Как уже отмечалось выше, митрополит Зосима был подвержен многим тяжким порокам, например мужеложству и даже скотоложству. Его нравственное состояние, таким образом, не выдерживало никакой канонической критики. Иеромонах Тарасий (Курганский) пишет об обычаях, принятых в кругах жидовствующих, к которым непосредственное отношение имел и Зосима, приводя слова преподобного Иосифа Волоцкого: «Половая распущенность, составляющая сущность их жизни и только прикрываемая лжебиблейским учением, достигла крайних пределов явления патологического. Не говоря уже о смешениях противоестественных, они с каким-то непонятным здоровому человеку наслаждением оскверняли целомудренных совершенно особым способом: “Привожаху блудницы в своя храмины, – пишет преподобный Иосиф, – и скверняхуся с ними блудом и мыяхуся с ними в лохане и скверную сию воду взимаху и вливаху сию в вино и мед и посылаху то вино и мед святителям и священникам, и к болярам и к гостем и ко всем православным христианам”. Преподобный Иосиф нисколько не преувеличивает, утверждая, что подобного ничего и “пси не вкушают”»[5]. Кроме того, и в этом между собой согласны все историки, Зосима очень любил различные гуляния и, как следствие, подвержен был греху пьянства.
По иронии судьбы именно Зосима, человек недостойный занимать митрополичью кафедру, в новосозданной к концу XV столетия пасхалии озвучивает жизненно важное для Руси того времени положение о том, что Москва после падения Византии становится градом «нового Константина». А великий князь централизованной Руси в лице Иоанна III преображается в «нового Константина». Можно, однако, предположить, что все возвеличивания митрополитом великого князя сводились, по сути, лишь к одному – к возможности заручиться надежной поддержкой правителя в борьбе с защитниками Православия, открыто выступившими против Зосимы.
По словам Н.И. Костомарова, «Зосима недолго мог скрываться. Ревнители благочестия скоро разгадали его, соблазнились его поведением, его двусмысленными выходками, о которых слух расходился в народе, и стали обличать его. Митрополит, прежде проповедовавший милость ко всем, теперь сам стал жаловаться великому князю на своих врагов, и великий князь подверг некоторых заточению»[6]. Но после того как преподобный Иосиф Волоцкий обратился к епископату со смелым призывом прогнать еретика с престола святого Петра и запрещением испрашивать у митрополита благословения («учите все православное христианство, чтоб не приходили к этому скверному отступнику за благословением»[7]), против Зосимы поднялась вся Церковь. И в результате решением Собора 1494 года бывший митрополит сослан был сначала в Симонов, а потом в Троицкий монастырь на исправление. Даже здесь проявилось печалование о нем верхушки жидовствующих и личное доброе отношение к нему Иоанна III, основанное сугубо на лести: низложен был Зосима не за ересь, в которой его обвиняли, а за пьянство и нерадение о Церкви.
Подводя итог, можно смело утверждать, что митрополит Зосима является одним из худших первосвятителей Русской Церкви за всю ее многовековую историю. Возможно и не являясь убежденным последователем ереси жидовствующих, он все же по своей тяжкой приверженности всевозможным страстям не был, согласно канонам, достоин не только предстоятельства, но даже и низших степеней священства. Однако в противостоянии митрополиту Зосиме и его единомышленникам Русская Церковь приобрела уникальный опыт борьбы за чистоту Православия, борьбы, опирающейся на соборный церковный разум.
Изложение пасхалии на восьмую тысячу лет, повелением государя великого князя Иоанha Васильевича всея Руси, преосвященным Зосимой, митрополитом всея Руси, в нейже чаем всемирного пришествия Христова
...И бысть, по прехождешнии 3035 лет, прослави Бог православного первого 3036 царя Константина и показа ему свыше на небесах знамение честного креста, одоление и победу на враги, якоже и бысть; он же прият скипетр 3037 , непобедимо оружие – православную веру Христову, и побежая всех врагов, и покори под нозе свои всех супостатов, и веру православную Христову утверди, по апостольским преданиям, и еретичествующих на православную веру отгна, яко волны, и наречен бысть равен Апостолом. И Божьей волей сотвори град во имя свое и нарече ѝ град Константин, еже есть Царьград, и наречеся Новый Рим 3038 : и болма простреся православная вера Христова по всей земли. По сих же летах избра себе 3039 Господь Бог от идолопоклонников сосуд чист, благоверного и христолюбивого великого князя Владимира киевского и всея Руси, иже испытав о верах, и приим от Константинограда, яко щит непобедим в сердце си, православную веру Христову и крестися святым крещением во имя Отца и Сына и Святого Духа, идолы же сокруши, и неверные в веру приведе, и просвети всю русскую землю святым крещением, и прием от Бога оружие непобедимо, одоление на врагов, и покори под нозе свои всех супостатов, и утверди православную веру, яже в Христа Бога, и наречен бысть второй Константин. И ныне же, в последние сия лета, якоже и в первые, прослави Бог сродника его, иже в православии просиявшего, благоверного и христолюбивого великого князя Ивана Василевича, государя и самодержца всея Руси, нового царя Константина новому граду Константину – Москве, и всей русской земли и иным многим землям государя, якоже и 3040 Господь рече: «прославляющих мя прославлю», и прославися имя его и слава по всей вселенной, и предаст ему Господь Бог скипетр, непобедимо оружие на всех врагов, и неверных покори под нозе его, и всех супостатов предаст ему Господь Бога в руце его: и веру православную, яже в Христа Бога, утверди, еретичествующих же на православную веру Христову отгна, яко волков.