От СБ Ответить на сообщение
К АМ Ответить по почте
Дата 06.12.2019 17:18:02 Найти в дереве
Рубрики Флот; Версия для печати

Ре: Куропаткин -...

>>Если уж принять, что с армией было нехорошо, то первым лицом, в списке ответственных за это - будет именно он.
>
>>К Куропаткину-командующему в общем тоже не без претензий, хотя как командующий он конечно едва ли может считаться главным виновником поражения.
>
>это если он во всеш своих сражениях действительно задействовал эффективно все свои силы но успеха не достиг, если нет то кто виновает как не командующий?

На войне можно не ошибиться и всё равно проиграть, как Паулюс в Сталинграде.

У Куропаткина конечно стратегическая ситуация была получше, а ответственность за общее состояние армии повыше. Но. Претензии к нему как к командующему армией надо рассматривать в свете того, что войска, как показали особенно ярко бои на правом берегу Тайцзыхэ в финале Ляояна, при примерно равных силах уступают японцам неподготовленные позиции, при двоекратном преимуществе терпят полное поражение во встречном бою и обращаются в бегство, как отряд Орлова, а сбить японцев с позиции, где те успели как-то окопаться, могут быть неспособны и при четырёхкратном. При этом по итогам такого цирка уже начальники корпусов и дивизий докладывают наверх о слабости войск и ищут поводов для пассивности.

И да, при этом снабжение всей маньчжурской армии привязано к одной железной дороге. Японцы же свои обходные манёвры выполняют за счёт снабжения по грунтовкам из нескольких охватывающе расположенных по отношению к её первоначальной позиции баз (платя за это более высокими небоевыми потерями). Что будет твориться у нас, если попытки действовать сходным образом и смело отрываться от источника снабжения вызовут, скажем, обострение ситуации с боеприпасами, лучше и не думать.