|
От
|
Пауль
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
06.12.2019 11:58:32
|
|
Рубрики
|
Современность; Армия;
|
|
Чуйков попытался донести правду после смещения Хрущёва
Напомню, что в тот период Василий Иванович руководил Гражданской обороной СССР.
Письмо В.И. Чуйкова в Президиум ЦК КПСС о ненормальном положении в Министерстве обороны СССР
№с/1197265сс
21 октября 1964 г.
Сов. секретно*
экз. № 1
В ПРЕЗИДИУМ ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА КПСС
Считаю своим партийным долгом доложить Президиуму ЦК КПСС о ненормальном положении, создавшемся за последнее время, особенно с конца 1962 года, в Министерстве обороны, которое наносит серьезный ущерб обороноспособности страны.
______________
*. Слова «Сов. секретно» написаны от руки В.И. Чуйковым. Внизу на полях справка синей шариковой ручкой «Этот документ тов. Брежнев Л.И. брал «за повестку» на заседание Политбюро ЦК. В архив. По указанию. Г. Цуканов». На обороте запись красной шариковой ручкой «Документ поступил в VI сектор ЦК КПСС 23 апреля 1970 г. С. Аветисян 23/IV/70».
Как известно, октябрьский Пленум ЦК КПСС 1957 года снял бывшего Министра обороны Жукова за пренебрежительное отношение к Военным Советам. В этом, в частности, проявлялся его бонапартизм. Казалось бы, что новое руководство Министерства обороны должно сделать из этого серьезные выводы. На словах такие выводы делались, а на деле оказалось совершенно иное. При поддержке Хрущева Малиновский и Гречко стали относиться к Главному Военному Совету еще более пренебрежительно. И поведение т. Епишева в этом вопросе совершенно непонятное, а вернее, соглашательское.
Используя особое покровительство со стороны Н.С. Хрущева, т.т. Малиновский и Гречко, попирая Положение о Военных Советах и о Коллегии Министерства обороны, а также основные партийные принципы, по существу, бесконтрольно управляли министерством, а во многих случаях и творили произвол.
Об этом убедительно свидетельствуют следующие факты:
1. Согласно Положению о Главном Военном Совете, он должен собираться один раз в квартал для обсуждения наиболее принципиальных вопросов организации и строительства Вооруженных Сил, военно-политического воспитания, хода и результатов оперативной и боевой подготовки.
Это положение систематически не выполняется. В последний раз Главный Военный Совет собирался в феврале 1963 года, т.е. более полутора лет тому назад. Но и на этом Совете обсуждался маловажный вопрос, а не те вопросы, которые были особенно важны для строительства наших Вооруженных Сил и требовали коллективного обсуждения крупнейших военачальников. Таким образом, Совет оказался проведенным, как говорится, для отбытия номера.
2. Столь же ненормальное положение сложилось и в Коллегии Министерства обороны. На Коллегии Министерства обороны только создается видимость коллективного обсуждения и решения. В действительности же любые справедливые, но неугодные Малиновскому и Гречко замечания и предложения расцениваются как подрыв единоначалия и авторитета министра.
Такое ненормальное положение приводило и приводит к тому, что решения, по существу, принимаются не Главным Военным Советом и Коллегией Министерства обороны, а министром без учета мнения членов Совета и Коллегии.
Тех же, кто был не согласен с такими решениями и настойчиво доказывал свою правоту, всячески компрометировали на служебных совещаниях и разборах, где нельзя было, не подрывая дисциплину, возразить или подать реплику. В дальнейшем таких людей по различным мотивам освобождали от работы, увольняли в запас или зачисляли в инспекторскую группу.
По существу, всех видных военачальников, Маршалов Советского Союза сразу же после зачисления в инспекторскую группу исключали из состава Главного Военного Совета и из Коллегии Министерства обороны, отстраняя их от активного участия в военном строительстве.
Великий Ленин, как известно, считал возможным и нужным использовать в качестве военных советников таких царских генералов, как Брусилов, Зайончковский и др. А Малиновский же стремится как можно скорее избавиться от советов выдающихся полководцев, прославленных маршалов, которые по партийному и боевому стажу, опыту работы нередко на голову стоят выше него.
