От Ciaran Ответить на сообщение
К apple16 Ответить по почте
Дата 04.12.2019 22:38:06 Найти в дереве
Рубрики Флот; Версия для печати

Re: Русские адмиралы...

Вот, Редигер писал, что после РЯВ вполне серьёзно рассматривалась возможность назначить морским министром сухопутного генерала или вообще штатского (МПС, насколько помню). Обычно связывают с закрытостью морского офицерского корпуса (только для дворян, тот же Макаров мог и не попасть по причине происхождения, как известно). Ценз опять же внёс свой отрицательный вклад.

Про нижние чины: тот же Редигер отмечал отсутствие слаженности экипажей, т.к. формировались непосредственно перед походом, "матросы часто не знали, как зовут соседа по кубрику". При это говорил о текучке квалифированных кадров: мол, вбухали тысячи в подготовку комендора 12дм орудия, а пары рублей в месяц чтобы удержать его на сверхсрочную жалко. Ну и его же комиссия показала, что в среднем постройка корабля в России занимала в 2,5 раза больше времени и стоила вдвое дороже, чем в Британии. Как результат: на те же затраты бюджета строится меньше судов, а их моральная устарелость выше. Как не крути, лучшие броненосцы РЯВ - Ретвизан и Цесаревич - оба иностранной постройки. Сюда же он относил стремление командования флота удерживать корабли в строю как можно дольше с целью раздувания штатов офицеров и гигантских учебных отрядов, где срочники проходят практику на устаревших судах отдельно, и уходят в запас не зная ни техники, ни кораблей, ни командиров, с которыми им предстоит идти в бой.

Денис Козлов называл в числе главных проблем то, что флот был "плавающим, а не воюющим" - мало уделяли внимания собственно действиям в бою, недостаточно следили за влиянием технологий: резко выросшие дистанции боя, развитие систем управления огнем, радиосвязи и т.п. За много лет до этого адмирала Лихачева "прокатили" с идеей Морского Генерального Штаба (который, по идее, и должен был всем этим заниаться), да так, что он в отставку вышел тогда, после РЯВ опять вспомнили его предложения, что характерно.