|
От
|
sss
|
|
К
|
Kalash
|
|
Дата
|
25.11.2019 01:11:11
|
|
Рубрики
|
11-19 век; Флот;
|
|
Глобально как-то так(+)
>Может были шансы у Черноморского флота в Крымскую? Ну, хотя бы нанести большие потери?
0. Прежде всего желательно уяснить, что же было в реале, и только потом думать над любыми альтернативами. Без понимания реала алтернативы лишены всякого смысла.
1. Основная проблема России в Восточной войне - совершенно неожиданнный характер высадки союзников в Крым. Если бы изначально была посталена задача подготовки Крыма (и конкретно Севастополя) к обороне - все должно было бы идти по другому. Но одновременная высадка такого многочисленного (сразу единовременно ок. 70.000) десанта в Крым и его последующее продолжительное снабжение до войны представлялось невозможным.
2. Сами союзники до последнего момента высадки в Крым не планировали и пришли к этому решению во многом спонтанно. 8 месяцев с момента объявления войны их войска (после мобилизации) сначала сосредотачивались на Галиполи для прикрытия непосредственно Стамбула от предполагавшегося нападения (апрель-май 1854) а после того, как нападения не дождались - летом 1854 поехали морем в Варну, воевать с армией Паскевича на Дунае. Оказалось, что и с Дуная русские уже к этому времени отступали, воевать было не с кем, зато в британской и французской армиях открылась эпидемия холеры с тысячами смертных случаев. Холерный мор казался настолько губительным, что дальнейшее нахождение в Болгарии/на дунайском ТВД было сочтено невозможным, и очень быстро, буквально на коленке слепили план похода в Крым, где санитарная обстановка представлялась более благоприятной. Само решение идти высаживать дунайскую армию в Крыму возникло у союзников за несколько недель до собственно высадки (14 сентября 1854), а русские осознали что к ним идет десант видимо лишь тогда, когда увидели союзный флот в легендарный севастопольский телескоп.
3. До этого момента действия союзников против ЧФ ограничивались блокадой. Блокаду осуществляли британская и французская эскадры, базирующиеся в Стамбуле. Состав этих блокирующих эскадр менялся, иногда они превосходили ЧФ, в некоторые периоды были в числено равном составе (причем имели меньшие по кол-ву пушек ЛК и ни одного парового ЛК в эскадре). В этот период ЧФ конечно мог бы дать бой с приличными шансами на успех, но угрозы десанта не нависало, и ничего не мешало просто отсидеться под защитой укреплений - все понимали, что союзники все равно поплавают-поплавают, да и уйдут.
4. Когда союзный флот с десантом показался ввиду Севастополя (11 сентября 1854) он уже был формально значительно сильнее ЧФ, как численно, так и качественно. (Особенно с учетом наличия в нем турецких ЛК, хотя и совершенно небоеспособных, и используемых исключительно как транспорты, но внешне выглядевших вполне как боевые корабли). Ну и раз уж до этого не выходили биться, когда были в равных силах и даже в преимущественных условиях (близость базы, укрепления) - то уж выходить против противника почти двойном числе и с несколькими паровыми ЛК - и вовсе не было никаких резонов. Ну и да, различимых "в телескопъ" транспарантов "ЕДЕТ ДЕСАНТ" на союзном флоте не висело, поначалу вполне могли думать, что это лишь очередной рейд устрашения в рамках блокады. Ну норм, отсиживаемся дальше.
5. Когда союзный флот разделился и пошел к участкам высадки - стало ясно, что что-то идет не так. Но чтобы что-то сделать теперь следовало выходить биться прям щас немедленно (если не еще вчера). На такое решительное решение не решились (Меншиков, главнокомандующий военными и морскими силами в Крыму не приказал, сами морячки тем более не полезли). Союзники в течении полутора суток высадили свое воинство и снова собравшись вместе пришли обратно к Севастополю. Впрочем, до первого боя с десантом и это не казалось чем-то ужасным - его сила была неизвестна, но считалось, что не могла быть такой большой, чтобы разбить русскую армию в Крыму.
6. А 20 сентября происходит бой с десантом на Альме, и десант не то что разбить не удалось, но и сама русская армия довольно беспорядочно отступила, и флот остался перед лицом сильнейшего противника на море + одновременно перед угрозой быстрого захвата Севастополя с суши. Тут наступил некий момент, если не панический, то во всяком случае эмоциональный: осознавая, что выходить на морской бой уже почти самоубийственно - решают топить корабли. После затопления первой партии выясняется, что противник тоже допустил крупную ошибку и на Севастополь по кратчайшему направлению не пошел, и топиться прям щас не надо, но ЧФ как морская сила в тот день перестал существовать.
Вот исходя из этого и следует смотреть, что могло получиться в альтернативе, и что для этого требовалось.
Если бы флот в лице адмиралов был настроен на решительный бой, а командование в лице Меншикова готово его надлежащим образом использовать - были хорошие шансы для успешного боя еще во время блокады летом 1854. Но для этого требовались решительность и понимание, что отсидеться все равно не получится. (понимание это в данном случае = послезнание, да и с решительностью было не ок)
Если бы даже 11 сентября, сразу после обнаружения флота с десантом, было принято решение идти в бой - как ни странно, шансы тоже были. Союзный флот также сильно страдал от эпидемии, на британских ЛК было множество больных, умерших и умирающих, недостаток рук затруднял даже простые эволюции, французские ЛК были под завязку загружены войсками, а турецкие практически были вообще чистой бутафорией. Так что видимо, да, при наличии у флота рефлекса атаковать входящих в отечественные воды, биться с ними не считая их числа - могли бы нанести страшные потери или даже шансы вспоминать этот день как чудо у Севастополя. Но требовать такого рефлекса от типичного "континентального флота" не приходится, и не только от русского, тут он не исключение. В итоге - при вполне разумном, казалось бы, взвешивании всех известных на тот момент раскладов - приняли одно за другим решения, приведшие к гибели флота без боя. (ну да, невозможно было знать, что ЛК противника это плавучие холерные бараки, а французские и турецкие, к тому же, не могут полноценно воевать из-за десанта, видели перед глазами вдвое превосходящую силу, что по "правильным" морским представлениям - оверкилл). Британцы ими японцы на их месте может и атаковали бы, континенталы - нет.