3. Многие важнейшие вопросы дальнейшего укрепления обороноспособности Советского государства, совершенствования организационной структуры войск, их технической оснащенности, улучшения качества боевой и оперативной подготовки не обсуждались, и решение их искусственно затягивалось.
В то же время ряд важнейших вопросов решается кулуарным путем, без тщательного изучения и обсуждения.
Одним из таких решений была проведенная в начале этого года реорганизация Вооруженных Сил, в том числе вторичное расформирование командования и Главного штаба Сухопутных войск, а также реорганизация командования групп войск и военных округов. Это принципиальное решение не было обсуждено ни на Коллегии Министерства обороны, ни на Главном Военном Совете. Оно явилось плодом единоличных решений и было неожиданным для Вооруженных Сил.
Со всей ответственностью докладываю, что большинство маршалов и генералов, командующих и командиров разных степеней не одобряет этого решения и считает его вредным для дела.
4. Осенью 1962 года наша страна была поставлена на крайнюю грань термоядерной войны. Кто вздумал послать ракеты на Кубу? — Хрущев. А кто его поддержал в этом никчемном и авантюристическом деле? — Малиновский и Гречко.
Они послали на Кубу ныне покойного т. Бирюзова разведать условия установки ракет и уговорить Кастро, а затем ложно информировали правительство о благоприятных условиях скрытного размещения ракет на острове в то время, когда их мог наблюдать всякий, кому не лень.
Что же из этого получилось? Американская разведка быстро узнала о доставке наших ракет, немедленно проверила, и в результате нам пришлось с позором отступать.
Хотя Хрущев потом и доказывал, что предотвращение высадки американцев на Кубу стоило посылки этих ракет. Это же ведь оправдание для юнцов, а не для серьезных людей.
В результате мы не только отступили, но и серьезно подорвали свой престиж мощной страны, возглавляющей социалистический лагерь.
5. Имеющееся в настоящее время и все усиливающееся военное напряжение с китайцами на наших дальневосточных границах является плодом культа личности Хрущева, а также неправильной информации со стороны руководства Министерства обороны. В угоду желанию Хрущева министр посылает войска на дальневосточные границы, что еще более усиливает напряженность и недоверие между народами Китая и Советского Союза.
В прошлом 1963 году я был на Дальнем Востоке и изучал там обстановку. По возвращении доложил министру действительное положение дел, но Малиновский с моими докладами считаться не стал. Просил я Хрущева принять меня по этому вопросу, но принят не был.
Я лично был в Китае при Сунь Ятсене и Чан Кайши и сам видел и чувствовал, что китайский народ больше и сильнее всего любил и уважал русских. Слово «Сулян» — советский — было самым почетным и святым на устах простых китайцев.
Спрашивается, зачем обострять обстановку на границе с Китаем? Ведь если мы посылаем на Дальний Восток одну дивизию, то китайцы пошлют 5, мы пошлем 5 дивизий, китайцы пошлют 25 и т. д. Зачем это?
Военное напряжение, созданное на границе с Китаем, идет только на пользу нашим врагам, империалистам. Неслучайно, что они уже начинают аплодировать такому положению дел. Пользуясь нашими разногласиями, американцы впервые в истории отбомбили социалистическую страну Вьетнам, не говоря уже об их провокационных действиях в Лаосе, Камбодже и других районах.
6. Министр обороны и Генеральный Штаб добились отрыва Вооруженных Сил от Гражданской обороны, что, по моему мнению, приведет к тягчайшему положению страны в военное время.
Комплекс всех оборонных мероприятий должен быть единым и руководиться из единого центра. Нельзя ни в коем случае отделять активную защиту страны /действия Вооруженных Сил/ от так называемой пассивной /Гражданской обороны/.
В будущей термоядерной войне победит та страна, которая сумеет выжить, т. е. окажется способной не только наносить мощные удары и активно вести широкие наступательные действия на фронте, но и сумеет сохранить от ядерных ударов противника многомиллионное население, экономический потенциал.
Особенно важно сохранить рабочий класс и интеллигенцию, сосредоточенные в настоящее время в промышленных центрах, на которые уже в мирное время нацелены ракеты и самолеты противника.
