От Locke Ответить на сообщение
К Iva
Дата 24.04.2020 11:19:07 Найти в дереве
Рубрики Современность; Флот; ВВС; Версия для печати

Да, есть специальный 127-мм противокатерный снаряд, но...

>Привет!

>>Вот интересно, как?
>
>для таких посудин 127 мм пушки хватит с избытком. Даже очень много будет.

не так все просто. Да, есть специальный снаряд на базе Mk 172 HE-ICM Cargo Round, HE-ET Mk179 с кассетной загрузкой взрывчатыми элементами и KE-ET Mk182 с кинетическими поражающими элементами, оба вроде как как раз представляют собой противокатерную защиту. Но тут ведь...


Смотрите. Многие считают функциональным эквивалентом авиаторпед 2МВ современные противокорабельные тактические ракеты. Но тут большая разница по судьбам носителей и, в результате, по ожиданиям атакующей стороны в области эффекта и в области потерь. ПКР имеют дальность минимум 20 км, обычно около 100, и носитель может быть в относительной безопасности. Главный вопрос - ЦУ, его надежность, своевременность и точность. По авиаторпедам было иначе: носитель в любом случае входил в зону поражения.

Вообще, самолет-торпедоносец и его основное оружие - это комплексное боевое средство предназначенное для поражения крупных маломаневренных надводных целей со слабой ПВО. Это как бы аксиома. Если цель не соответствует хотя бы какому-то одному из этих параметров, эффективность торпедного удара с воздуха резко снижается.
Считается, что слава японских палубных торпедоносцев базируется не столько на Пирл-Харборе, где цели были неподвижными и чему предшествовала английская атака на Таранто, а еще раньше, в 1918 - английские же планы атаки Хохзеефлотте в бухте Яде с "Аргуса" торпедоносцами Сопвич "Куку", не реализованная по неготовности авианосца - это фатальное поражение трех американских авианосцев, "Лексингтона", "Йокртауна" и "Хорнета". Не потопление - их пришлось добивать потом более мощными торпедами НК и/или ПЛ - а именно вывод из строя. Японские торпедоносцы в 1941-42 - наиболее хорошо, длительно и адекватно тактически подготовленные экипажи среди всех флотов и ВВС. Не столько даже имевшие боевой опыт, сколько именно подготовленные, это важно.
Но в любом из этих трёх случаев цель - американский авианосец - проваливала минимум один из параметров: скорость, маневренность, адекватность ПВО.
1. "Лексингтон" в Коралловом море в мае 1942 был обречен на попадания уже просто в силу отвратительной маневренности проекта, переделанного из ЛКР - его радиус реальной циркуляции влево легко превышал милю. Разумеется, шансов промахнуться по такой цели у японцев было немного. Здесь провал по маневренности, причем конструктивный. От чего конкретно погиб корабль, как четко и эффективно работали подразделения живучести и как на их работу повлияла конструктивная живучесть корабля, как в этом так и в последующих случаях - дело десятое: хорошо нацеленные и адекватно сброшенные торпеды попадали. Кстати, их видимо было больше двух официальных;
2. "Йорктаун" у Мидуэя в июне 1942 вследствии повреждения газоотводов КО передварительной атакой пикировщиков не смог в критический момент разогнаться быстрее 19 узлов. Здесь провал по скорости, обусловленный обстоятельствами. Остальное - так же;
3. "Хорнет у Санта Круз в октябре 1942 вроде и скорость держал 28 узлов, и Чарльз Мэйсон, командир корабля, начинавший на эсминцах, маневрировал как уходя от полиции, но тут провал ПВО корабля - разнобой в наведении истребителей. Да и в атаку выходило не 5-6 самолетов, а около 20, и ПВО в любом случае не справилось.

Далее по убывающей - все потопленные торпедоносцами в море линкоры и крейсеры, как правило, не имели истребительного прикрытия, и даже обладая высокой скоростью, не были рассчитаны на активное маневрирование для уклонения от торпедных атак в упор (при эффективном сбросе торпеды дистанция редко превышала 1000 метров, в основном 700-800, а это как бы не более 4 длин корпуса такой цели, и при массированном налете шансов мало даже чисто статистически). Стоит ли удивляться результатам?

Ну и последнее - самые заметные и яркие "крупные маломаневренные надводные цели со слабой ПВО" - это атлантические конвои союзников. Стоит ли удивляться тому факту, что Люфтваффе, создавая свою торпедную тактику, и отнеслось к колонне транспортов как единой целевой области, медленно и неповоротливо перемещающейся по воде? Это и дало пищу для тактики Golden Zange их торпедоносных гешвадеров, где вообще не было индивидуального прицеливания, хотя вот как раз у немцев приборы управления торпедным сбросом с самолетов были развиты круче всех.

И вот мы пришли в Персидский и смотрим, кого там это объезжают катерки КСИР? Что мы видим? Правильно - эту вот здоровенную экспедиционную плавбазу Lewis B. Puller, самую настоящую крупную маломаневренную надводную цель с никакой... ну скажем так, защитой от скоростных малоразмерных атакующих средств, проводящую ознакомительные полёты армейских "апачей" со своих спотов. И здесь дело уже не в ПВО, а в том, что если мы попробуем натянуть сову вот той старой торпедоносной концепции на глобус боевого применения катеров/катеров-смертников/беспилотных взрывающихся катеров, то мы найдем много общего, и слова пожалуй если и порвется, то несильно: вероятность заблаговременного обнаружения такой цели невелика, время реакции на уклонение от такого катера, примерно скорость торпеды в воде и воспроизводящего, минимальное, средств поражения таких целей (функционального эквивалента ПВО для торпедоносцев) адекватных пока нет. Есть экспериментальные системы, но нет адекватной оценки их боевой эффективности.

Между тем, тестирование катерного варианта этой старой тактической концепции, то есть "Таранто и Пирл-Харбор для взрывающихся катеров", уже произошло в 2000 году в порту Аден.

Адмиралы, которые в 1941 не верили в авиацию, примерно так же не верят в самопальные взрывающиеся катера, смертниками управляемыми или дистанционно наводимые, не суть. Ну, кроме израильских адмиралов, которые эту угрозу уже активно перетирают между собой. Остальным это кажется ерундой - вот как и Вам, видимо - отобьемся шапками. Где гарантия, что в носовой части вот этой пластиковой мыльницы КСИР не заложено 300 кг гексогена? И как от них отбиваться - на самом деле большой вопрос...