. The vertical lobe pattern was plotted on a rectangular grid of detection range versus height above the optical horizon, and superimposed on this were curves of constant aircraft heights above sea level. (In this presentation the earth's surface curves downward from the origin.) The aircraft height could then quickly be read off by eye, avoiding the need for the ship's radar officer to calculate the effects of the earth's curvature. It was soon followed by an even simpler presentation in which true heights were drawn as horizontal lines. The radar horizon then turns upwards, as do the lobes of the polar diagram.
Далее повествуется о том, что поначалу дело шло туго - отчеты свидетельствовали о недостаточной точности, но потом с помощью дополнительной калибровки по своим самолетам метод значительно улучшили (а в радаре тип 281 для этого ввели performance meter - не уверен, как в этом случае правильно интерпретировать "performance" - как мощность излучателя или макс. дальность обнаружения?). Перевести процитированный текст могу, но большого смысла не вижу - текст несложен.
Писал это Basil Lythall, CB, formerly Chief Scientist, Royal Navy, Member of the Admiralty Board, and Deputy Controller of the Navy for Research and Development.
Итого: тип 79 был первым радаром RN, способным выдавать высоту (пусть приблизительно) и первым кораблем, где эта возможность была использована для наведения истребителей, был именно "Илластриес".
В общем, жизнь в очередной раз оказалась богаче фантазии. И знание общих принципов часто совершенно недостаточно для корректных выводов.
ЗЫ. Я не уверен, что в январе 41го этот метод использовался в боевых условиях, более того, считаю это маловероятным. Но и полностью исключать такую возможность тоже не вижу достаточных оснований.