Еще великий Ленин в свое время подчеркивал: «...если мы спасем трудящегося, спасем главную производительную силу человечества — рабочего, — мы все вернем, но мы погибнем, если не сумеем спасти его...» /Соч., т. 29, стр. 334-335/.
Главную задачу выживания страны нельзя успешно решить без самого тесного взаимодействия между Вооруженными Силами и Гражданской обороной и заблаговременной организации этого взаимодействия еще в мирное время.
И в прошлых войнах нельзя было добиться победы без крепкого тыла. А в современной войне, когда под ударом будет находиться вся территория страны, роль защиты тыла неизмеримо возрастает.
Кстати, хотя нам и не обязательно нужно делать все так, как у вероятных противников, но все же нельзя не отметить, что они строят и организуют гражданскую оборону своих стран в тесном взаимодействии с вооруженными силами и под единым руководством.
7. Не могу я не коснуться насаждения духа подхалимства и угодничества в Вооруженных Силах.
Первым подхалимом при Жукове был сам Малиновский. При Хрущеве его подхалимство еще более возросло. Уроки XX съезда партии ему не пошли впрок. Дело дошло до того, что он подхалимствует не только перед начальством, но даже перед подчиненными, зная особое расположение Хрущева к ним. Особенно наглядно это видно на его взаимоотношениях с Гречко.
Малиновский при активной поддержке Гречко окружил себя подхалимами и угодниками. В угоду Хрущеву и собственному тщеславию стала искажаться история Великой Отечественной войны. Боевые действия, в которых они участвовали, особенно совместно с Хрущевым, стали всячески превозноситься, а другие, более важные и выдающиеся операции — принижаться. Дело дошло до утверждений, что чуть ли ни всеми победами мы обязаны Хрущеву, Малиновскому, Гречко и иже с ними.
Если бы дело ограничивалось только историей, было еще полбеды. Но дух угодничества приведет к более серьезным ошибкам, поскольку в военном деле он особенно опасен потому, что расплачиваться за него придется кровью и жизнями многих миллионов людей. Подхалим в угоду начальству искажает истину, восхваляет глупость, проводит в жизнь неумные и неверные решения, а дело от этого страдает.
8. Партия постоянно учит нас подбирать руководящие кадры по деловым и политическим признакам. Но этот принцип в настоящее время систематически нарушается руководством Министерства обороны.
Очень часто выдвижение на ответственные посты осуществляется в порядке приятельских отношений, на основе прежней совместной службы и угодничества. Особенно наглядно это видно на примере назначения генерала Пеньковского Заместителем Министра обороны по боевой подготовке. Это выдвижение Малиновским своего протеже глубоко оскорбило подавляющее большинство наших генералов и офицеров. Ведь всем известно, что Пеньковский не любит, не знает и не умеет организовывать боевую подготовку. Он провалил ее, командуя Дальневосточным и Белорусским военными округами. В этих округах, издавна славившихся качеством боевой подготовки войск, при командовании Пеньковского боевая подготовка оказалась в загоне, и проверки выявили очень серьезные недостатки. А теперь ему доверили руководить боевой подготовкой в масштабе всех Вооруженных Сил, словно не нашлось из числа командующих округами и группами войск более сведущего и любящего это дело командующего.
Такие назначения нельзя назвать иначе, как произволом со стороны Малиновского. А подобных примеров можно привести еще немало.
* * *
Все изложенное выше заставляет меня откровенно доложить Президиуму ЦК КПСС, что я как член ЦК и военный руководитель не доверяю нынешнему руководству Министерством обороны. Там нет самокритики, а критику не терпят. В настоящее время у руководства Министерством обороны стоят люди, которые за кресло и собственное благополучие приносят в жертву государственные интересы.
Такое руководство не может обеспечить подготовку наших Вооруженных Сил к выполнению задач, поставленных перед ними партией и народом. Нет также никакой гарантии, что нынешнее руководство Министерства обороны, «спасая честь мундира», будет докладывать Центральному Комитету истинную обстановку. А это особенно опасно в настоящее время.
О чем докладываю.
МАРШАЛ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В. ЧУЙКОВ
АП РФ. Ф. 3. Оп. 50. Д. 5. Л. 216-225. Подлинник
Вестник Архива Президента Российской Федерации. Советская Армия: годы реформ и испытаний. Т. 2. М., 2018.
С уважением, Пауль.