Цитата полностью отвечает на ваш вопрос, т.е. в чем был "шухер" и с чем боролись.
Правительственная Комиссия, приступившая к работе в Чернобыле во второй половине дня 26-го апреля, отметила три главных вида опасности, исходящих в этот момент от ядерного топлива в разрушенном реакторе.
Ядерная опасность.
Главное опасение вызывал тот факт, что в реакторе мог остаться неповрежденным значительный кластер уран-графитовой кладки. Уже первые расчеты, выполненные к началу мая 1986 г. [1.2] показали, что “при отсутствии воды и стержней СУЗ коэффициент размножения нейтронов К¥; составляет ~ 1.16 при температуре ~ 1000°С” и возможно возникновение самоподдерживающейся цепной реакции (СЦР). В других расчетах было показано, что в кластере, содержащем более 154 каналов (~1/10 часть всей кладки), также возможно возникновение СЦР, в случае, если по каким-то причинам в нем нет поглощающих стержней. Менее вероятной, но все же возможной, представлялась ситуация, при которой опасный фрагмент кладки был бы выброшен при взрыве в Центральный зал.
Тепловая опасность.
Согласно первоначальным представлениям часть ядерного топлива могла попасть на нижнюю плиту реактора — схему “ОР”. Тепловая опасность или так называемый “китайский синдром” (распространившееся название, взятое из одноименного кинофильма) состоял в возможности постепенного прожигания раскаленным топливом схемы “ОР”, затем перекрытий нижних помещений реакторного отделения, опускании радиоактивности до уровня грунтовых вод и их загрязнении. Первые расчеты таких процессов были сделаны в “Курчатовском институте” и дали малоутешительные результаты - “синдром” мог стать реальностью.
Радиационная опасность.
Этот вид опасности, прежде всего, был связан с непрекращающимся выбросом активности из разрушенного реактора, в основном из-за горения графита.