От Locke Ответить на сообщение
К Skvortsov
Дата 03.05.2020 15:50:10 Найти в дереве
Рубрики Современность; ВВС; Версия для печати

вернуться к Мэхэну можно, только полностью отказавшись от ЯО

>Как виделась ситуация в 1954 г.:

>Since the American navy now possesses command of the sea, however, and since the Soviet surface navy is in no position to challenge this except in struggles for local supremacy in the Baltic and Black Seas, the Navy can no longer accept this Mahanite definition of its mission. Its purpose now is not to acquire command of the sea but rather to utilize its command of the sea to achieve supremacy on the land. More specifically, it is to apply naval power to that decisive strip of littoral encircling the Eurasian continent. This means a real revolution in naval thought and operations. For decades the eyes of the Navy have been turned outward to the ocean and the blue water; now the Navy must reverse itself and look inland where its new objectives lie.

>А вот в ближайшем будущем, с появлением в "blue water" китайского флота, надо возвращаться к прежней миссии "to acquire command of the sea".


Возникновение в СССР (1970-е) и Китае (2000-е) того, что называется Blue-Water Navy в общем-то является совсем другими пьесами, потому что оба этих феномена имеют другие причины. Мэхэновские Fleets растут из другого навоза - из перенесенного на океанские пространства соперничества континентальных европейских держав между собой и с Англией по поводу контроля колоний и SLOCs между колониями и метрополиями. Германия и Япония сильно опоздали к этому турниру, но и они попытались играть в ту же игру в 1МВ (Германия) и во 2МВ (Япония), оба раза уже неудачно априори, потому что колониальный мир уже был стабилен в границах и влиянии, в первую очередь экономико-политическом, которые выходит далеко за пределы коротких по сути промежутков интенсивных конфликтов. Ну а наш и китайские ивенты вообще не о колониях (хотя в распространении коммунизма был колониальный подтекст), а о том или ином способе обеспечить и повысить эффективность ядерного сдерживания. В этом смысле советский и китайский флоты, оперирующие в океанах, не были и не являются в буквальном мэхэнианском смысле смысле Blue-Water Navies, просто потому что ни одному из них не ставилась и не ставится задача контроля длинных входящих SLOCs, которых у обоих стран исторически просто нет. Исходящие есть (в основном сухопутные у нас, в основном морские у Китая), а входящих - нет. А сыр-бор именно относительно входящих SLOCs всегда и шёл.

Это с исторической точки зрения.

С доктринальной - задачу обеспечения Sea Control тогда играли силы, те самые Fleets, создаваемые для генеральных сражений, которые могли сражаться (Fleet In Action), а могли и просто давить на нервы врагу, не сражаясь (Fleet In Being), но они никогда или почти никогда самостоятельно этот контроль не осуществляли, для этого существовали силы Flotillia, которые, наоборот, практически не привлекались к генеральным разборкам, зато опираясь на их результаты, и воплощали контроль. Теперь задача обеспечения Sea Control вообще не стоит, точнее она не стоит перед военно-морскими флотами ведущих наций, которым есть что защищать, её функции выполняют те или иные национальные СЯС. Наличие у страны ядерного оружия и средств доставки в принципе означает невозможность того, для чего этот Sea Control и существовал - подвоза морем войск/срыва такого подвоза и осуществления/срыва высадок, не всегда в форме МДО, но всегда исходя из стратегической сверхзадачи добиться контроля спорных сухопутных территорий. Сейчас это просто невозможно. Другое дело - морская блокада, но как показала практика, есть государства, которые такой блокадой задушить невозможно, те же Германия и Россия: у них хватает наземных или внутренних водных коммуникаций, чтобы выжить и вести если не войны, то свою политику. Что касается оставшегося у флотов элемента обеспечения Sea Control, то это конечно ПЛАРБ/ПЛРБ, где они есть, и вот на их своевременное развертывание и обеспечение боевой устойчивости и уходят основные силы эти вот квази-blue-water navies, а наиболее важную и "боевую", крейсерскую функцию этого осуществления исполняют атомные и неатомные многоцелевые ПЛ, поддержанные национальными разведсообществами и при необходимости, другими силами. Именно ПЛ добавляют связности в А2/AD и могут чистить море от чужих сил самим фактом своего существования, что в некоторой степени напоминает о принципе Fleet In Being, но уже динамически, ибо статически о нем напоминают береговые силы, организующие A2\AD.
А вот осуществлением Sea Control, который остался перманентным именно в рамках вот этих A2/AD, в рутинных условиях занимаются легкие силы флотов или береговые охраны (по выражению бывшего коменданта USCG адмирала Йоста - то, что не менее 40 стран планеты называют своими национальными ВМС - на самом деле береговые охраны).